История одной фотографии. Ленский расстрел: точка кипения

15:00 - 27.12.2019 / 8911 просмотров

Сегодня мало кто вспомнит, чем был примечателен для России 1912 год. Между тем произошли события, после которых властное царское самодержавие, жандармско-полицейское государство поставили себя в роль обреченных. Страна пошла по радикальному революционному пути, потому что сил терпеть уже не осталось.

По мнению многих исследователей те события стали той точкой невозврата, после которой царский режим уже не мог оставаться в сознании людей приемлемым для России. Мы говорим о волнениях на приисках Ленского золотопромышленного товарищества, расположенных в районе Бодайбо на притоках Лены – реках Витим и Олёкма. Мирная демонстрация рабочих завершилась расстрелом и сотнями убитых и раненых.

В результате трагических событий 4 апреля по старому стилю 1912 года пострадало около 500 человек, в том числе более трехсот погибло. Когда информация о ленском расстреле дошла до Петербурга, общество буквально взорвалось от возмущения – в протестных акциях приняло участие около 500 тысяч человек. Массовые стачки и митинги протеста прошли не только в столице империи, но и в Москве, Риге, Киеве, Одессе, Баку и других промышленных городах.

Неспокойно было и в Якутске. Под непосредственным влиянием расстрела рабочих в Бодайбо забастовали речники на пароходах «Громов» и «Соболь». Всего забастовку объявили 150 человек. Они предъявили требования снять запрет на увольнение рабочих в течение всей навигации. После двухдневной забастовки требования речников были удовлетворены...

Так было, но дальше не будет!

Рабочие направились просить об освобождении арестованных членов стачкома, но прокурор Преображенский коллективные заявления не принимал. Тогда рабочие решили написать индивидуальные заявления о том, что рабочие не виновны, а виновно руководство «Лензолото», нарушившее договор, что оно спровоцировало рабочих на забастовку.

Приведем воспоминания В.Святкина, участника забастовки, слесаря, бурового мастера Федосьевского прииска на Лене, опубликованные газетой «Автономная Якутия» в апреле 1932 года:

«20 лет отделяют нас от Ленского расстрела. Руководителем этого кровавого акта был верный слуга царского правительства, провокатор-палач, жандармский ротмистр Терещенков. 20 апреля на запрос депутата Госдумы царское правительство устами министра внутренних дел Макарова ответило: «Так было, так будет» (замечу, что после революции экс-министру пришлось поплатиться за эти слова, его расстреляли – Г.С.). Царское правительство и жандармский ротмистр Терещенков были убеждены в том, что убийство 500 рабочих, восставших против ада эксплуатации капитализма, запугает революционный класс. Однако революционная Россия на вызов царского правительства ответила: «Так было, но так дальше не будет!».

Кровавый манифест

«9 тысяч рабочих-горняков на Лене жили в отвратительных условиях, там золото не мыли, а добывали его в шахтах, залитых холодной водой, – говорит историк-краевед Эдуард Данилов. – Рабочим приходилось идти в свои бараки, расположенные довольно далеко в сырой одежде по морозу. При этом зарплата была значительно ниже, чем у квалифицированных рабочих в крупных городах. Бытовые условия были отвратительными – бараки были переполнены, в них царила антисанитария. Член комиссии Государственной Думы, созданной для расследования трагических событий г-н Тющевский, побывав на приисках, сказал: «Нам остается одно: посоветовать рабочим поджечь эти прогнившие, вонючие здания и бежать из этого ада, куда глаза глядят».

Процитируем еще одно любопытное профессиональное мнение. В своем интервью изданию «Свободная пресса» 8 января 2012 года доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории Российской Академии наук Юрий Жуков сказал, что именно те события на Лене стали началом конца царской России: «Ленский расстрел мирной демонстрации рабочих многим открыл глаза. Впервые после поражения революции 1905 года в обществе появилось понимание того, что царский режим мало изменился после Манифеста 17 октября, «даровавшего» политические свободы. 1912 год не стал началом революции, но люди всерьез задумались, что нужно менять экономическую и политическую систему управления страной».

На руку большевикам

Отметим, что несмотря на небывалый общероссийский протест, в положении рабочих Ленских приисков ничего существенного в сторону улучшения условий труда и быта не произошло. Большая часть рабочих, которые работали в то время, когда происходили забастовка и расстрел, демонстрации, уволились, в том числе 4738 мужчин и 2109 женщин. На их место были наняты новые рабочие, но все равно на тех же жесточайших условиях жизни, труда и быта. Власть упустила последнюю возможность сохранить свое лицо, не принимала никаких мер по перестройке экономического, а главное, социального устройства государства и дождалась революции.

Большевикам все это сыграло на руку. Советская власть нуждалась в ленских событиях как в очевидном доказательстве неприемлемости капитализма в целом как такового, порождающего, согласно философии Карла Маркса и Владимира Ленина, только антагонистические социальные противоречия. С этого момента отечественная история пошла совсем по иному пути.

Кстати, у некоторых западных историков до сих пор существует мнение, что Владимир Ульянов получил свой псевдоним «Ленин» после Ленского расстрела. В частности, такую точку зрения выражает Роберт Пейн в своей работе «Ленин: Жизнь и смерть». Но это далеко не так. Ульянов использовал свой партийный псевдоним уже в начале ХХ века. Убедитесь сами, если просмотрите работы молодого Ильича...

В первые годы советской власти день Ленского расстрела отмечался как общегосударственная памятная дата.

Георгий Спиридонов

Sakhaday.ru