Все мы слышали или знаем о существование высшей награды в СССР звании «Герой Советского Союза», которое давалось за совершение настоящего подвига, но не все знают что среди героев были и те, кто лишился этого высокого звания.
Всего 74 героя были лишены самого высокого звания в стране. Есть среди них маршал, генералы, полковники, подполковники, майоры, капитаны и лейтенанты. Немало среди них сержантов и рядовых: трудяг передовой – «рабочих войны». У каждого из них своя судьба на фронте и своя в мирной жизни.
А если посмотреть на этот список более тщательно, с достаточным анализом, то можно увидеть совсем другую картину, чем в официальных источниках – картину человеческого безразличия к героям и чрезвычайной требовательности к высокому званию вместо чрезвычайной заботы и внимания.
Младший лейтенант, парень молодой!
Как-то в начале нулевых, во время командировки в Нюрбе, столкнулся с интересным фактом. Ветеран авиации Якутии Михаил Егорович Васильев рассказал о человеке, о котором ни разу не слышал и не ведал. Им оказался Николай Петрович Кудряшов – офицер разведки и Герой Советского Союза. Документов, подтверждающих эти сведения, мы впоследствии не могли найти ни на предприятии, ни у родственников.
Тем временем было много разговоров о том, что он настоящий Герой и за что он был разжалован. Одни говорили, что он, якобы, рассказывал, что в одном из боев остался один и уничтожил 8 немецких танков, атака немцев на этом участке фронта захлебнулась и они были вынуждены повернуть обратно.
О послевоенной судьбе этого человека вообще рассказывали небылицы. Якобы он работал председателем колхоза и промотал колхозное добро, за что и был осужден судом и лишен всех наград, включая звания Героя Советского Союза.
Но вот спустя длительное время нам удалось найти копию личного дела лейтенанта Кудряшова Николая Петровича.
Николаю Кудряшову была уготована судьбой трудная жизнь. Он родился в 1922 году в семье рабочего-шахтера в г.Черемхово Иркутской области. Когда ему исполнился год, умерла мать, в семь лет умер отец и до 11 лет он воспитывался в детдоме. В дальнейшем его взяла к себе сестра.
В 17 лет поступил на работу в шахту им.Кирова в качестве ученика электрослесаря. В 1942 году был призван в армию старшим пулеметчиком в 520-й стрелковый полк 167-й стрелковой дивизии. В 1943 году его назначили командиром пулеметного расчета. Сражался он храбро, об этом свидетельствуют награды: в 1942 году награжден медалью «За отвагу», в 1943 году орденом Славы III степени.
Его боевое мастерство росло, и в 1943 году он назначается командиром пулеметного взвода с присвоением звания младшего лейтенанта.
Уволенный в запас
В 1944 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за геройство и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками лейтенанту Кудряшову Н.П. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В служебной характеристике на командира взвода 3-й пулемётной роты 465-го стрелкового полка Героя Советского Союза лейтенанта Кудряшова Николая Петровича «1922 г. рождения, образование 4 класса, чл. ВКП(б) с апреля 1944 г. п\б 6359586 от 26.12.45 г.», подписанной командиром 3-го стрелкового батальона майором Каниболоцким, написано: «Герой Советского Союза лейтенант Кудряшов за время пребывания в 465 стр.полку 167 с СКдКд с 6 ноября 1945 г. по настоящее время (по 26.12.45 г. – Г.С.) на должности командира пулеметного взвода 3-й пулеметной роты проявил себя как дисциплинированный, волевой офицер. Точно и быстро выполняет все приказы и поручения, добросовестно относится к своим обязанностям… Повседневно работает над повышением своих знаний в боевой и политической подготовке и своего общеобразовательного уровня. Принимает активное участие в общественной жизни подразделения. В тактической подготовке имеет хорошую оценку… Свою работу знает и любит. Дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным. Бережно относится к военному и государственному имуществу. Идеологически выдержан. Морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан».
А через несколько месяцев в 1946 году в аттестации на присвоение очередного воинского звания ему была дана диаметрально противоположная характеристика:
«…Имеет исключительно низкий общеобразовательный уровень… Был послан на курсы усовершенствования офицерского состава, но учиться не стал. Некультурный, в общественных местах ведет себя недостойно, часто употребляет алкоголь, пьянка сопровождается дебошем. Авторитетом среди личного состава не пользуется. Внешний вид неряшливый и не подтянут.
Вывод: перспективности роста в Красной Армии не имеет. Уволить в запас.
Командир 3-й пулеметной роты капитан Соколан.
Командир 3-го стрелкового батальона ст. лейтенант Хасанов».
Вот так, одним росчерком пера была перечеркнули характеристика, подписанная майором Каниболоцким пять месяцев тому назад. Что могло случиться за это время? Боевой офицер, не раз смотревший смерти в глаза, заслуженно удостоенный самой высокой воинской награды, не стал искать защиты от этих не очень порядочных командиров и, уволенный из армии, поехал в родное Черемхово.
В Амакинке
В конце 1946 года он поступил на работу в шахту имени Кирова помощником главного механика. С 1949 по 1952 год работал машинистом экскаватора. Согласно личному делу, в марте 1952 года оказался осужденным на 6 лет. За что – данных на тот момент не нашли. Но, учитывая суровость законов тех лет, можно сказать, что преступление, за которое он понес наказание, не было очень крупным.
В марте 1954 года он был освобожден из заключения. По всей вероятности, он где-то оспаривал решение суда, и степень его наказания смягчили. Может, его судьбы коснулась амнистия, объявленная после смерти Сталина. После освобождения из заключения работал на той же шахте им. Кирова в Черемхово электрослесарем, крепельщиком.
Осенью 1956 года он решил поменять место жительства, переехал в Якутию и работал горнорабочим 167-й партии Амакинской экспедиции в Оленекском районе. Видимо, скитальческая жизнь экспедиции надоела, и он в марте 1964 года устроился в Нюрбинский объединенный авиаотряд водителем автопогрузчика.
Из архивных справок
Работая в Амакинской экспедиции, база которой была в Нюрбе, он состоял на воинском учете в Нюрбинском райвоенкомате. 11 марта 1960 года отдел наград Президиума Верховного Совета СССР направил в Нюрбинский райвоенкомат письмо за №221:
«Нюрбинскому райвоенкомату Якутская АССР
тов. Афанасьеву,
пос. Нюрба
На Ваш №3/90 от 10.11-1960 г.
Сообщаем, что Кудряшову Николаю Петровичу, 1922 г. рождения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Кроме того, Кудряшов Н.П. был награжден: орденом Славы III степени - приказ 38 Армии от 16 декабря 1943 г. №0130/н и медалью "За отвагу" - приказ 520 стрелкового полка от 20 января 1943 г. №06.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 января 1953 года он лишен данных наград.
Заведующий отделом наград.
(Ф. Сказиков)».
После освобождения из заключения Кудряшов видимо добивался каких-либо льгот для себя, к этой мысли подталкивает справка архива Министерства обороны:
«Сообщаю, что в приказе по 520 сп (стрелковому полку) за № 0124/л от 24 октября 1944 г. значится: Нижепоименованный о/с, возвратившийся из госпиталей по выздоровлении, зачисляется в списки полка:
Командир взвода ПТР 1 стр. батальона Герой Советского Союза мл. лейтенант Кудряшов Николай Петрович назначен на прежнюю должность от оп.256084сд1 Л179.21.12.1954 г.
Исп. Курнаев.
Начальник архивохранилища майор Ершов».
Не верил, что живой
За годы работы в Нюрбинском авиапредприятии Кудряшов оставил о себе неплохую память. Его знали во всех службах как Кольку-Героя. Кто-то не верил, что он настоящий Герой. Бывало, он рассказывал – за что ему было присвоено звание Героя.
Один из наиболее вероятных вариантов его подвига содержится в воспоминаниях ветерана авиации Якутии и Нюрбинского авиапредприятия Владимира Николаевича Пан-Си-Хэ, близко знавшего Кудряшова. Мы приводим со слов Михаила Егоровича Васильева: «Николай Петрович был очень общительный человек, в отряде не было никого, который бы не знал его. Мне часто приходилось с ним встречаться и разговаривать. Как-то я его вывел на разговор - за что ему было присвоено звание Героя. Он рассказал следующее:
– Моему пулеметному взводу приказали захватить плацдарм на противоположном берегу реки, сильно укрепленном фашистами, и удержать его до прибытия основных сил. Взвод плацдарм занял и укрепился на скорую руку. Немцы предпринимали многократные атаки, пытаясь нас уничтожить или сбросить обратно в реку. Взвод сражался храбро, бойцы один за другим погибали в смертельном бою. Вдруг я ощутил, что остался один, а немец продолжал атаку за атакой. Вот они передо мной – искореженные злобой лица, глаза фашистов. Мне стало жутко, но другого мне не оставалось, как сражаться до последнего патрона. Зажмурил глаза, чтобы не видеть злобные физиономии фрицев, и продолжал отчаянно косить пулеметным огнем ряды врагов. Вдруг вокруг стало тихо, открыл глаза, вижу перед собой гору трупов. Оглянулся в сторону реки, вижу – на берег перебираются бойцы нашего полка. Еще долго не мог поверить, что остался живой…
Он работал в нашем предприятии семь лет, не более. Отношение людей к нему было доброжелательное. Конечно, он имел склонность к выпивке спиртного в быту, но на работе к нему не было нареканий, он был работящий человек. На праздниках его наравне с другими участниками войны чествовали».
Герой страны
В сознании не укладывается, как можно лишить звания Героя Советского Союза, да и других наград, которыми люди отмечены за героизм и мужество при защите Родины. Оступился человек, суд определил меру наказания – логичнее было бы приостановить действие наград в период отбывания наказания.
Сколько унижений натерпелся Герой в результате такого решения Президиума Верховного Суда СССР по отношению к нему?! Эту тайну он унес с собой. Николай Петрович был внешне веселый, коммуникабельный человек, а свой душевный дискомфорт нередко заливал алкоголем.
По воспоминаниям ветерана здравоохранения Тельмана Мярикянова, который встречался с Кудряшовым: «Это было еще где-то в 1956-57 годы. Во дворе гостиницы Амакинской экспедиции, впоследствии ставшей известной, по прихоти журналистов, под названием «Золотой клоп», была волейбольная площадка. Иногда он с нами играл в волейбол. Однажды он, подвыпивший, с кем-то громко спорил и говорил: «Я – Герой Советского Союза!». Тут поднялся хохот, причем, смеялись не только его собеседники, но и окружающие. Конечно, кто тогда мог подумать, что выпивший человек в обычной одежде рабочего и есть настоящий Герой. Он побежал в гостиницу, минут через пять вышел с чемоданом и говорит: «Не верите, вот, посмотрите документы». Так, по-моему, никто и не удосужился их посмотреть...».
На примере Николая Кудряшова видно, как страна не всех своих героев отблагодарила по достоинству. В душе он не смирился с тем, как с ним поступили, об этом он не говорил, но вопреки официальному решению он умер Героем Советского Союза. На скромном памятнике на его могиле фотография, где он запечатлен с Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Которую ему при жизни так и не вернули...
На сайте «Герои страны» нам удалось найти имя Николая Петровича Кудряшова в списке лиц, лишенных, но впоследствии восстановленных в звании Героя Советского Союза. Как оказалось, он был осужден в 1952 году за хулиганские действия, умышленное причинение легкого телесного повреждения и незаконное хранение огнестрельного оружия. Восстановлен посмертно 24 октября 2013 года.
Георгий Спиридонов, SakhaDay.ru