Однажды на выставке национальной одежды, проведенной в ДК дружбы народов имени Алексея Кулаковского, среди цветастых и ярких одежд разных народов якутские наряды выделялись своим мрачным оттенком. Да и сегодня на праздниках можно увидеть женщин в платьях-халадаайах и мужчин в костюмах, выдержанных в темных, черных тонах. Поэтому корреспонденту Sakhaday пришла мысль узнать мнение наших экспертов – какой цвет предпочитают якуты и с чем связан этот выбор.
«Негатив – не черный цвет»
Художественный руководитель той выставки Гор Манукян объяснил, что национальные костюмы передают информацию о темпераменте, характере, сословии, роде деятельности носителя, и якутские черные наряды не переплетаются с темной темой. «Негатив – это не черный цвет. Здесь он ассоциируется скорее с плодородием, землей, ее возделываем», - заявил Манукян, добавив, что ему лично, наоборот, очень понравился строго выдержанный стиль якутских национальных нарядов в темных тонах.
Тяготение к черному цвету в какой-то степени связано с полярной истерией, считает наш постоянный эксперт, ученый-историк, антрополог СВФУ им. М.К. Аммосова Еремей Габышев. По его словам, полярная истерия – это умственное, душевное помешательство из-за суровых климатических условий, тяжелой жизни, правда, в наше время ее больше не встречается – ее не стало в XX веке. В то же время Габышев согласен с тем, что черный цвет для якутов обозначает землю, почву, плодородие. Или просто дань моде.
Черный цвет, по мнению исследователей, свидетельствует о желании уединиться, «спрятаться», в то же время говорит о стремлении выделиться в толпе, одаривает носителя чувством собственного достоинства, важности, власти. Черный цвет также связан с шаманизмом: здесь он символизирует тишину, страх, тьму, потерю и отсутствие жизни, сообщают в источниках. Кстати, его носят и священники, что означает смирение, скромность и отказ от мира суе.
Земля-матушка
Черный не входил в число любимых цветов якутов, просто в прошлом не было разноцветья сукна, объясняет кандидат исторических наук, доцент СВФУ имени М.К. Аммосова Светлана Петрова, при этом добавив, что раньше не было такого понятия «любимый, не любимый».
«Если традиционным смыслом черного цвета у некоторых народов является пустота и отсутствие света, горе, смерть и мрачность, то в понятии якутов темные тона серого, коричневого цвета, в том числе черный, символизируют землю-матушку и олицетворяют «землю-душу» (буор-кут) человека. Якуты верили, что «буор кут» (земля-душа) похожа на коричневую вошку с рогами и находится в ушах человека», - рассказывает доцент.
По ее информации, раньше сукно привозили в основном черного, красного, голубого и иногда зеленого цвета. В шитье, например, якутских нарядных шуб «бууктаах сон», «кытыылаах сон» и конских убранств использовали черное сукно или мех темного цвета. Если верх шубы был черного цвета, то обрамление было красным и наоборот, при этом мастерицы между ними умело использовали шелковые ткани, рассказывает историк.
По ее словам, например, теплые тона натуральной дубленой кожи и пушного меха традиционно сочетались с холодными сине-голубыми тонами в сочетании с черным цветом бисерной вышивки. Причем, черный цвет при этом использовался в ограниченном количестве, чем сине-бело-голубой, а сам яркий красный или черный цвет сукна требовал использования более ограниченных, но ярких видов цветов. «Как правильно отметил Иванов В.Х., «…старые умельцы добивались звучности не использованием слишком яркого цвета или многоцветья, а использованием контрастов немногих, сгармонированных цветов, - рассказывает Светлана Ивановна.
По ее словам, якутские мастерицы были очень грамотны в использовании широкой гаммы цветовой тональности. В традиционном шитье восприятие цвета сложилось естественно, в условиях окружающей природы. «Мастерицы в своих орнаментальных узорах, используя природное цветовое восприятие, воплощали всю палитру: от пробуждения весенней природы, мечты о летнем солнце и изобилии растительности, красоты осенних листопадов и до холодных тонов зимней якутской стужи. В их работах присутствует чувство меры, вкус и стиль», - говорит доцент.
Якутский хроматизм
По словам Светланы Петровой, на первый взгляд у якутов названия цветовых оборотов кажутся ограниченными, то есть два цвета в якутском хроматизме вроде бы обозначены одним названием: к примеру, красный, фиолетовый – кыhыл; желтый, оранжевый – саhархай; голубой, синий, зеленый – күөх. «Опираясь на определении только названий якутского хроматизма, некоторые исследователи традиционной якутской культуры считают, что якуты слабее дифференцируют цветовой спектр, но, анализируя архаичные названия цветового восприятия якутов на материале фольклорных текстов, можно наблюдать довольно широкий спектр цветовых обозначений. Они гораздо более живописны и выразительны», - рассказывает ученый.
По информации доцента, Вацлав Серошевский подчеркивает, что «подбор и сочетание цветов у якутов тоже своеобразно: оно менее пестро, чем у тунгусов». Но древние мастерицы «не слабо дифференцировали цветовой спектр», а умело использовали цветовую звучность, объясняет она. Правда, к примеру, для шитья конского убранства действительно характерна ограниченность цветовой гаммы, добавляет историк.
Кстати, у этнографа Александра Миддендорфа, есть интересная заметка о затруднении северных народов определять цвета. «Как в торговле с северо-американскими туземцами вскоре оказалось, что для кушаков-вампум требуются черные и белые бусы, якутам нужны были белые, синие и черные», - писал он.
Красный цвет отпугивал от абаасы
По ее словам, в прежние времена выбор определенного цвета в традиционном шитье был обязательным, так как цветовая символика предметов и одежды имели культовое значение, а с религиозной точки зрения, выбор цвета у мастериц не был случайным, так как каждый определенный цвет нес в традиционной культуре якутов свою смысловую нагрузку.
Излюбленным цветом якутов, по словам доцента, был желтый цвет и его оттенки: желто-красный – саhархай, оранжевый – арыы саhархай (желтое как масло), рыжий – саhыл саhархай – (рыжая, как лиса), продолжает доцент.
В обрядах четко просматривается культовое значение белого цвета (белая шкура, белый цвет ритуальной пищи, совершенно белая лошадь, белое одеяние, белая палка) в цветовой культуре якутов, как символа верхней небесной страны, где обитают мифологические божества; в традиционной вышивке белый цвет является символом жизни, счастья, всего светлого, сообщает доцент.
По ее словам, насыщенный красный цвет у якутских мастериц также является ведущим цветом в изготовлении конского убранства и женской одежды. Он, продолжает историк, символизирует жизнь, кровь, огонь и является цветовым кодом, олицетворяющим материнскую душу – «ийэ кут», придает торжественность и нарядность. Красный цвет использовался и как отпугивающий демонов-абаасы цвет, встречается в бахромках чепраков, колчанов, в шаманских атрибутах, в ритуальной веревке салама, сообщает она.
«Как отмечает Луиза Львовна Габышева, красный цвет передает идею полового возбуждения, похоти и любовной страсти. Об этом свидетельствует и то, что вставки на передней и задней части вышитого навершия шапки «дьабака», которые символически отображают женскую грудь и половые органы, обязательно отделываются красным сукном», - рассказывает Светлана Ивановна.
По ее информации, гамма сочных красных, желтых оттенков с сине-голубыми тонами вышивки ассоциируется с прекрасным теплым и ясным осенним днем, но в то же время, цветовое сочетание красного с черным подчеркивает строгость всей орнаментальной композиции чепрака.
Зеленый – цвет тайги, красный – цвет крови, синий и голубой – цвет неба, объясняет доцент. Кстати, по словам руководителя той выставки национальной одежды Манукяна, светло-голубой цвет автоматически ассоциируется с холодом и Севером, а белый – цвет природы и нравственной чистоты. «Видите, как специфика совпадает. Наряд точно передает образ», — считает он.
Каприз моды
В сегодняшней науке появились новые интересные гипотезы о лечебных свойствах цветовых кодов, говорит доцент. К примеру, тот же черный цвет, поглощающий все цвета спектра, объединяет в себе все лечебные свойства цвета, а в современной интерпретации коричневый цвет – цвет земли – способствует расслаблению и отдыху, добавляет историк. Кстати, если смешать все цвета в равной пропорции, получится черный цвет.
«Черные платья, которые сейчас носят женщины, это капризы моды. На черном фоне медь, латунь, серебро очень хорошо смотрятся», - считает Светлана Петрова.