К чему приводят глумления над сэргэ?

16:49 - 6.8.2018 / 2313 просмотров

К случаю на ландшафтно-этнографическом комплексе «Земля Олонхо» в Мирнинском районе.

Старые, умудренные горьким опытом люди всегда поговаривали, что последствия омерзительных хулиганских выходок с сэргэ, его порча, растопка сегментов старых сэргэ в качестве дров, порождают настоящий «сэт» (якутск. «сэттээх» - влекущее за собой кару).

Сэргэ, как священный ритуальный объект, одинаково почитается у якутов и бурятов – наиболее крупных азиатских народов Восточной Сибири. Мне, в детстве, старики рассказывали, какие ужасные последствия случались после рубок старых сэргэ. Внезапные болезни «косили» целые семьи, возникали пожары, потопы, появлялись психически и нервно больные. Проклятие духов действовало с магической силой. Будь ты трижды образован и уважаем в народе. Состоятельные люди превращались в нищих доходяг, здоровые в калек, образованные - в психических больных. Цветущие луга – в болота, речки – в старицы.

Сэргэ – это не только символ традиционного коневодства у якутского народа, но и предмет религиозного почтения. Это  - отображение сакрального мира, со времен Элляя и Омогоя  - дань уважения светлым помыслам угодным духам Айыы, которые оберегают нас - людей Серединного мира. Независимо от цвета кожи, образа жизни и деятельности. Определенно, это не зависит и от вероисповедования. На стыке границ между двумя соседствующими районами – Сунтарским и Мирнинским, на правом берегу реки Оччугуй Ботуобия, еще в советские времена и в 90-х годах, были установлены сэргэ, приуроченные дружеским связям и датам вхождения Якутии в состав России.

Сэргэ устанавливали официальные делегации Сунтарского и Мирнинского районов. Река Оччугуй Ботуобия, стекающая с продолговатых сопок водораздела Вилюя и Лены, является границей между промышленными районами и якутскими улусами. На правом берегу начинается территория Сунтарского улуса. На левом берегу - официально закрытый в 2000-х годах, поселок Новый.

Там же сегодня находится наплавной мост Мирнинского управления автодорог, посредством которого, техника переправляется на правый берег реки Оччугуй Ботуобия. 5 октября 2002 года, во время празднования дней Сунтара в Мирнинском районе, на опушке леса правого берега Оччугуй Ботуобии, на деревянной планочке были вывешены красивые латунные буквы «Сунтарский улус».

В следующем году их уже не стало. Буквицы из латуни неизвестные сначала обстреляли из дробовиков, затем разбросали по полянке. Злоумышленников тогда никто и не собирался даже искать. К слову надо сказать, что эта полянка стала излюбленным местом любителей спиртного. Оказалось, что уж больно это место чем-то их затягивает. В то время, неким любителям пикников почему-то не понравились сэргэ. Некто, до такой степени раздухарился, что поднял острый саксан на сэргэ. Жестоко вырезал порядочный кусочек иссохшей мякоти и обезобразил узорчатый столб с сакральными узорами-оберегами. А сами сэргэ, скособочились, словно не выдерживая тягость здешней атмосферы. И ни у кого из мирнинцев не нашлась рука облагородить изгаженное место, убрать кучи мусора. Недоброжелательное обращение к религиозным символам не впервые прослеживается в Мирнинском районе.

В 2000-х годах, обезумевшие от избытка адреналина или подвыпившие подростки поглумились над сэргэ парка отдыха и культуры города Мирного, повалили, отработав на них приемы рукопашного боя. Свидетели картины тогда поспешили ретироваться: уж очень возбуждены были в своем облике тинэйджеры. И все это прошло как обыденное, незначительное явление, никто не попытался искать, сострунивать негодяев. Эта выходка не осталась незамеченной, перекоробив многих мирнинцев. Видать доселе никто не втемяшивал хулиганствующим молодым людям, что глумление над сэргэ, дает обратную, мощную, негативную реакцию.

В старину у древних саха, не подрубали сэргэ даже у заклятых врагов, ибо злая сила односложно направленная на святой символ превращалась в наподобие «бумеранга». Человек, расправившийся с сэргэ недруга, при происшествии незначительного времени скоропостижно умирал. Бывает и так, что на оскверненном месте несчастье постигает и совершенно не виновных людей.

Вандалами были осквернены сэргэ в парке культуры и отдыха города Мирного. А здесь же было совершено зверское убийство молодой девушки. Вот такое вот трагическое совпадение! Плохо, что в Мирнинском районе, молодежь не знает, что означает сэргэ и чем влечет осквернение древних, национальных символов. Так вот учтите: Обезобразив сэргэ водруженное в освященную землю с добрыми помыслами и здравицей алгысчита, человек совершает тройной кармический грех – против доброй воли людей установивших его и местности, против древних национальных обычаев, и в первую очередь против себя самого.

Вся горечь в том, что зло излученное хулиганствующим субъектом остается в его замутненной душе на всю жизнь, ожидая отплату. Многомерность человеческого существа, сопричастность духовной природы человека иным планам бытия давно изучено наукой. Почитание древних памятников, прирожденное понятие о вечной справедливости гнездится в наших умах. Однако немало людей неглижирующих старинные обычаи и традиции.

В природе Якутии с незапамятных времен есть такое эзотерическое понятие как месть духов. Сегодня, из-за проделок хулиганов страдают совершенно невиновные люди. Ведь злая аура излученная людьми на определенной местности обязательно «отравляет» местность. Учудив зло, человек становится сообщником лукавого. Вокруг нас не просто тайга – но и захоронения шаманов (в том числе и черных) и удаганок (шаманок), срубы-«кэрэх» для жертвоприношений Верхним Божествам Айыы. А места, где расположены кэрэх-мас, шаманские захоронения лучше обходить стороной.

В детстве, мне рассказывали трагическую историю про бульдозериста то ли из Молдавии, то ли из Украины, снесшего шаманскую могилу и вскоре тронувшегося умом. Но люди не желающие знаться с этим, совершают необдуманные поступки, не считаясь с тем, в нашем эфемерном мире все хрупко и многозначительно. И не случайно, район реки Оччугуй Ботуобия, вокруг поселка Новый пользуется дурной славой среди жителей Мирнинского и Сунтарского районов.

Это – пожалуй, одно из самых жутких мест для добропорядочных граждан в Мирнинском районе. Не счесть, сколько людей пострадало на бродовой переправе через Оччугуй Ботуобию, сколько потеряно ценного груза у предпринимателей, сколько случалось инфарктов и болезненных приступов у бедных пассажиров авто.

Здесь же неподалеку от места оскверненных сэргэ, лютой зимой было совершено зверское убийство водителя автофургона с грузом для села Сунтар. Преступники ограбили фуру, водителя заперли при температуре -50. Только за лето 2008 года, здесь, в водах реки Оччугуй Ботуобия утонуло четыре человека.

Во время летнего разлива 2008 года, в водах Оччугуй Ботуобии утонул водитель «Камаза», житель села Арылах. У шофера заглох двигатель в середине реки. Скинув одежду, водитель попытался переправиться на левый берег, но его затянуло водоворотом. Семья потеряла прекрасного отца, добросовестного, уважаемого всеми труженика.

Летом, 2009 года, здесь на этом же месте произошло кровавое побоище между двумя враждующими группами, борющимися за «хлебное место – переправу». Люди серьезно покалечили друг друга. По этим случаям, я разговаривал с аксакалами алмазного края – Петром Игнатьевым и Иваном Пахомовым. П.Игнатьев объяснял мне, что прощения за глумление над сэргэ можно достичь только лишь с помощью алгысчита и установивших его. Безногий старец Иван Пахомов, такой словоохотливый, вдруг замолчал и в его глазах появились слезы. Пахомов тогда еле пробормотал:» Я боюсь..» Этих стариков уже нет на этом свете.

Но я понял одно, сэргэ - это многосложное сооружение. Вывод один – местность необходимо было вовремя освятить, всячески замолить Божеств Айыы. Установить наблюдение правоохранительным органам. Необходимо обуздывать хулиганство в отношении национальных символов на корню, в том числе неуважительное отношение к древним традициям. А в отношении сэргэ, необходимо было озадачить соответствующих специалистов администрации МО «Мирнинский район», поскольку за эту территорию отвечают именно они. И чтобы сэргэ выглядели подобающим образом, а не предрекали своим жалким видом печальное будущее.

Хотелось бы пожелать, сегодня мирнинским властям, проводить тщательную, доходчивую разъяснительную работу среди молодежи. Мирнинской полиции тщательно контролировать частые вылазки «туристов» на ландшафтно-этнографический комплекс «Земля Олонхо», сооруженное АК «АЛРОСА».

Подытоживая виденные мною неприглядные картины, обращаюсь с просьбой к жителям Мирнинского района: Оберегайте, проницательно относитесь к сэргэ – символу нашего и вашего благополучия!

Источник: Yakutia24/Якутия24

Станислав Алексеев. город Мирный