Его доставили по Лене на барже. Первый самолет в небе Якутии был российского производства. «Сопвич» английской конструкции был изготовлен в России по лицензии. Первые рейсы из Иркутска в Якутск совершались на гидросамолетах. Путь занимал несколько суток. Первый полет в небе Якутии произошел 8 октября 1925 года. Самолет «Сопвич» привезли на деревянной барже по Лене.
Вместе с самолетом в Якутск приехали летчик Петр Фадеев и бортмеханик Иван Михайлов, два ответственных работника Сибирского ОДВФ - Общества добровольного воздушного флота «Добролет» Масленников и Брузгулис.
По информации кандидата исторических наук, авиатора Владимира Пестерева, прибывший в Якутск «Сопвич» был отечественного производства. Эти самолеты английской конструкции производили на российских заводах по лицензии. В годы Первой мировой войны и гражданской войны несколько «Сопвичей» достались в качестве трофеев. В СССР «Сопвичи» строились серийно с 1917 по 1923 годы.
С 4 по 8 октября доставленный в Якутск самолет собирали для производства на нем первых полетов. Отметим, что «Сопвич» имел колесное шасси.
8 октября самолет взлетел с Даркылаха и спустя некоторое время приземлился на Зеленом лугу.
В истории города еще не происходило такого грандиозного события – первого полета самолета в небе Якутии. На Зеленом лугу собрался почти весь город. В честь полета, прибытия самолета и летчиков состоялся торжественный митинг, в котором приняли участие Максим Аммосов, Платон Ойунский.
Первыми пассажирами стали один из первых кавалеров Ордена Красного Знамени Егоров, Ойунский и Дмитриева.
Первый рейс «Сопвич» совершил в Покровск и обратно. На борту был один пассажир и почта. Были совершены рейсы и в другие улусы. Почта, впервые доставленная из Якутска в улусы всего за несколько часов, произвела исключительное впечатление. Можно смело утверждать, что люди, веками жившие в полной изоляции от очагов цивилизации и культуры, в тисках религиозных предрассудков, при виде самолета в небе, испытали настоящий шок.
Тем временем, правительство ЯАССР обсуждало налаживание воздушного сообщения. 17 ноября 1925 года был подписан акт «О безвозмездной передаче самолета «Сопвич» от Сибавиахима Якутской АССР». Акт подписали М.Аммосов и от Сибавиахима Б.Масленников. Самолету было присвоено название «Красная звезда».
21 августа 1928 года из Иркутска взлетел самолет «Моссовет», так как самолет был собран на средства, собранные трудящимися Москвы. Это был самолет «Юнкерс - 13» немецкого производства. Так была открыта «Иркутск – Якутск» первая регулярная линия над Сибирью, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Самолет «Моссовет» прибыл в Якутск на седьмой день полета 27 августа. Первым рейсом из Иркутска доставлена почта – письма и газеты.
5 октября 1928 года на этом же самолете «Моссовет» из Иркутска в Якутск вылетел летчик Отто Кальвица. Но до Якутска самолет не долетел из-за технической поломки. Недобрый знак. Спустя два с половиной года, 7 марта 1930 года Кальвица погибнет в авиакатастрофе около Сангар.
9 октября того же года впервые на самолете в Якутию привезли 6 голубых песцов для питомника.
Протяженность воздушной трассы над реками Ангара и Лена составляла 2706 километров, обслуживалась гидросамолетами. В Якутске гидропорт был оборудован на Лене около Даркылаха. Позднее сухопутный аэродром был оборудован в районе современного аэропорта.
Скриншот «Old Yakutsk»