Лицензиаром комплекса по производству метанола в Якутии станет Haldor Topsoe

0:13 - 28.10.2017 / 734 просмотра

Входящая в группу «Сумма» Якутская топливно-энергетическая компания (ЯТЭК) выбрала лицензиара (поставщика технологии) для строительства за $1 млрд завода по производству метанола — датскую Haldor Topsoe, а до середины 2018 года планирует определиться со стратегическим инвестором, которому предложит 30–35% в проекте. Эксперты отмечают высокий спрос в мире на метанол, используемый как сырье в нефтехимии, но видят риски, если в Китае вернутся к его производству из угля, сообщает "КоммерсантЪ".

ЯТЭК (входит в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова) выбрала лицензиара для своего завода по производству метанола (метилового спирта) на 1,75 млн тонн в год, сообщил “Ъ” гендиректор проекта Якутского газоперерабатывающего комплекса (ЯГПК) Денис Соломатин. Им стала датская Haldor Topsoe, с которой сегодня должно быть подписано соглашение. До конца 2018 года ЯГПК планирует завершить проектирование и подготовить проектную документацию для госэкспертизы. Предварительная стоимость первой очереди завода — чуть больше $1 млрд, начать строительство планируется в 2019 году, поставки продукции — с 2022 года. Сырье будет давать ЯТЭК (добыча — около 1,7 млрд кубометров газа в год).

До середины следующего года ЯТЭК рассчитывает выбрать и стратегического партнера, который может получить 30–35% в проекте. По словам господина Соломатина, переговоры с несколькими компаниями уже идут. ЯТЭК рассчитывает, что это будет крупный отраслевой игрок с компетенциями в маркетинге метанола. Финансировать строительство компания предполагает с помощью проектного финансирования через экспортные кредитные агентства.

Объем мирового потребления метанола — около 80 млн тонн. Одним из крупнейших рынков сбыта является Китай, где из-за ограничений по развитию угольной химии растет спрос на импортный метанол, который в последние годы активно используют в производстве полимеров. Себестоимость китайского метанола выросла после роста цен на уголь в рамках политики по повышению рентабельности угольной отрасли. Потребителями могут стать также Южная Корея и Япония. Транспортировать метанол ЯТЭК планирует по железной дороге цистернами и танк-контейнерами до Находки, а оттуда танкерами по 20–25 тыс. тонн.

«На китайском рынке наша продукция будет самой конкурентной, за исключением разве что метанола с Ближнего Востока, где удобное транспортное плечо и очень дешевый газ»,— считает Денис Соломатин. Производители РФ ориентируются в основном на Европу, так что в качестве конкурентов можно рассматривать только планируемый Находкинский завод минудобрений Артема Оболенского и проект группы ЕСН (Григория Березкина) в Сковородино. Пока не начато строительство ни одного из них. И даже если будут созданы все три проекта, говорит глава ЯГПК, их совокупная мощность составит около 4 млн тонн в год, тогда как только в Китае спрос ежегодно растет на 1,5 млн тонн. Стоимость метанола в ближайшие пять-десять лет Денис Соломатин оценил в $300–400 за тонну, отмечая, что это зависит от цены на нефть, поскольку метанол конкурирует с нафтой как сырье для производства полиолефинов. Минимальным уровнем цены на метанол является себестоимость его производства из угля в Китае (сейчас — около $270 на тонну).

Глава Rupec Андрей Костин согласен, что сейчас на метанол в мире хороший спрос, но если цена будет расти, то есть риски, что Китай вернется к производству метанола из угля. К тому же, говорит эксперт, стоимость метанольных олефинов довольно высока, а рост спроса не будет вечным. Если промышленный ВВП Китая начнет сокращаться, потребность в сырье для олефинов будет покрываться более дешевой нафтой, полагает господин Костин, в то же время преимущество ЯТЭК состоит в наличии собственного газа, а также достаточно привлекательной логистике.