История одной фотографии. Дом казака Жиркова, который посещал Колчак

20:24 - 20.3.2019 / 1744 просмотра

Наверное, многие еще помнят этот дом, раполагавшийся по улице Ярославского, 16. Он был единственным уникальным архитектурным объектом, сохранившемся в самом центре города. Ориентир здания – между Якутским городским лицеем и магазином «Книжный маркет».

 Дом принадлежал одному из крупных собственников города, казаку Якутского казачьего полка Иннокентию Николаевичу Жиркову.

На месте этого дома планируется построить вторую очередь лицея. Безусловно, это учебное заведение, расположенное в старом здании известной школы №2, заслуживает расширения, никто не против. Но почему же спустя 13 лет после сноса удивительного объекта ничего не построено?

Между тем дом Жиркова представлял собой значительный интерес, как объект культурного наследия города и с архитектурной, и с исторической точек зрения. В Якутске еще остались более-менее хорошо сохранившиеся здания, построенные в 80-х годах XIX века до 1917 года,  особенно в районе Залога. Как правило, это капитальные постройки, сохранившие (пока еще!) красивые лепные детали фасадов, оригинальные чугунные козырьки входов, «зонты», парапетные решетки, изразцовые печи…

Что касается дома Жиркова, то в былые годы двор зажиточного казака имел три основных строения – это дом самого хозяина подворья; дом, где Жирков держал бильярдную с буфетом, в котором собирались служащие и проводили время за азартной игрой, а также небольшой доходный флигель, сдаваемый квартирантам. Из них «в живых» оставался лишь жилой дом Иннокентия Жиркова.

Крупный исследователь архитектуры Якутска  Николай Крадин датировал этот дом 1910-м годом.  Однако наши энтузиасты-краеведы считают, что по всем признакам дом Жиркова мог быть построен в конце ХIX века и их мог посетить тогда еще лейтенант флота Александр Васильевич Колчак, участник экспедиции барона Эдуарда Васильевича Толля по поиску Земли Санникова на шхуне «Заря».

«Известно, что будущий адмирал и Верховный Правитель России трижды бывал в Якутске, – говорит исследователь Александр Дьяконов. – Было это осенью 1900 года в составе экспедиции барона Толля, в марте 1903 года, когда он выступил главой экспедиции, снаряженной для поисков барона Толля. В январе 1904 года он, вернувшись в Якутск вместе с будущей супругой Софьей Федоровной Омировой, проехал с ней далее в Иркутск. Известно также, что в одной из своих поездок на Север, Колчак останавливался во дворе чиновника Киструцкого, соседствовавшего с домами казака Жиркова и коротал время в его бильярдной…»

«Это «Г»-образный в плане, построенный «в лапу» сруб, поставленный к улице Ярославского своим главным фасадом, – поясняет далее Александр Дьяконов. – Крыша вальмовая, стропильной конструкции, с досчатой в два теса кровлей, что подчеркивало архитектурно-художественные достоинства дома. В числе последних и великолепные наличники двух видов как с преобладанием резных, так и с преобладанием точеных деталей…»

После революции Иннокентий Жирков, как крупный собственнк, был сослан. Двор его передали Горсовету и все дома сдавались в аренду различным учреждениям. В самом жилом доме Жиркова, как помнят старожилы Якутска, долгие годы размещался обком профсоюза работников коммунального хозяйства.

Вообще этот район бывшей улицы Полицейской имеет уникальную историю. До революции вокруг дома Жиркова располагались учебный корпус Женского епархиального училища с домашней церковью во имя Веры, Надежды и Любви постройки 1888 года. Рядом располагалось здание образцовой школы того же женского училища. На этом месте и находится городской лицей, бывшее здание школы № 2 1951 года постройки.

Во дворе Киструцкого находилась парикмахерская Муттерперла и дом Егоровой-Сыроватской весьма оригинальной архитектуры. Недалеко находился и знаменитый дом мещанки Монастыревой, где 22 марта 1889 года произошло вооруженное столкновение 32 ссыльных-народовольцев против царского режима и полицейского произвола. Событие получило название «Монастыревская трагедия» и прогремело по всей Российской империи.

Вот такая история дома казака Жиркова, который еще стоял на нашей памяти.

Но не сохранили.

Георгий Спиридонов, Sakhaday.ru