Самолет, точнее, что от него осталось, обнаружили в заполярном поселке Черский Нижнеколымского улуса. Местонахождение «борта № 1» установил пилот вертолета, энтузиаст авиации Тимур Фаткулов в начале сентября 2020 года. Тогда же подлинность и уникальность обнаруженного на севере Якутии самолета подтвердил известный историк авиации Якутии, в прошлом авиатор Иван Ефимович Негенбля.
Сенсационную находку «борта № 1» в Черском в свое время опубликовали российские и зарубежные информагентства.
Скриншот видео РИА Новости сентябрь 2020
Пассажирский «Ил – 14П» летал на севере ЯАССР в конце 1950-х – начале 1960-х годов прошлого века. А сейчас доживает свои последние дни на кладбище самолетов в Черском. От самолета практически ничего не осталось, только фюзеляж. Его подготовили для дальнейшей утилизации.
«Я его видел в рабочем состоянии, летающим. А сейчас увидел вот в таком печальном виде, готовом для отправки на металлом», - прокомментировал Иван Негенбля видео и фотографии, отснятые Тимуром Фаткуловым в Черском после находки списанного «борта № 1».
Самолет, ранее перевозивший секретаря ЦК КПСС, главу СССР Никиту Хрущева удалось «опознать» благодаря бортовому номеру – СССР 61755. Под таким номером «Ил – 14П» перевозил Хрущева и сопровождавшую его делегацию в Индию, Бирму и Афганистан. Но каким образом личный самолет Хрущева попал в далекий заполярный Черский? Из состава специального «кремлевского» авиаотряда «Ил – 14П» вывели после авиапроисшествия – во время визита Никиты Хрущева в Украинскую ССР из-за вытекшего авиатоплива загорелся один из двигателей. Благодаря умелым действиям экипажа, самолет удалось благополучно посадить, никто не пострадал.
После происшествия и устранения причин, «Ил – 14П» передали в Якутское Управление гражданской авиации СССР в поселок Черский. После окончательной выработки ресурса, самолет списали и сейчас он доживает последние дни на кладбище самолетов недалеко от аэропорта Черского.
Фото из открытых источников