Как в советской Якутии боролись против шаманов: Чирков пугал чекистов своим гипнозом

11:40 - 9.11.2024 / 4733 просмотра

После постановления ЯЦИК 3 ноября 1924 года о борьбе с шаманизмом, далее она только набирала обороты. В начале власти даже возвращали изъятое церковное имущество верующим. Но потом, меры борьбы с шаманизмом и религией вообще, носили уже карательный характер. Сколько платили шаманам за исцеление и камлание? Что сделал с чекистами НКВД шаман Чирков – в продолжении материала о борьбе с шаманами в исторической рубрике.

Ярославский требовал отменить постановление

Товарищи в Якутске приняли это постановление, несмотря на мнение Ярославского, который вначале высказался в поддержку священнослужителей и традиционных верований у народов Сибири и даже потребовал отменить постановление о борьбе с шаманизмом.

В 1920 году Ярославский опубликовал статью «Чем провинились шаманы?». Статья с осуждением постановления Якутского ЦИК о беспощадной борьбе с шаманизмом вышла в газете «Советская Сибирь». Однако, позже Емельян Ярославский пересмотрел свои взгляды, возглавил антирелигиозную комиссию при ВКП(б), под его руководством выходила газета «Безбожник», главное печатное издание атеистов.

В июне 1924 года первый секретарь Якутского обкома Г.Пестун писал М.Аммосову, что «шаманизм выродился как религиозный культ и превратился в шарлатанское знахарство, чему способствовало слабое развитие медицины». Пестун предложил бороться с отсталыми религиозными и культовыми верованиями «методами агитационного воздействия и карательными методами, направленными против деятельности шаманов, наносящих вред населению, занимающимися вымогательством и обманом». Все это вылилось в известное постановление ЯЦИК о борьбе против шаманизма.

В январе 1925 года выходит «Обращение ЯЦИК к якутскому трудовому народу о борьбе с шаманизмом». Обращение подписал председатель культурно-просветительного общества «Саха омук» В.Леонтьев. Для борьбы с шаманизмом – с вредным пережитком прошлого помимо проведения культурно-массовых мероприятий, активизации общественных организаций, предусматривались судебно-административные меры.

«Шаманы не были эксплуататорами»

«Борьба с шаманизмом была направлена на уничтожение целого пласта духовной культуры, формировавшейся в течении многих сотен и тысяч лет. Шаманы в Якутии не относились к классу эксплуататоров, а были служителями культа, самобытными лекарями, носителями древней культуры и знаний», - считает кандидат исторических наук Егор Антонов, подготовивший исследование по изучению борьбы с шаманизмом в Якутии в советские годы.

Сколько платили шаманам за исцеление?

Даже бедняки старались оплатить шаману за камлание, какими никакими, но деньгами, чаще, продуктами – мясом, рыбой. Вацлав Серошевский, отбывавший в конце 19 века ссылку в якутской глубинке в Батурусском улусе, в своих трудах о традиционных верованиях якутов отмечал: «величина гонорара, уплачиваемого за шаманство, бывает различна; выплачивают его только в случае, когда колдовство даст желательные результаты; тогда он достигает 25 рублей и более, обыкновенно платят один рубль и «угощают».

«У меня хранится копия заявления отца 1929 года»

О своем отце – известном целителе, шамане из Абыя Константине Чиркове написала его дочь Александра Константиновна Чиркова. Приведем ее воспоминания, думаем, они будут интересны многим.

«У меня хранится копия заявления отца в улусную избирательную комиссию от 24 декабря 1929 года. В заявлении отец сообщает: «Весной минувшего года я сдал все принадлежности шамана инструктору тов.Бартеньеву. В эту же осень лишен избирательного права голоса, за что - не знаю. При сдаче мною своих принадлежностей мне объяснили, что право голоса остается за мною. Ввиду этого недоразумения прошу избирком о восстановлении меня в правах».

О восстановлении в избирательных правах не могло быть и речи, поскольку вслед за этим начались аресты шаманов по линии ГПУ ЯАССР. Расправу вершили без суда и следствия.

Среди арестованных оказался и Чирков. В феврале 1932 г. его арестовал оперуполномоченный ГПУ ЯАССР Епифанов. Зимой того же года Чиркова привезли в Якутск и держали в тюрьме ГПУ.

Чирков пугал чекистов своим гипнозом: в клубе НКВД он вызвал снег

«Перед тем как вынести обвинительное заключение, отца заставили камлать в клубе НКВД, чтобы уличить его в обмане и разоблачить принародно. Дали ему чужой костюм с бубном и велели показать, на что он способен. Костюм оказался для него тесным, и он попросил свою одежду. Ему разрешили среди множества шаманских атрибутов найти свое. Кстати, к 1930 г. в Абыйском районе было отобрано 65 шаманских костюмов, а со всей Якутии, думаю, их набралось бессчетное количество. В этой груде отец без труда нашел свои вещи. В разгар его камлания в помещении клуба выпал пушистый обильный снег, затем он попросил разрешения запустить в клуб волка или медведя, но зрители хором отказались, испугавшись необычного зрелища.

После этого сеанса по решению особого совещания при коллегии ОГПУ от 15 июня 1932 г. отца освободили из-под стражи, засчитав предварительное заключение на 6 месяцев. Существуют рассказы о том, как отец, находясь в застенках тюрьмы, не раз пугал милиционеров своим гипнозом.

«Однажды допрашивающий пристал к нему с требованием: покажи да покажи, на что ты способен, если ты настоящий шаман. Отец скромно отвечал: «Эчи, нет. Ничего я не умею. Охотничьим промыслом себя прокармливаю, другого занятия нет, такой я зверь».

«Смотри-ка, зверем назвался. Бросьте его в камеру!» — заорал допрашивающий.

Подбежали два молодых милиционера и вытолкали отца из кабинета. Повели по узкому длинному коридору. Один из милиционеров с грохотом открыл дверь камеры, а второй, желая показать свою силу и превосходство, стал его подталкивать сзади коленом, да еще мутузить локтем в спину. Вдруг послышались отчаянные вопли, и, к его удивлению, он понял, что бьет не арестованного, а своего товарища. А шаман, скрестив на груди руки, спокойно наблюдал за их возней возле железной решетки. Побитый конвоир, злобно заскрежетав зубами, приставил дуло пистолета ко лбу шамана. «Осторожно, эта штука может выстрелить с той стороны», — милиционер, услышав хладнокровный голос, с ужасом обнаружил, что приставил пистолет к своему лбу.

Однажды отца вызвали к прокурору. Но он сказал, что не выйдет из камеры, пока не поставят перед прокурором два стула. Условие выполнили. Входит прокурор и видит — перед ним сидят два совершенно одинаковых человека и оба одновременно спрашивают его: «Под именем Чиркова Константина Ивановича кого из нас вызывали?» Удивленный прокурор постоял-постоял и молча ушел».

«После возвращения, отец перестал камлать. Но люди все равно шли к нему»

Семья, дети Абыйского Старца, как в народе звали Константина Ивановича Чиркова тоже пострадали из способности своего отца. Вот как те годы вспоминает его дочь Александра Константиновна Чиркова:

«После возвращения отец перестал публично камлать, но к нему все равно тайком приходили больные. К тому времени в семье родилась я. И стало у него уже восемь детей. Мы всегда жили уединенно вдали от поселка. Я помню наши постоянные переезды от берега одного озера к другому. Видимо, для нашей большой семьи дары озера были большим спасением. Помню, как мама однажды плакала и упрекала отца, что из-за него вся семья вынуждена скитаться среди озер в поисках пропитания, что дети не могут жить в нормальных условиях. Отец против ничего не говорил, все .время молчал. Да что он мог сделать, отмеченный при рождении Верховными силами, принявший зов и присягнувший при посвящении быть верным своему высокому назначению? Он стойко переносил все удары судьбы, поскольку ему ли не знать, что они были временными и рано или поздно обречены на провал.

Гонения на отца коснулись и наших детских судеб. Чтобы учиться в поселке, мы были отданы в разные семьи родственников. Жизнь на чужих харчах не всегда была сладкой. В школе отношение тоже было не из лучших. Помню, как старшего брата не приняли в комсомол только из-за того, что он сын шамана. Мы не имели права чувствовать себя на равных с другими детьми. До сих пор не могу забыть обиду на своего учителя, который однажды в состоянии ярости за то, что я не смогла правильно просклонять по падежам существительное с эпитетом «советский», схватил меня за косы, закрутив мои волосы на пальце, придавил к парте и нарисовал на моем лбу крест. Я тогда была совсем малышкой, и причины классовых разногласий до моего ума не доходили. Насмешки и оскорбления вызывали только детские слезы обиды. Помню, тогда шел 1951-й год. Из-за постоянных оскорблений я решила больше не учиться. Ушла из школы. Но нашлась добрая душа: ко мне пришла воспитательница интерната и уговорила вернуться в школу. Она устроила меня в интернат. Благодаря ее участию я продолжила учебу».

Константин Иванович Чирков – 1891-1974 гг. Родился в Верхоянском округе (в те годы в его состав входил Абыйский улус). В 1932 г. арестован органами ОГПУ НКВД. Освобожден из-под стражи в г.Якутске. Реабилитирован в 1989 г.

Александра Константиновна Чиркова - заслуженный врач Республики Саха (Якутия), врач - хирург, потомственный народный целитель. Скончалась в 2022 году.

Подготовил Аркадий Лебедев

Читайте также:

За что в Якутии привлекали к уголовной ответственности шаманов

Постановление о борьбе с шаманизмом в Якутии подписал Ойунский

Sakhaday.ru