На сегодняшний день вышли 5 серий нашумевшего российского сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», повествующего о молодежных группировках Казани конца 1980-ых. Сериал был воспринят неоднозначно в самого начала. Из-за возражений властей Татарстана съемки даже были перенесены в Ярославль. А 28 ноября детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец попросила Роскомнадзор проверить сериал на соответствие «государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Рядовые же зрители просто в восторге от детища режиссера Жоры Крыжовникова. Но что же думают о премьере известные якутяне? Узнавал SakhaDay.
Журналист и руководитель регионального отделения «Партии дела» Виталий Обедин за компанию смотрел сериал вместе с супругой. Он не согласен с нападками на «Слово пацана» отдельно взятых политиков.
– Любое художественное произведение, которое вызывает общественный резонанс, притягивает к себе политиков, желающих: а) хайпануть, б) списать огрехи общества. Оказывается, проблема молодежный группировок и преступности среди молодежи сводится к одному сериалу. Создателей «Бригады» тоже в свое время обвиняли в том, что они романтизируют бандитскую среду. Но на самом деле в нуаре показывают, что нехороший герой в конце теряет друзей, близких и сам уходит в никуда.
Очень легко списывать проблемы общества на фильмы, которые только отражают действительность. В Якутске шли двор на двор задолго до «Бригады» и сейчас это сохраняется. А после фильма «Айта» сразу появились национальные проблемы, – поделился Виталий Обедин.
Сериал смотрит известный блогер и фитнес-тренер Янда Табунанова. Она застала тот период, когда происходят события в сериале. Но по крайней мере, ее юность в Якутии была спокойной.
– Я росла во время «перестройки». У нас такого не было, наши родители были людьми из другого теста. Мы не сталкивались с такими случаями как в сериале, но сам антураж и одежда из нашего прошлого. Сериал снят на высоте, не наигранный, наверное, это «Бригада-2».
Насчет инициатив по запрету сериала Яндыш сказала, что «с высоты» наверняка видно лучше. Но также отметила, что сериал довольно жесткий и не для детей, родителям следуют контролировать то, что смотрит их чадо.
Про казанские группировки я узнала впервые из сериала. Даже зашла в ютуб и посмотрела документалки. Оказывается, такое действительно было в Казани, – потытожила Яндыш.
Наставник детско-молодежной общественной организации Дмитрий Ковальский хоть и не смотрел сериал, но поделился своими мыслями. После нашего звонка он решил посмотреть хотя бы пару серий, чтобы оценить нашумевший сериал. Тем более специалисту, работающему с детьми, необходимо быть в курсе, чем они интересуются.
– Сериал, наверное, интересен для более младшего и старшего поколения как некая мультивселенная. Моя юность пришлась на конец 1990-ых и 2000-ые, поэтому я все видел своими глазами. Я так понимаю, что суть тренда показать, что везде была безысходность. Это неправда. И во дворе этому легко противостояли. Вообще слово «пацан» оскорбительное, но они же не знали… Мы дети, которые не хотели этим заниматься, держали оборону, колотили, если надо, никогда этим ребятам не уступали. Если дети были крепки в своих убеждениях, они могли не жить этой жизнью.
Думаю, что большинство более-менее сносных специалистов не жили в 1990-ые по понятиям. Как я отношусь к возможному запрету? Мне надо посмотреть пару серий, чтобы понять, несет ли сериал художественную ценность. Если есть культурно-просветительская миссия, то не стоит закрывать. А если есть деструктивность, показывают, что у молодежи нет другого выбора, якобы все там были, то я никак не могу сказать, что такие сериалы должны быть. Любое произведение должно нести смысл.
Яркий пример, помните «Бумер»? Первая часть восхваляет криминальную жизнь, но главный герой получает наказание за преступление. Но зрителям этого не хватило и сняли вторую часть, где конкретно показали, что есть добро, и плохие поступки всегда несут ужасные последствия для тех, кто их совершает, – рассказал Дмитрий Ковальский.
Руководитель юридической компании «Ваш юристъ» Нюргун Ефремов начал смотреть сериал по рекомендации друзей и знакомых, которые активно его обсуждают. Он считает, что для зрелого поколения «Слово пацана» – это ностальгия по 1990-ым. А для молодежи сериал может нести угрозу.
– Почему такой хайп, сложно сказать. Возможно у людей есть запрос на изменения. Сериал опасный на самом деле. Он может негативно повлиять на неокрепшие умы, как «Бригада в свое время» – возвращение криминальной романтики. Во времена «казанского феномена» на миллионный город было 100 группировок – это же много. В то время в обществе происходили нездоровые вещи. И сейчас видимо тоже что-то назревает. На это еще влияет экономическая ситуация. Например, у молодого человека нет денег на еду, а после просмотра сериала он задумается: «А не пойти ли мне ограбить? Или лучше сколочу банду, так же легче. Не я один буду нести ответственность". В общем, интересно.
Сериал снят очень качественно, сопереживаешь главным героям, что нехорошо. И полицейские местами показаны как оборотни... А возможно сериал пройдет без последствий, – рассказала Нюргун Ефремов.
*** *** ***
Корреспонденту SakhaDay было непросто найти лидеров общественного мнения, которые начали смотреть «Слово пацана». Практически все о нем слышали и планируют просмотр, но из-за нехватки времени пока не приступили.
Депутат Госдумы Сардана Авксентьева хоть и не смотрела сериал, но в курсе модной темы, потому что «Слово пацана» смотрит ее муж. «Муж оценивает сериал положительно. Особенно игру Ивана Янковского», – прокомментировала Сардана Владимировна.