На уникальной фотографии «Мы на лодочке катались», назовем ее так, изображены примечательные личности, которые плывут по Вилюю. Они оставили большой след в истории не только Вилюйского улуса.
Дам на лодочке укатывают: в белой рубашке Эксёкулэх Алексей. Как он оказался в Вилюйске? Алексей Елисеевич неоднократно обращался с просьбой о предоставлении ему места учителя в общеобразовательной школе. В Национальном архиве мы нашли сведения, что, идя навстречу его желанию, инспектор 2-го участка народных училищ К.К.Атласов своим приказом от 24 августа 1912 назначает Кулаковского исполняющим обязанности учителя математики и физики в 4-классном Вилюйском городском училище. Приказ о своей новой работе он получил, видимо, 25 августа. Ввиду обмеления Вилюя последний пароход Глотовых ушел в Вилюйск 10 августа и должен был вернуться только к концу месяца. Оставался один путь — сухопутный, по которому Алексей Елисеевич мог добраться до Вилюйска.
Архивные материалы свидетельствуют, что Кулаковский к началу учебного года к месту работы не прибыл. В начале октября заместитель инспектора училищ 2-го участка Василевский получил телеграмму из Иркутска такого содержания: почему в Вилюйске до сих пор не приступил к работе вновь назначенный учитель (т.е. Кулаковский). На что Василевский отвечает: «Учитель Кулаковский выехал в Вилюйск 12 сентября, верхом». Можно предположить, что Кулаковский к месту назначения прибыл в двадцатых числах сентября.
Рядом с Алексеем Кулаковским сидит известный краевед, герой труда, основоположник теории происхождения алмазов в Якутии, в частности, в Сунтарском улусе Петр Хрисанфович Староватов. Это был уникальный человек. Он родился в Якутске в семье русского казака. В 1892 году окончил Якутское реальное училище и стал преподавать в Чурапчинском педучилище. Здесь Петр сблизился с политссыльными, под влиянием которых увлекся краеведением. Однако вскоре на Староватова поступил донос, и его перевели в Вилюйск.
Там, в 1893 году, началась кипучая плодотворная деятельность молодого учителя и краеведа. Иркутская газета «Восточное обозрение» в одном из номеров за 1901 год писала: «Лучшей школой в настоящее время в Вилюйском округе нужно признать казачью школу в Вилюйске. Этим она всецело обязана нынешнему учителю П.Х.Староватову. Его система преподавания и отношение к ученикам чужды формализма и казенщины».
В лодке стоит Алексей Иванович Немце-Петровский – преподавал в Вилюйской школе и начальном училище, будущий зять Николая Расторгуева – «вилюйского Ротшильда». Считается местным "фотолетописцем" и многие его фотографии хранятся в музеях.
С балалайкой Петр Алексеевич Анисимов - преподавал химию и биологию в школах Вилюйского округа. Это был педагог-новатор, внедривший новые формы обучения в школе, уделявший большое внимание эстетическому и экологическому воспитанию детей. В лодке с ребенком на руках Алексей Михайлович Винокуров - настоятель Новониколаевского собора Вилюйска, протоиерей. Являлся уездным наблюдателем церковноприходских школ Вилюйского округа.
К сожалению, имя дамы с гитарой истории неизвестно.
Ближе к корме на скрипке играет будущий автор эпической оперы «Нюргун Боотур Стремительный» Марк Николаевич Жирков. Его звали "Прометей Якутской музыки".
Алексей Елисеевич выехал в Вилюйск в сентябре 1912 года. Алексей Немце-Петровский ушел добровольцем на фронт Первой мировой войны в 1914 году. Так что, фотографию, скорее всего, можно отнести к 1913 году.
И еще обратите внимание, каким же полноводным тогда был Вилюй в районе города. Со строительством ГЭС в начале 1960-х годов он уже не будет таким никогда. Вот такая история...
Георгий Спиридонов, Sakhaday.ru