Есть мнение, что на закате жизни некоторые якутские мужчины не любят сидеть дома и зачастую стремятся к передвижениям, путешествиям. Единицы становятся бродягами и дауншифтерами – теми, кто «живет ради себя», «отказывается от чужих целей».
Недавно Sakhaday писал о якутянине Александре Павлове, который уже несколько лет ходит вдоль трассы в разных регионах. У всех на слуху драматическая история Александра Габышева. На самом деле, таких странников, которые не привлекли внимание прессы, намного больше. Что их тянет в дальнюю дорогу? Какая сила заставляет покидать комфортное место и идти вперед? С чем это связано – мы спросили нашего постоянного эксперта, ученого, историка, антрополога СВФУ Еремея Габышева.
Страсть к кочевничеству
На самом деле мужчины саха – не совсем домоседы, и такими они были всегда. По его словам, якуты всегда были кочевниками, что объясняется наличием у них сайылыка (летника), куда они переезжали каждую весну, лето и даже осень.
По его информации, предки якутов – кочевники, проживавшие в более южных широтах. Еще в каменном веке они постепенно перекочевали в Якутию на долину Туймаада. Вероятно, стремление к путешествиям объясняется и наличием тунгусской крови. Тунгусы – эвены и эвенки – кочевники, жившие там, где растет мох и ягель (а в долине Туймаада обитали рыболовы).
К царю не заходил
Причиной тяги к странствиям могут служить и дела амурные. Этнограф Серошевский писал, что богатый якут любил гостить в своих семьях.
«У него было несколько жен и детей от них. Любил путешествовать по ним. Сам ничего не делал, только надзирал, в карты играл, кутил с любовницами", - говорит Еремей Семенович.
В 19 веке жил якутский банкир Эверстов-Сэрбэкэ, нередко выезжавший из Якутии в Россию.
«Если в Якутии он, как нищий, ходил в отребьях, и, экономя деньги, ел поочередно у каждой семьи, то в Москву он отправлялся при полном параде – во фраке, бабочке. Сорил там деньгами, оставлял большие чаевые, ходил в публичный дом. Изображал из себя богатого. Любил путешествовать не по надобности, а в свое удовольствие. К царю не заходил», - поведал историк.
Мазара Базеков
Раньше ходоки тоже были, продолжает Габышев. Например, внук Тыгына, Мазары Базеков, который дошел со своей делегацией до царя с жалобой на притеснение якутов. Его прошение было удовлетворено частично. Три раза якутская делегация отправлялась к Екатерине II c просьбой освободить якутов от ямской повинности, от Иркутска до Якутска. Правда, их освободили не до конца и к тому же заселили русских. Жизнь якутов не улучшилась – им приходилось терпеть унижения, обеспечивать ямщиков лошадьми, едой, землей.
По словам Габышева, в старину якутские мужчины нередко присоединялись к купцам, находящимся в дороге. Помогая им в пути, проявляли удивительную трудоспособность и выносливость. Наиболее способные из них становились приказчиками.
Вацлав Серошевский писал, что в пути трудно найти более трудоспособного и выносливого человека, чем якут, и, когда путешествие заканчивалось, трудно было найти самого ленивого человека, чем якут.
Любовь к охоте
Раньше среди ходоков были даже шаманы, рассказывает Еремей Семенович. Сегодня, как мы знаем, главный ходок-шаман Якутии – Александр Габышев. По мысли антрополога, Александр – скорее всего охотник, что видно из его бесстрашия перед тайгой, где он запросто ночует. Возможно, его любовь к охоте проявляется страстью к дороге и, возможно, в его жилах течет тунгусская кровь, потому что он олекминский, а там много эвенков, говорит антрополог.
***
Ходоки были во все времена. Это далеко не пеший туризм. Раньше были старцы дороги, которые жили милостыней и гостеприимством. Некоторые считали, что ходьба - это философский способ постижения жизни.
"Иногда человек срывается с места, потому что ему просто скучно. Он осознанно прощается с насиженным местом и идет навстречу приключениям, общению с людьми, которых больше никогда не увидит. Ветер дальних странствий затягивает непредсказуемостью сюжетов и риском", - считают некоторые.
Впрочем, психиатры в романтику не верят. Они склонны рассматривать бродяжничество как отклонение в психике. Это некое импульсивное влечение к перемене мест. От путешественников, которыми руководит желание увидеть красивые места, бродяги отличаются незапланированным желанием уйти от привычного мира, отдохнуть от близких людей. Такие люди сбегают, чтобы унять сильную тревогу. Человеку не важно место назначения, а важен сам процесс побега. Он идет, пока хватает сил.
Но это не обязательно расстройство. По мнению психологов, тяга к странствиям вызвана неуспокоенностью души, поиском себя. Многие, не найдя ответов на главные вопросы, отправляются в путь. Если человеку хватает всего, он остается дома.
Cправка
Слово кочевать от тюрского слова коч, который переводится как котелок, кёш. Сколько нужно времени, чтобы вскипятить воду в котелке, столько и можно пройти один кёс, который равен девяти километрам, рассказывает историк.