На этот раз очередное обещание построить мост, последовавшее аккурат перед выборами, якутяне восприняли с гораздо большим скептицизмом.
Sakhaday изучил комментарии в соцсетях: "Вытащили из ниоткуда дежурный мост накануне выборов и затрясли привычными пассами перед наивными якутянами, словно огненной водой перед аборигенами", "Одно греет душу терпеливых якутян: кое-кто съест два галстука, оба брендовые", "Мне интересно, не почему каждые выборы всплывает этот мост, а почему люди до сих пор в это верят? Даже ребенок, когда обманывают «доешь кашу - дам конфетку», через пару раз начинает понимать фишку, а тут взрослые люди десятками лет", "А сколько желаний интересно осталось у Николаева? Как бы обычно в сказках 3 желания".
"Стоимость строительства в 130 млрд и просьба Айсена Николаева профинансировать половину из федерального бюджета означает, что все обещания - туфта, а 65 млрд в ближайшие годы будут изъяты из якутского бюджета. Это сокращение, прежде всего, социальных статей расхода и субсидирования муниципалитетов (улусов)", - пишет один из подписчиков.
Есть и оптимистичные комментарии: "А вот и посмотрим! В этом году только начали конкретику озвучивать в том числе и по стоимости проекта, так что мне кажется, нет, я уверена, что мосту быть и быть ему в ближайшее время!".
Но реакция пользователей это одно, что же думают эксперты?
"Конкретно Путин не сказал выдать деньги и построить, сказал, что надо построить и ускорить, - считает эксперт Sakhaday Сергей Витте. - Так он уже давно говорит время от времени. При этом республика имеет бюджет с дефицитом и откуда найдет половину стоимости моста? Тем более Ростехнологии неспроста вышли из проекта.
Ленский мост, как проект, больше похож на фальстарт в исполнении команды Айсена Николаева. Ощущение, что отсутствует синхронизация с федеральными органами власти (Минфин РФ, Минтранс РФ и т.п.), или проект сырой и непроработанный.
Уже не один раз глава государства подчеркивал ,что мост нужен и его надо строить, но ни конкретных сумм, ни сроков им не озвучивалось. При этом тот же Крымский мост построили за три года и полностью на федеральные средства, потому что была жесткая политическая воля президента.
Кстати не один Ленский мост завис, в аналогичной ситуации находится и мост на остров Сахалин, который РЖД отказались строить за свой счет.
Проблема Ленского моста в том, что "телегу поставили впереди лошади". Республика поторопилась с проектом и практически самостоятельно определила параметры финансирования и т.д., и подписала соглашение с ВИС, и приступила к подготовке строительства моста без согласования и проработки проекта с ключевыми федеральными министерствами. Из-за этого федеральные структуры были поставлены в неудобную позицию, из которой очевидно не имеют представления как выходить.
Конечно, мост нужен и население региона ждет, конечно глава государства не может не понимать это, и поэтому он разделяет желание населения по Ленскому мосту, что он нужен и должен быть построен, но в силу различных факторов Ленский мост пока не входит в приоритетные для государства проекты, требующие безотлагательного решения.
Поэтому, скорее всего, мост в той конфигурации проекта, когда его строит ВИС и в тех финансовых параметрах не будет построен, о чем говорит выход из проекта Ростехнологии.
При этом, несомненно, мост будет построен, но скорее всего не ВИСом и не в ближащией годы.
Можно предположить, что проект в том виде, в котором был зафиксирован и начат реализовываться самостоятельно республикой не устраивает федеральную власть. Поэтому федералы при рассмотрении проекта снизили стоимость моста. Проект строительства моста через Лену в Якутии подешевел на 26%, до 130 млрд руб. На снижении его стоимости настаивал вице-премьер Марат Хуснуллин. Пока траты на мост не заложены в федеральный бюджет на 2023–2025 годы. Москва уже откладывала многие инфраструктурные проекты из-за нехватки финансирования.
Одно ясно - без федерального бюджета реализовать проект Ленского моста невозможно. И в этом и заключается главная проблема".