Спустя время у якутских мигрантов постепенно проходит эйфория от пребывания в другой стране. По мере того, так тает «подушка безопасности», они устраиваются на работу. Окончательно закрепится на чужбине удалось только самым стойким, ведь после переезда чаще всего происходит обнуление всех достижений на родине, передает SakhaDay.
Общественник Игорь Назаров, ранее работавший предпринимателем в Якутске, рассказал в соцсети, что якутяне в основном зарабатывают на жизнь черной работой. Правда, их труд оценивается достойно, ценится гораздо выше, чем на родине.
– Я handyman (разнорабочий). Каждый уважающий себя якутский мужик покупает себе шуруповерт и идет собирать мебель и вешать на стену разную мебель. Благо, у меня есть опыт. Как будто вся моя жизнь готовила к этому. А всякая уважающая себя якутская женщина покупает себе универсальное средство для мытья, силиконовое гибкое ведро и идет в клининг. Я утрирую, но немало нас таких ребят. Сейчас заработал 37$ за полтора часа, – рассказал якутянин.
Его слова подтверждает и эмигрировавшая лет десять назад Надежда Далбараева, которая в Якутске проводила тренинги и обучала инвестициям, а в Штатах работала в клининговой компании.
Интересно, что даже давно уехавшие "за кордон" не теряют связей с родиной. В том числе, коммерческих. Например, Клавдия Хенке, живущая в Лондоне, внезапно стала байером - поставщиком брендов для богатых якутянок.
Дина Николаева, занимавшая руководящие посты в мэрии Якутска, работает SMM-специалистом в русскоязычном агентстве недвижимости. Ее муж Андрей, бывший ведущий инженер АО «Сахаэнерго», работает разнорабочим в управляющей компании. Семья обосновалась на Северном Кипре.
– Муж и сварщик, и плотник, и сборщик оливок. Все в одном лице. Но самое интересное в этом – погружение в языковую среду. Никакого русского, все на турецком и английском. Жалко ли мне своего мужа? Нет. Я горжусь им. Мужчина должен уметь делать все. Не воспринимаю мужчин, которые и гвоздя не могут забить.
Мы учимся преодолевать сложности, адаптироваться и радоваться каждому моменту жизни. Учимся видеть красоту в каждой улыбке местных жителей и в удивительных закатах над Средиземным морем, – делится Дина Олеговна.
При этом пара выглядит счастливой. Они танцуют, ужинают у моря, солят оливки и рассказывают о своей жизни в новой стране. Тем не менее комментаторы в SD Новости Якутии считают, что это сильное снижение социального статуса.
"Ничего хорошего. Это они здесь имели высокий доход. А там они обычные мигранты», «Работать простым рабочим, сварщиком с возрастом становится тяжко, это не чиновником стул протирать», «Ведущий инженер был, а сейчас мальчик на побегушках с копеечным заработком… И ради чего?», — недоумевают комментаторы.
Экс-мэр Вилюйска Нюргустан Афанасьев называл свой переезд в США вынужденным. Его объявляли в розыск по уголовному делу за превышение полномочий. Он тоже пока работает разнорабочим. На вопрос подписчика в своем блоге ответил:
– Пока там-сям подрабатываю помаленьку, смотря какой заработок найдется, – перевод SakhaDay с якутского языка.
Но осваивать новую профессию пришлось не всем мигрантам. Немногие, чья специальность позволяет работать удаленно, продолжают свою деятельность. Например, юрист Александра Копцева, как и раньше, проводит консультации. Ее муж так же трудится рабочим в США.
На фото: Надежда Садырбаева (слева) с подругой
Большинство уроженцев Якутии среднего возраста заново встают на ноги на новом месте, учат язык, погружаются в среду. Пожалуй, финансово легче пенсионерам. О своем переезде ранее в интервью SakhaDay делилась пенсионерка Надежда Садырбаева, в прошлом занимала руководящие посты. Она выучила английский язык после 60 лет, повторно сдала на права.
– Сначала я прилетела в США в гости к сыну мужа. Пасынок с невесткой купили дом в городе Уэст-Палм-Бич штата Флорида. А давно овдовевший отец невестки сильно затосковал. И молодые подумали, что нам, двум старикам, за океаном будет лучше, так как здесь есть много программ для пожилых людей.
По приезде я не знала ни слова, но как коммуникабельный человек начала знакомиться на пляже с соотечественниками, – делилась Надежда.
*** *** ***
Можно обобщить, что якутские мужчины – белые воротнички на родине, не боятся браться за тяжелую и грязную работу. Женщины тоже берутся за тряпку в случае необходимости, но все же являются более гибкими и коммуникабельными.