"Легенды о доякутском населении - фантастика, легенды о Тыгыне - тойонский фольклор", - источник

12:36 - 12.2.2017 / 1429 просмотров

Когда-то научная жизнь Якутии бурлила, ученые вели ожесточенные споры, публикации в газетах, выход книг и брошюр следовали одни за другими, и это в самое непростое для страны время.

Представляем вам фрагмент исторического спора между ученым Георгием Башариным и его оппонентами, который наглядно характеризует то время, в котором, несмотря на репрессии, было место спорам и дискуссиям.

Цена иной точки зрения - даже не карьера и звание, а жизнь.

***

Почему якутский ученый, доктор исторических наук Георгий Башарин объявил легенды о доякутском и неякутском населении Якутии фантастическими и бессмысленными выдумками, а легенды о первых якутских переселенцах на реку Лена и легенды о Тыгыне и родоначальниках отдельных наслегов и улусов охарактеризовал тойонским фольклором, читайте в этой публикации.

Вокруг работ якутского ученого, доктора исторических наук Г.П. Башарина всегда кипели нешуточные страсти. Он исключался из партии, его увольняли с работы, ВАК отнимал степени кандидата и доктора наук. В 1944 году издал книгу “Три якутских реалиста-просветителя”. Споры вокруг этой работы, написанной автором в молодые годы, не утихали многие годы. В 1950-х годах какие страсти горели в Институте языка, литературы и истории Якутского филиала АН СССР, якутском пединституте, партийных собраниях г.Якутска.

У скольких людей испорчены биографии, сколько человек слетело с идеологических кресел ответственных инстанций. Как считалось тогда, Г.П.Башарин и его люди играли на национальных чувствах народа. В 1952 г. он признав свою ошибку, написал покаяние в статье “Вопросы истории” 1954 г. №9: “Социалистическая Якутия” 1954 г. 23 сентября. А причины признания были такого содержания: “Под вредным влиянием фольклора писатели-просветители саха сочиняли реакционно-националистические произведения”. Ученый совет ИЯЛИ отверг его обвинение в адрес якутского фольклора. Упорно защищал устное творчество якутского народа от нападений Г.П.Башарина. об этом и идет речь в этой публикации.

***

Исторические легенды и предания якутов постоянно привлекают к себе внимание историков, этнографов и фольклористов. Но, к сожалению, эти произведения все еще не введены в достаточной степени в научный оборот. Опубликованы только лишь их пересказы и сюжеты. Учитывая этот недостаток, Институт языка, литературы и истории Якутского филиала АН СССР начал разрабатывать хранящиеся в его рукописном фонде исторические легенды и предания, тексты которых доставлены различными собирателями.

В связи с подготовкой к печати сборника «Исторические предания и легенды якутов» Институт организовал обсуждение исторического фольклора якутов. 28 февраля 1953 г. состоялось заседание Ученого Совета Института ЯЛИ, посвященное этому вопросу. Здесь особое внимание было уделено обсуждению вопросов, связанных с использованием исторических легенд для освещения истории якутского народа. Члены Ученого Совета высказались за издание якутских исторических преданий и легенд.

Еще до начавшегося обсуждения против опубликования исторического фольклора якутов выступил бывший сотрудник Института ЯЛИ Г. Башарин, не справившийся с заданием отбора исторических легенд, хранящихся в рукописном фонде ЯФАН, для их опубликования. В поданном заявлении Г. Башарин сделал попытку представить якутский фольклор как ряд вредных, реакционных тойонских произведений. Легенды о доякутском и неякутском населении Якутии он объявил фантастическими и бессмысленными выдумками, а легенды о первых якутских переселенцах на р. Лену и легенды о Тыгыне и родоначальниках отдельных наслегов и улусов охарактеризовал тойонским фольклором.

Излагая биографию покойного собирателя фольклора С. И. Боло, Г. Башарин обвинил его в том, что он в течении 20 лет якобы собирал тойонский фольклор от шаманов, знахарей и кулаков, и что он был против собирания якутского советского фольклора. Наконец, Г. Башарин заключил, что фольклорные сборы С.И. Боло отрицательным образом отразились на якутской литературе и ввели в заблуждение историков, в том числе и его. На Ученом Совете Г. Башарин повторил эти утверждения.

***

Ознакомившись с материалами, заочно приняли участие в обсуждении профессора С. А.Токарев, А. П. Окладников, доктор филологических наук Е. И. Убрятова, кандидат исторических наук А. А. Попов. В своем отзыве профессор С. А. Токарев отметил, что фольклор любого народа представляет собой для науки, прежде всего, ценный источник, и по преимуществу – источник для познания народа. Так понимали фольклор (народное творчество) великие русские революционеры – демократы Белинский, Добролюбов и др. Так смотрит на него советская фольклористика.

Исторический фольклор якутов представляет один из важных источников познания исторического прошлого этого народа. Отметим, что у якутов он развит больше, сохранился полнее, чем у многих других народов. Хотя фольклор якутов утратил теперь значение единственного или важнейшего источника для изучения истории якутского народа, но он отнюдь не обесценен. Напротив, при умелом сочетании указаний разных источников, при их взаимной проверке якутские легенды дают науке гораздо больше, чем давали раньше. Если легендарное известие подтверждается данными письменных источников, либо раскопками, сходствами в явлениях материальной культуры – это известие превращается в достоверное историческое свидетельство.

Разумеется, первейшая обязанность историка, фольклориста, этнографа, обращающегося к данным фольклора, - критическое отношение к ним. Серьезный исследователь никогда не сделает и обратной ошибки. Он не отбросит предания, легенды, даже сказки из-за встречающихся в них фантастических мотивов, а постарается найти в них реальное зерно.

«Очень странно, - говорит проф. Токарев, - что это не известно Г.П.Башарину, который, напротив, полагает, что если в якутских преданиях говорится о «волосатых людях», о народе с «шитыми лицами» (т.е. татуированные), то эти предания надо отбросить как негодный хлам».

Что касается чисто исторических сведений в якутских легендах, то они, как это уже давно установлено исторической критикой, во многих случаях прямо подтверждаются указаниями письменных источников. Так, например, якутское предание о «Кюннее и Юрюкане», записанное еще в дореволюционные годы М. Овчинниковым («Сибирский архив», 1912, №5), отражает, хотя и с большими неточностями, подлинные события 1684 года.

***

Значительно более сложен вопрос о классовом содержании и идейной направленности исторических преданий и других произведений фольклора. Не требуется особой проницательности, чтобы распознать тойонскую направленность многих якутских исторических преданий. Но лишает ли это обстоятельство якутский фольклор всякой ценности? Конечно, нет. Древнегреческие предания и песни, собранные в гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея», тоже пронизаны ярко выраженными идеями родоплеменной аристократии – басилеев. Но это не лишает их ни поэтической ценности, ни ценности как исторического источника. Необходимо только подходить к памятникам фольклора строго критически.

Профессор Токарев указывал, что целесообразно опубликовать подготовленный к изданию сборник якутских исторических легенд, снадбив его текст научным аппаратом, примечаниями и вводной статьей. В представленном отзыве профессор Окладников подчеркнул, что исторические легенды и предания якутов являются ценным историческим источником, отражающим сложную историческую обстановку и действительность.

В якутских легендах и преданиях отражаются классовые противоречия и слышен голос народа. В рассказе о богаче Омогое и бедняке Элляе народные рассказчики на стороне бедняка Элляя. В легенде о коварном Тыгыне симпатии народа на стороне бедняка Батас Мэлдьюкана. Указав, что в якутских легендах и преданиях имеются фантастические черты, проф. Окладников отметил, что и фантастика ценна здесь, как показатель уровня развития знаний, и что средневековые космографии были зачатками географической науки, а якутские легенды о хоролорах и харасагылах нисколько не фантастичнее космографий.

Коснувшись заявления Г.Башарина об исторических легендах якутов, А.Окладников отметил его явно несправедливое утверждение о том, что известный собиратель фольклора С.И.Боло был против сбора советского якутского фольклора, указав при этом на материалы, собранные С.И.Боло по советскому периоду. Профессор Окладников подверг резкой критике тенденциозные и необоснованные утверждения Г.Башарина о том, что собранный С.И.Боло фольклорный материал является тойонским, а не народным. Игнорируя народную струю в старом фольклоре, Г.Башарин смыкается с теорией аристократического происхождения фольклора, проповедывавшейся буржуазными учеными.

Профессор Окладников посоветывал Институту ЯЛИ приступить к научной публикации исторических легенд и преданий якутов, в том числе и тех легенд, которые собрал С.И.Боло. Старший научный сотрудник Института этнографии, кандидат исторических наук А.Попов отметил большую научную ценность якутских легенд о народностях, живших на Лене до прихода предков якутов. Ввиду недостаточности положительных знаний, в древности реальные факты нередко передавались в виде фантастических преданий, поэтому фантастические элементы встречаются в фольклоре всех народов, - указывает А.Попов.

Несмотря на это фольклор вполне можно использовать как исторический источник. Примером использования «фантастических» легенд для восстановления истории народов Севера может служить работа Д.Н.Анучина «Из истории ознакомления с Сибирью до Ермака» (древнее русское сказание «О человецех незнаемых в восточной стороне»). Замечательно именно то- указывает А.Попов, - что это русское предание совпадает в основе с записями Боло о хоролорах.

Отсюда следует, что тексты Боло не выдуманы каким-то лгуном. Фантастические элементы небезынтересны и сами по себе. Они приобретают научную ценность, когда служат предметом для изучения первобытных воззрений. Нельзя забывать, что фольклор является источником не только для истории, но и для этнографии и фольклористики. Коснувшись легенд, посвященных тойонам, А.Попов заметил, что в эпоху разложения родового сторя слагались легенды, воспевавшие родовую аристократию. Эти легенды также имеют определенную историческую ценность для характеристики соответствующей эпохи. Не менее важны и генеалогические таблицы. Они служат ценным хронологическим источником для истории бесписьменных народов. А.Попов высказал удивление, что Башарин оспаривает эти простые истины. Он отметил несправедливость нападок на материал, собранный С.И.Боло является одним из самых крупных собирателей исторических легенд и преданий якутов, что им было собрано более 600 вариантов легенд и преданий.

***

Доктор филологичеких наук Е.Убрятова в своем отзыве обратила внимание на большое значение фольклора для изучения истории якутского языка. Дореволюционный якутский фольклор – создание многовековой культуры якутского народа. Элементы этой культуры вошли в его новую национальную по форме и социалистическую по содержанию культуру. Уже по одному этому нельзя отбросить якутский фольклор, как нечто вредное и ненужное. Отметив, что фольклор возникает и бытует на определенной ступени общественного развития, что все специалисты по древней истории прибегают к фольклору, несмотря на то, что отдельные факты в фольклоре перемешаны с вымыслами и легендами, Е.Убрятова подчеркнула, что историки не должны забывать о необходимости выявлять классовую природу фольклора.

Эти азбучные истины известны любому студенту- историку, и не понятно, - сказала она, почему Г.Башарину, историку по образованию, не известно значение исторического фольклора для изучения прошлого. Е.Убрятова коснулась также замечаний Башарина о том, как нужно собирать советский фольклор, не согласившись с его рекомендацией фольклористам изучать современный фольклор, не согласившись с его рекомендацией фольклористам изучать современный фольклор вместо доревоюционного и создать новый фольклор.

***

В новом советском фольклоре пока отчетливо выделился только один жанр – песни. Некоторые жанры якутского дореволюционного фольклора, по мнению Е.Убрятовой, не имеют никаких перспектив для современного развития. Так, например, нет никаких оснований для создания легенд и преданий о современных событиях и фактах, хорошо освещенных в печати, Зачем, например, народные сказители будут создавать легенды и предания о своих современниках, когда они имеют возможность создать о них художественные произведения, как народные поэты.

В заключении Е.Убрятова отметила, что Г.Башарин не впервые занимается «сенсационными» разоблачениями и критикой ради критики. (Продолжение следует) Из книги «Ученые записи». Вып.2-Якутск, 1955.с.100-111. К публикации подготовил Рожин Лазарь.

Admin