Известно, что массовая христианизация якутов началась в середине 18 века и завершилась в 20-х годах 19 век, считают историки. Эти события сохранились в архивных материалах.
Благодаря миссионерской деятельности церковнослужителей, народ саха приобщился к высокой культуре, письменности, художественной литературе, печати. Многие будущие известные якутские писатели и поэты, художники, будущие известные государственные деятели обучались первоначальной грамоте в церковно-приходских школах.
Самыми почитаемыми и крупными праздниками считались Рождество, Благовещение, Пасха.
К праздникам местные жители – как якуты, так и русские - заранее запасались сеном, сухими дровами. По мере возможности покупали муку, сахар, чай, кое-где и пряности. Убирали избу, зимние балаганы, застилали стол чистой скатертью, под иконами ставили и зажигали свечи.
В день Рождества застилали пол травой, а на стены вешали еловые ветки, сжигали траву богородицу, что, кстати, дезинфицировало жилье и перебивало плохой запах: до революции в зимних балаганах и юртах вместе с людьми через тонкую бревенчатую стену стояли коровы вместе с телятами, а из-за мороза на улице жилые помещения не проветривались. Тем не менее, приглашали гости и сами ходили в гости.
В Рождество на стол подавали и ели голову жирной коровы, что считалось деликатесом. Пекли оладьи, готовили мясо, саламат.
В церковные праздничные дни отдыхали, прерывали все домашние и другие работы, кроме ухода за скотом.
Гадали на лучинах, вызыванием умерших душ, гадали на зеркале.
«Тем не менее, хотя якуты и крестились в православную веру, они и в церковных праздниках сохраняли элементы язычества. Например, с 14 января, в день Обрезания Господня, по 19 января, Крещение, якуты гадали: ходили к проруби, в заброшенные дома, чтобы узнать свою судьбу», - приводит примеры кандидат исторических наук Афанасий Павлов в своей статье в журнале «Якутский архив».
Только избранные могли подслушать «разговор» лошадей в конюшне или «услышать» у проруби разговоры сюллюкюнов, выходящих в эти дни из воды.
Была традиция, когда кто-нибудь из числа почтенных старцев клали под голову веник и утром рассказывали всем, что им приснилось.
Вообще, вода и снег в дни Крещения обретали особую силу и поэтому считались целебными. Крещенской водой обрызгивали дома, хотоны и скот, тем самым оберегая себя и домашнюю скотину от болезни и хворей. Вместе с тем у якутов сохранилась вера в духа огня, что идет из языческой веры.
Фото: Якутск 17 века, картина Попова