"Когда люди работают ради людей". Предприниматель из Якутска рассказал, почему будущее за мини-заведениями для друзей

16:58 - 25.5.2020 / 4150 просмотров

Дуолан Григорьев известен среди молодежи Якутска как организатор вечеринок, владелец химчистки для обуви и кафе китайской кухни. Он рассказал Sakhaday о том, как выживает малый бизнес во время локдауна, почему решился на открытие закусочной, считает ли себя патриотом.

Хотели для молодежи, получилось для всех

В 18 лет я устроился на работу в салон сотовой связи. Через полтора года руководитель, увидев наши результаты, дал нам денег на то, чтобы мы развивали свой бизнес. Мы "гоняли" большие партии iPhonе, проработали несколько лет, затем закрылись, когда евротесты потеряли актуальность. За это время мы научились вести дела, узнали для себя что-то новое.

Поработав некоторое время в строительной сфере и в частной компании, я согласился на предложение друга открыть химчистку. Она необычна тем, что мы берем на чистку обувь. Сначала мы ориентировались на молодежь: дешевле восстановить старые кроссовки, тем более если они любимые, чем покупать новую пару. Но со временем клиентская база расширилась - нашими постоянными заказчиками стали дамы, которым требовалось освежить цвет сапог, подкрасить каблучки. Сейчас у нас более 2 тысяч постоянных клиентов. Всегда стараемся угодить их желанию. В прошлом году обратилась девушка, попросила перекрасить черные ботфорты в белый, потому что нужного цвета в магазине не оказалось. Краски ушло много, услуга ей обошлась недешево, но зато обувь подошла к ее свадебному наряду.

Бумерам нет места

Но есть у меня другое дело, которому шестой год, и оно рассчитано только на миллениалов и зумеров. Мы устраиваем вечеринки, и они пользовались спросом даже во времена существования известного клуба "Европа". Как-то попали в момент, когда клубная культура постепенно сходила на нет, и начала закрепляться мода на вечеринки с жанровой музыкой. Неверно было бы думать, что из-за таких пати прекратили сущестовать ночные клубы. Это был естественный процесс. Наоборот в "Европе" мы сделали много проектов, привозили музыкантов и проблем, которая ныне существует, с площадкой, отвечающей их техническему райдеру, не было. Сейчас все приходится собирать по кусочкам: арендовать зал, аппаратуру и другие составляющие.

Мы сегментировали вечеринки, есть техно-, рэп-, диско-, хаус-вечеринки, есть закрытые мероприятия. Успех зависит от многих факторов. Мероприятие должно быть интересным. Надо, чтобы оно не совпадало по датам с другими значимыми событиями в городе. Важно, чтобы к этому времени многие получили зарплаты, стипендии. Но самое главное - это, конечно, твоя аудитория. Она должна захотеть попасть туда.

Мероприятий было много, мы проводили их каждую неделю. Доход зависел от масштаба и формата вечеринок, каждый раз получали разную выручку. В одних случаях это была такая сумма, на которую можно было сходить с друзьями поесть в ресторане. Иногда, да, это была хорошая денежная история. У нас не было громких неудач. Но я слышал, что бывало привозят музыкантов, оплачивают гонорар, а народ не приходит.

Последний удавшийся проект - это вечеринка на 14 февраля, которая собрала 700 человек. Было тесно, но душевно. Сейчас, понятное дело, мы не занимаемся этим. Ребята, которые работали со мной, переквалифицировались в таксистов и курьеров. Мы живем в ожидании лучших дней.

Закрыть боли в общепите

Есть еще третье дело. Существует оно не так много времени, но в данное время есть все показатели для развития. Это закусочная "Китай город". История с заведением связана с закрытием нашей боли в сфере общественного питания: мне не нравится сложившаяся ситуация, мне хочется, чтобы общепит работал по-другому. И эти боли закрылись в наших проектах. Например, два года назад в городском парке можно было купить только шаурму, хотдог и шашлык. Мы там часто гуляли с нашим ребенком, и не могли купить ему ничего, кроме картошки фри. И мы подумали, наверное, людей с такой проблемой, как у нас, немало, и хорошо было бы закрыть эту потребность, открыть точку с едой с современным подходом с вкусным и интересным меню. Так родилась совместная с нашим другом идея, и мы открыли закусочную "Аллея". Мы пекли бейглы, готовили пасту и салатики. Отработали все лето, остались в плюсе.

Нас полюбили, мы получили очень много фидбеков в соцсетях - народ хотел продолжения. Когда нашли помещение, стало понятно, что под "Аллею" оно не подходит, и надо запускать заведение с другой концепцией. Жена и друг съездили в Москву на обучение, проанализировали там местные едальни, и мы остановили свой выбор на китайской кухне. Сделали ремонт, придумали концепт, и пять месяцев назад запустились. Меню нам помогали делать иностранцы - обращались к китайским поварам, наш друг из Вьетнама научил делать отличный "том-ям". Конечно, по сравнению с другими заведениями, мы малыши, существуем всего на 40 кв.м. Но у нас есть свои постоянные гости, которым понравился наш подход с времен "Аллеи". И думаю, что таких небольших кафе, которые для друзей и друзей друзей, станет все больше.

Маленькие заведения держатся за качество, у них особый подход, любовь и привязанность к делу. Они живут им и болеют за него. И это отношение, когда люди работают ради людей, чувствуется и ценится, отзывается рублем и фидбеком в соцсетях. Это та история, когда комментарий "Ребята, у вас сегодня с салатом что-то не то" не негатив, а забота.

Якутск - город меломанов и гурманов

На самом деле мы были уверены в своей аудитории. Пока не закрылись, у нас было много посетителей, а в первое время открытия народ выстраивался в очередь. Мы получаем кучу отзывов как позитивных, так и негативных. После вторых мы для себя делаем выводы и стараемся меняться в лучшую сторону.

Пандемию мы восприняли не как проблему, а как точку роста. У нас не было доставки, о ней часто спрашивали. Мы иногда ее делали друзьям и нашим постоянным гостям, но всерьез заняться не планировали. И тут вышло так, что нужно ее запускать. Сейчас мы расширяем меню.

Считаю, что жители нашего города разбираются в качественной музыке и еде, в целом, вкус проявляется во всех аспектах жизни. По той же причине к нам приходят франчайзеры. Большие компании видят, что люди готовы платить за возможность быть частью глобального потребления.

Поддерживаю ли мнение, что со временем у любого заведения в Якутске ухудшается качество? Слышу такое иногда. Думаю, что нет однозначного ответа. На свой счет могу сказать, что мы начали извне, мы любим поесть, чувствуем, как должно быть в заведениях со стороны гостя, поэтому мы делаем упор именно на те точки, в которых просаживаются многие заведения.

Кто кумир для молодежи?

Сейчас в бизнесе меняется даже подход в рекламировании своей деятельности. Каналы связи изменились. Если раньше мы практиковали сотрудничество с блогерами, то сейчас держим связь с аудиторией через соцсети и сотрудничаем с инфлюэнсерами. Это связано с тем, что, во-первых, блогеры выросли и уже меньше ходят на наши мероприятия. Во-вторых, настала эра быстрых коммуникаций - наша аудитория не смотрит телевизор, не мониторит инфосайты.

Кроме того, у моих ровесников и тех, кто младше нас, другие интересы и кумиры. Сейчас современные люди видят в качестве идолов персон, которые сами сделали себя либо вопреки каким-то жизненным ситуациям, их впечатляют и вдохновляют истории self made.

Почему нет молодых в "Деловой России"?

В последнее время становится больше молодых предпринимателей с современным подходом и видением бизнеса. В нашей сфере много дружественных организаций. Кто-то бы сказал, что мы прямые конкуренты. Но мы дружим и помогаем друг другу.

Отсутствие молодых предпринимателей во всевозможных проправительственных бизнес-сообществах говорит о том, что молодые люди не верят в эффективность таких структур. Не могу сказать, что они не эффективны. Скорее всего, у молодых нет доверия к ним, и они не видят в этом пользу для своего дела.

Я не обращался ни разу за какой-либо помощью. Стоит ли тратить время и силы на небольшую помощь, которую могут оказать, а может нет. Я лучше потрачу время на то, чтобы сделать свое предприятие эффективным, и заработаю за это время больше денег. Но я был очень рад тем 12 тысячам рублям, которые упали на мой счет недавно в качестве помощи от государства во время пандемии.

Некоторым моим знакомым приходится сложно в это время. Они закрыли заведения, распустили персонал, потому что сложно соответствовать требованиям, которые предъявляются для оказания правительственной помощи.

Мы подавали заявку в банк для реструктуризации кредита, получили отказ. Но мы переформатировались, наш арендатор пошел нам на уступки и создал особые условия. Потому мы пока держимся на плаву, никого не сократили, сохранили всем сотрудникам зарплату, рассчитываемся вовремя с поставщиками и банками.

Самой действенной поддержкой для малого и среднего бизнеса, я считаю, продление налоговых каникул. Понимаю, что из этих денег формируется бюджет, но все же. Другую помощь государство не сможет нам оказать. Не сможет обязать арендаторов не взимать оплату, платить за меня зарплату работникам, договориться с поставщиками. Поэтому остается только такая форма помощи.

Борец за права или индивидуалист

К сожалению, не могу считать себя патриотом, так как не верю в наше государство как хотелось бы верить из-за нашей действительности. Это, на самом деле, сложный вопрос. Во многом так происходит, потому что наши права не защищены государством в той степени, которая необходима.

Конечно, молодежь обсуждает глобальные вопросы. Я себя считаю закрытым человеком. Но в каких-то случаях есть своя точка зрения, которую я готов отстаивать, есть вещи, за которые я готов топить. Не считаю, что есть какое-то абсолютное количество людей с активной гражданской позицией или являются крайними индивидуалистами. Но когда я вижу, что ущемляются мои права, права моих родителей и детей, я готов за них бороться. Не должно быть несправедливости в отношении любого, абсолютно любого, человека.

Что будет после

Сейчас, конечно, самая популярная тема для разговоров - что нас ожидает после пандемии. Первое, что приходит на ум - руки мыть мы не перестанем так часто. В остальном - многое перестроится, рынки поменяются. Служб доставки станет еще больше, последуют другие интересные предложения. Люди не сразу вернутся в кинотеатры, за время карантина многие привыкли смотреть "Нетфликс". Но они голодны до интертеймента, потому спрос на ивенты сохранится. Возможно, они видоизменятся - большие, тесные вечеринки отойдут на второй план, хотя бы в первое время.

Жизнь, безусловно, поменяется. И самой главной ценностью станет человеческое общение - общение face-to-face.

В целом, есть простой рецепт, чтобы не падать в отчаяние. Нужно любить свое дело, болеть им, жить своим проектом. Ну и считать деньги.

Саша АЛЕКСАНДРОВА

Sakhaday.ru