Вспомним, с чего начинались женские движения и организации в Якутске, кто их возглавлял. Толчок к пробуждению и развитию общества в отношении прав и свобод женщин в Якутии послужили, конечно же, революции 1905-го, Февральская и Октябрьская революции 1917-го.
Но и до этих крупных политических событий, в ссылке в Якутии находились женщины-политссыльные. И не просто революционерки. Например, именно в Якутии отбывала ссылку Екатерина Брешко-Брешковская (1844-1934 гг.), одна из первых женщин политкаторжанок в России (впервые была арестована в 1874 г., отбывала ссылку в Иркутской губернии); одна из основательниц партии социал-революционеров, эсеров. Причем, самой активной, боевой ее части.
В 1914 году Брешко-Брешковскую направили в ссылку в Якутск. Но здесь она пробыла недолго. В силу своего возраста (70 лет!) и здоровья, её перевели в Иркутск.
Керенский, будучи главой Временного правительства России в 1917 году назвал ее «бабушкой русской революции».
«Клубы любительниц» …революций
И вот на волне общественной активности первых революций, в Якутске начали создаваться клубы, союзы и кружки. И не просто «клубы любителей вышивки крестиком». В Якутске еще до революции были Якутская женская гимназия, Епархиальное женское училище и при них действовали кружки. «Назывались они по-разному – «Метеор», «Светоч», «Молодые силы», «Маяк». И имели разную политическую направленность, находились под влиянием разных общественных сил. И не все они носили революционный характер», - отмечала в одном из своих исследований, профессор ЯГУ-СВФУ им. Аммосова Людмила Тимофеевна Иванова.
Например, в Епархиальном училище, кружок девушек имел религиозно-нравственную направленность, были литературно-художественные кружки. Из них более политизированным и влиятельным был кружок «Маяк».
После Февральской революции 1917 года в Якутске начали создаваться профессиональные союзы, объединения. И среди них женские – Союз татарских, якутских женщин. В архивах сохранились их имена: Осипова, Обутова, Стрекаловская.
В марте 1917 года (точная дата неизвестна) был создан Союз женского равноправия, чуть позднее в середине апреля был создан – Союз работниц. Их активными членами были Григорович, эсерка Мезенцева, владелица типографии в Якутске Семенова-Угловская.
Кстати, впервые в состав Якутской управы (мэрии тех лет) была избрана Мезенцева. Она же состояла в продовольственном комитете ЯКОБ (Якутский комитет общественной безопасности, своего рода Временное правительство Якутской области 1917 года).
С 26 марта по 16 апреля того же года в Якутске прошел первый областной съезд якуток и крестьянок. Съезд устранил дискриминацию женского труда, делегатки съезда определили равную оплату за мужской и женский труд, установили 8-часовой рабочий день и еженедельный день отдыха (воскресенье).
Почему так долго проводился съезд? Это объясняется просто – тяжело было добираться в Якутск на санях весной.
Калым ликвидировали только в 1924-м. И установили права женщин при разводе
По книге Серошевского, «многоженство у якутов существовало издревле». Но иметь и содержать вторую жену мог позволить себе только богатый человек, как и выплатить калым за невесту. Калым – выкуп за невесту, выплачивали домашним скотом, лошадьми. Но в советское время, калым запретили.
В декабре 1924 года в Якутске проходил III Всеякутский съезд Советов. В президиум съезда тогда обратились делегатки: Готовцева, Нахаева, Обутова, Осипова и Савина с заявлением о необходимости запрета калыма «как пережитка средневековья, превращавшего женщину в предмет купли и продажи». Предложение тружениц советской Якутии, товарищи поддержали. Также съезд принял решение об имущественных правах женщин при разводе; о запрете выдачи замуж несовершеннолетних; теперь жениться или выйти замуж можно было выйти с 17 лет (позднее поменяли – с 18 лет, но по уважительным причинам, при особых обстоятельствах и исключениях – с 16 лет).
Первый съезд трудящихся женщин Якутии состоялся 8 марта 1925 года.
При подготовке использованы материалы ж. «Якутский архив»