Love-story: как якутский шаман изменил жизнь двоих

12:44 - 25.6.2020 / 8864 просмотра

Год назад Виктория Постникова и блогер Сергей Тихий не знали друг друга. Он жил в Екатеринбурге, она - в Якутске. Они познакомились на митинге в поддержку шамана Габышева. Пара прошла испытания расстоянием, проходит - через задержания полицией, заключения в спецприемник и запрет на выражение своей гражданской позиции.

Применили удушающий прием и заключили под стражу

Мы встретились с Викторией и Сергеем сразу после судебного заседания, которое длилось три часа, и на котором их оштрафовали за нарушение режима самоизоляции на общую сумму 7 тысяч рублей. Пара таким образом наказана за видео штурма ОМОНом дома якутского шамана и попытку дать свидетельские показания на выездном судебном заседании о правомерности госпитализации Александра Габышева в психбольницу.

В суд, состоявшийся 2 июня в ЯРПНД, они так и не попали. "Когда стояли, ждали начала заседания, пришел мужчина и начал снимать нас на камеру, требуя при этом у меня плакаты. Я сначала не поняла, какие еще плакаты. Только потом догадалась, что, видимо, он провоцировал меня. В общем, мы поняли, что это сотрудник полиции в штатском", - рассказывает Виктория.

Сергей говорит, что предложил ему выключить камеру и поговорить: "Дружище, говорю, давай я выключу свою камеру, ты тоже. Мы так и сделали. Спрашиваю: "Зачем ты на них работаешь?". Он отвечает, что у него нет другого выбора. А я ему так и сказал: "Выбери ту сторону, которая тебя действительно достойна, тогда люди тебя будут уважать".

Узнав, что рядом с больницей дежурит автобус с полицейскими, и там находится замначальника полиции по охране общественного порядка МВД по Якутии Олег Лебедь, Виктория, Сергей и бывший депутат Ил Тумэна Сулустаана Мыраан направились туда.

"Мы хотели узнать, почему они ведут видеосъемку, что за усиление такое. Но мы ничего не успели сделать. Из автобуса вышел Лебедь. Его охватила внезапная злость, он закричал: "Всех задержать", а сам попытался отобрать телефон у Сергея", - рассказывает Виктория.

Полицейские затолкали блогера в автобус. Затем завели женщин.

"Я смотрю: Сережа лежит прямо у входа. Нам велели сесть на заднее сидение. Я спрашиваю у них: "Что случилось, почему он лежит?". Они - мне: "Ничего срашного, отдыхает". Когда я поняла, что он не шевелится, оттолкнула полицейского, подбежала к Сергею. Трогаю его, а он везде холодный и только голова горячая. Он был без сознания. Начала кричать и требовать аптечку. Мне дали что-то наподобие ее, но там ничего не было, чтобы привести человека в чувство. Я кричу: "Вызывайте скорую!". В это время они уже нас везли. Пока мы ехали, это где-то 15 минут, он был в бессознательном состоянии. Один из них позвонил в скорую помощь, и когда мы подъехали во второй ГОМ, она ожидала нас. Бригада привела Сергея в чувство. По нему было видно,что он ничего не понимает, глаза красные. А полицейские схватили его и потащили в участок", - рассказывает Виктория.

"Я помню себя только там. Слышал разговор медиков и сотрудников полиции. И меня потом повезли в РБ №2, только потому что медики сказали, что они не могут меня оставить в таком состоянии, что при вызове было сказано, что я не дышал, и что это подсудное дело. В сопровождении полицейского, который про себя сказал, что он самый честный полицейский и составит протокол как следует, меня привезли в приемный покой", - говорит Сергей.

Здесь на него с претензиями накинулся врач, которому было на вид 40 - 45 лет. "Он был очень нервный. Кричал на меня: "Чего тебе неймется! Ты что на этом деньги зарабатываешь?! Что все ходишь, снимаешь, зачем к Габышеву прикопался". Был очень злой. А сотрудники полиции интересовались данными бригады скорой помощи: в регистратуре спрашивали их имена и фамилии".

После осмотра и фиксации побоев Тихого повезли обратно в участок. "Когда ехали обратно, сотрудники активно обсуждали фото моего задержания, которое в тот момент уже попало в интернет. Им начальники понадавали по шапке: как они могли допустить, чтобы кто-то это сфотографировал и разослал. Пока ездили сдавать тест на состояние алкогольного опьянения, разговорился с полицейскими. Один говорит: "Я самый последний подбежал, когда тебя закидывали в автобус». Отвечаю ему: "Но ты же все равно участвовал в этом".

На следующий день Сергея повезли в суд. Блогера осудили на трое суток ареста за неповиновение стражам правопорядка. "Возили как опасного преступника. Словно давали понять, не лезь туда, куда не надо, а то будешь часто так ездить. В спецприемнике один из сотрудников сказал: "Смотрите, не перепутайте его дело с уголовным, а то случайно уедет отсюда на 10 лет". Я про себя подумал: намек понял. Может и заблуждаюсь".

Уезжал со слезами

Викторию отпустили из отдела полиции в три часа ночи в день задержания. "Думаю, что из-за детей. Пока я там была, за ними смотрела старшая дочь. Сергей вернулся через четверо суток. Наши мальчишки так и повисли на нем: "Сережа пришел!".

Сергей и Виктория познакомились на митинге в поддержку Александра Габышева в Якутске. Сергей из Екатеринбурга, работал там сортировщиком кирпичей. Впервые попал в Якутию в октябре 2019 года. Он говорит, что жизненные обстоятельства заставили его заняться блогерством. "Желание вести блог у меня было. Потом случилась личная трагедия, которая повлияла на меня, - говорит он. - Первые видео я снял на акциях за сквер в Екатеринбурге. Тогда мы сквер отстояли".

Затем Сергей узнал о Александре Габышеве. Заинтересовался его походом в Москву и начал рассказывать о нем в своем блоге. Позже захотел познакомиться лично, прилетел в Якутск, был на судебном заседании, на котором шаман обжаловал свое задержание, участвовал в акциях в его поддержку.

Виктория рассказывает, что наблюдала за Габышевым с начала его похода.

"Меня зацепили его слова о том, что он идет за свою республику. Он говорил, что ему не нравится, как обращаются с экологией, загрязняют реки, вырубают леса. Мне эти мысли близки, потому что я тоже переживаю за сохранность нашей природы. Потом узнала, что какой-то блогер освещает его поход. Тогда Сергей особого интереса не вызвал - мы наблюдали за шаманом. Это было как реалити-шоу. Но потом случилось первое задержание шамана. И это было ужасно несправедливо и незаконно. Ночью человека вытащили из палатки, 20 омоновцев запихали его в автобус и увезли. И он пропал. Конечно, последовал общественный резонанс. Первым, кто рассказал об этом, был Сергей".

Сергей говорит, что в первый день выпуска о задержании Габышева принял более 400 телефонных звонков. "С четырех утра начали звонить. Кто только не звонил, и журналисты ("BBC", "Первый канал", "Россия24"), и обычные люди. Всем было интересно, куда пропал шаман, что с ним. Я с ними разговаривал, пока телефон не разрядился. Потом уехал на работу. После включил телефон, и было столько же пропущенных звонков".

Когда выяснилось, что Габышева привезли в Якутск и планируют поместить в ЯРПНД, в соцсетях начали формироваться группы в его поддержку. Люди самоорганизовались и провели протестную акцию возле психдиспансера. "Я туда не смогла попасть. Не ожидали [власти], видимо, такого резонанса. Тогда адвокатам удалось его вытащить - он был уже в халате, в тапочках. Его тогда отстояли. После был митинг на площади Ленина. Куда я пришла, не зная никого. Сама. Познакомилась с Сулустааной Мыраан. В общем, меня все это затянуло. Решила поехать к Габышеву знакомиться. Тоже одна. Приехала к нему и удивилась тому, что поток посетителей не иссякал. Пообщалась с ним. И я увидела в нем адекватного человека, мыслящего трезво и выражающего мысли большинства".

После второй акции в поддержку шамана, которую власти разрешили провести в Гагаринском округе, Виктория и Сергей встретились на его дне рождения. Его отмечали в доме местных друзей Габышева.

"Мы там познакомились более близко, начали общаться. А у ребят, в том числе у Сергея, уже были куплены обратные билеты".

"В аэропорт я ехал, понимая, что что-то меня тут держит, не отпускает. С грустным лицом сел в самолет, и когда он взлетал, у меня реально пошли слезы".

"Переписывались. Поняли, что не можем друг без друга. Я говорю, а что ты мучаешься, приезжай. Он отказывался: "Мне надо деньги заработать, не могу с пустыми руками приехать". Три месяца вкалывал сутками. Вел, помимо основной работы, свой бизнес. И когда он сломал палец, я сказала: "Это знак, приезжай, ты мне нужен живой".

"На тот момент, это было в феврале, кое-какие сбережения накопил. Поэтому купил быстро билет. В Новосибирске рейс задержали на сутки. Казалось, что летели до Якутска вечность".

"Лебедь предлагал сотрудничать"

Тогда Сергей еще не знал, что долгожданная встреча с Викторией продлится всего день, последующие 10 суток ему придется провести в спецприемнике.

"Он только прилетел, успел только по дому кое-что с отоплением поделать, как к нам заявились двое сотрудников полиции, один в штатском, другой в форме".

"Сначала они сказали, что поступило анонимное заявление на Викторию, якобы она избивает детей. Потом начали требовать мои документы. Я им показал водительское удостоверение, а они требуют паспорт. Так проходит три часа, они переписываются с кем-то по вотсапу. А потом прибежали другие полицейские. Я им показал военный билет, а они снова потребовали паспорт. Все это я снимал на видео, прямую трансляцию я не мог вести, потому что мне перекрыли доступ в интернет".

"В это время привезли сотрудницу ПДН. Было понятно, что девушка не в курсе того, что происходит. Позвала детей, осмотрела дом, взяла с меня объяснительную. Анонимное заявление на меня было лишь предлогом, чтобы попасть к нам домой. Когда эта идея провалилась, полицейские сказали, что поступило еще одно анонимное заявление. Теперь на Сергея. Что ты там сделал, сказали?"

"Хулиганка. Позвонил своему участковому. Он говорит, быть такого не может, никто ничего не запрашивал. Потом они потеряли терпение, уже все толпой накинулись, хотя я никакого сопротивления не оказывал. Обувался я уже на ходу. Адвоката не подпускали. Когда сели в машину, спросил у сотрудника в штатском, что вообще происходит. Он сказал: "Тебя приказали доставить".

В отделе полиции на Сергея оформили протокол о неповиновении сотрудникам полиции, пытались провести профилактическую беседу и склонить к сотрудничеству.

"Те, кто участвовал в задержании, переживали, что я опубликую видео. Прикопались к выражению "болт тебе в коромысло". Но это сленг такой у нас, он не несет оскорбление. Потом пытались вменить разжигание межнациональной розни из-за ролика с бабушкой, которая оскорбяла саха. Но это не мое видео. Затем приезжал Лебедь, говорил, оставь это, оставь общественность. Предлагал помощь при трудоустройстве, дал номер своего телефона. Предложил сотрудничать с ними. Но я не такой человек.

Они не верили, что я приехал к Виктории. После того случая я долго держался в тени. Но вот крайнее задержание Александра меня возмутило. Понимаете, я - не сторонник шамана, как они меня называют. Более того, я не согласен с некоторыми его идеями. Но я за справедливость".

Сейчас Сергею официально выдано предупреждение о нарушении законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Тихий написал заявление в Следком по Якутии, прокуратуру и ОСБ МВД по Якутии о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции при его задержании 2 июня. Пока не получил ответа.

"Как доказать, что Сергей приехал ко мне"

"Вот смотрите, даже в постановлении Верховного суда республики пишут, что он приехал к шаману. Ну как это? Он приехал ко мне. А они до сих пор не верят. Заблокировали все его карты. Сказали, что можешь забыть о поисках работы, здесь ты ее не найдешь", - говорит Виктория.

Виктория по образованию педагог-психолог, проживала в районе, работала директором школы искусств. Когда переехала в Якутск, устроилась соцпедагогом в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Мархе. Три года назад она уволилась с работы, взяла на воспитание двоих детей и оформила статус приемной семьи.

"Когда видела сколько брошенных детей, хотелось как-то им помочь. Не знаю почему, может быть, потому что у самой двое сыновей, стала опекать двух мальчиков. Когда начали готовить их документы в детский дом, поняла, что не смогу пережить это. Сказала коллегам: "Кажется, заберу этих мальчиков". Все удивились, меня никто, конечно, не поддержал. Но помогли собрать документы.

Через год предложили забрать еще двоих. Я съездила в свой приют, забрала оттуда двух мальчиков. Через неделю они меня звали мамой, как и старшие. И мои мальчики их хорошо приняли. Так и живем одной семьей, будто все время так и было. Сейчас у нас появился Сергей. Мальчики его обожают".

У семьи восемь детей, две старшие дочки взрослые, живут отдельно. Старшему сыну 11 лет, младшему пять.

Из школы детей после февральского задержания Сергея приходили классные руководители. "От них потребовали акты. Они меня знают. Я в классе каждого ребенка состою в родкомитете. Позже звонили из отдела ПДН: мы навели справки, школа отзывается о вас положительно, у нас к вам претензий нет, извините, но от нас требуют", - рассказывает Виктория.

Руками властей

- Как считаете, не создали ли власти своими же руками из Габышева узника совести?

Виктория:

- Возможно. Если бы его не задерживали, то он бы так и шел, люди бы приходили в его отряд, уходили бы оттуда. А всячески препятствуя ему, власть, наоборот, вызвала к нему дополнительный интерес.

- Почему Габышева не принимают у нас всерьез? Почему он получил поддержку в Чите, в Бурятии?

Виктория:

- Может быть, из-за подачи со стороны прессы как невменямого человека. Местные СМИ, в основном, подконтрольные.

Сторонники есть. Но они, видя, что творится с нами, запуганы. Боятся. Есть команда, что касается шамана, надо действовать резко и конкретно.

- А вы? Как в дальнейшем намерены поступать?

Виктория:

- Мы за справедливость. Не собираюсь его оставлять. Конечно, если не сфабрикуют очередное дело.

Саша АЛЕКСАНДРОВА

Sakhaday.ru