Бывая в разных регионах России и много передвигаясь по миру, возвращаясь в родную Якутию, каждый раз неприятно удивляюсь «топорными» запретительными способами так называемой «борьбы с алкоголем» в нашей республике. Под видом якобы борьбы за здоровье нации, заботы о подрастающем поколении здесь совершаются совершенно дикие вещи, не только унижающие человеческое достоинство, оскорбляющие принципы либерализма и рыночной экономики, но и разрушающие гражданское общество, «плодотворно» создающие на его месте новую криминальную среду.
Тонкий и трудоемкий процесс борьбы с алкоголизацией населения в Якутии тупо подменяется примитивной борьбой с продажей алкоголя. Самое обидное (хотя в сложившихся обстоятельствах это абсолютно логично!), что никаких реальных позитивных результатов это не дает!
БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ
Известно из классики, что политика - это концентрированное выражение экономики. Проблема Якутии последних десяти лет в том, что в отношении так называемой «борьбы с алкоголем» политика пытается встать над экономикой, получая в ответ оглушительные, хотя и вполне закономерные, оплеухи.
Решение президента Егора Борисова «о запрещении с 1 ноября 2010 года розничной реализации алкогольной продукции с 20 часов текущих суток до 14 часов следующих суток» носило чисто политический характер, и никаких экономических оснований под собой не имело. Кому-то в верхах показалось, что если ограничить время продажи алкоголя шестью часами в сутки, то желающий вечером выпить якутянин благодарно отвергнет опечатанную до следующего дня витрину, и тут же побежит делать упражнения с гантелями и читать интересные книжки.
Этот взгляд на мир через линзы розовых очков продолжается уже без малого десять лет. Более того, более ста сел Якутии в желании угодить начальству и смешном чиновничьем энтузиазме («заставь дурака Богу молиться, он лоб себе расшибет») договорились до «сухого закона» на своих территориях. Насмешив тем самым и местное население, и сторонних наблюдателей. И главное - тихо порадовав и местных (в лице известной всем условной «Петровны»), и заезжих бутлегеров, чьи доходы на этих территориях мгновенно и многократно возросли.
Из истории известно, что самую серьезную мафию в США родил именно «сухой закон», принятый в 1921 году и действовавший до 1935 года, когда под угрозой оказалось существование самого государства.
Есть более близкий и болезненный для нас пример. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС потому и оказался последним, что пытался бороться с пьянством запретами и «сухим законом». В итоге экономика подорвала политику, а окончилось всё развалом Советского Союза.
Понятно, что история учит только тому, что она ничему не учит. Но спросите сами себя: хотим ли мы в данном случае повторить?
Между тем, решение об ограничении времени продажи алкоголя представлялось не просто неэффективным и ошибочным - но попросту преступным - многим здравомыслящим людям в Якутии задолго до того, как статистика с цифрами в руках продемонстрировала бессмысленность этой политики.
Убеждение, что алкоголизация населения как-то может зависеть от часов продажи алкоголя – как минимум, наивно. Эти ограничения создают неудобства только для нормальных, законопослушных покупателей, вызывая общественное раздражение. Но если свинья везде найдет грязь, так и алкоголик всегда найдет, что выпить.
Только купит он не нормальный алкоголь, а суррогат – соответственно, с повышенным риском отравления (это, кстати, убедительно подтверждает статистика). И даже если человек купит нормальный алкоголь, он за него переплатит – пополнив, соответственно, не бюджет, а кошелек спекулянта. А раз у спекулянтов, благодаря всяким «сухим законам» и ограничениям времени, появляется возможность легкой наживы, теневой рынок растет и процветает. Это в свою очередь ведет к повышенной криминализации обстановки.
Давайте не будем обманывать друг друга и себя, пряча голову в песок! Закон «часы 14-20» давно стал посмешищем у народа, потому что практически нигде не соблюдается. Спросите после 20 часов у любого прохожего, например, в Нерюнгри или Алдане, где сейчас можно купить водку, и он вам легко и очень популярно всё объяснит. Купить - везде! Но дороже.
Только наивные люди могут думать, что магазин не сможет продать алкоголь в неурочное время. Легальные продавцы вполне легальной водки заранее пробивают её в своем же магазине, а после 20 часов продают – естественно, с наценкой. Неплохой у людей бизнес - спасибо за указ!
Административные запреты мгновенно рождают теневой рынок. Несмотря на существенные усилия правоохранительных органов, количество контрафакта, завозимого в Якутию, просто зашкаливает! И чем жестче условия продажи алкоголя, тем больше контрафакта. Понятно, что в официальном магазине продать контрафакт сложнее, чем из рук в руки. Но поскольку в официальном магазине алкоголь в это время не купить, контрафакту созданы все условия для процветания. Ещё раз - спасибо за указ?
ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ, НА ТО…
Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Как мы понимаем, «добрый замысел» авторов закона «14-20» заключался в том, что социально некрепкий человек придет в магазин поздно вечером, но не сможет купить алкоголь (уже смешно!). Не купив ничего, он этим вечером не напьется. Значит, не будет драться, дебоширить и размахивать ножами, а покорно пойдет смотреть кино и читать книжки.
Теперь статистика. Меньше всего преступлений в состоянии алкогольного опьянения в Якутии XXI века было зарегистрировано в 2010 году. По данным Сахастата, тогда их было 1 422.
А потом появился указ Егора Борисова «14-20». 1 ноября 2010 года он вступил в силу. И понеслось!
Резкий рост пьяной преступности в республике начался в 2011 году – 2 257.
В 2012-м преступлений в состоянии алкогольного опьянения было уже 3 503.
После этого расти, казалось, стало уже некуда. В республике нет и миллиона жителей, а пьяные преступления измеряются тысячами! В 2013-м их было 3 462. В 2014-м - 3456.
В 2015 году в Якутии начался новый активный этап борьбы с алкоголизацией населения. Началась эпидемия «сухих законов» в наслегах, ограничений на оборот алкоголя и прочие ужесточения. Антиалкогольная истерия в республике достигла предела. 1 ноября 2015 года министерство по молодежной политике и спорту Якутии представило проект регионального закона «О трезвости», в котором предусматривался запрет на продажу алкоголя даже в ресторанах. Другими словами, Якутия семимильными шагами шла к американскому варианту мафии 20-х годов ХХ века. Да уж, нашли чему подражать!
И случилось «чудо»: пьяная преступность начала снова набирать обороты, достигнув в том году 3 728 зарегистрированных преступлений.
Пик «достижений» антиалкогольной политики в Якутии пришелся на 2016-й – 4 649 преступлений в состоянии алкогольного опьянения.
В последние три года пьяной преступности расти, кажется, стало некуда. В 2017-м – 4 411. В прошедшем 2018-м – 4 003. Кстати, это 52,8% от общего количества всех зарегистрированных преступлений в Якутии.
Результат восьмилетней антиалкогольной политики в Якутии налицо! За что боролись – на то и напоролись.
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС
Не обращая внимания на катастрофический рост пьяной преступности, пьяного вождения и прочих «достижений» антиалкогольной политики в Якутии, все эти годы власти пытались играть цифрами якобы сокращающегося потребления алкоголя в республике.
Многие действительно честно не понимали: как такое может быть? Пить стали меньше, а преступать закон в пьяном виде больше?
На самом деле, конечно, никто меньше пить не стал! Официальные данные о том, что количество потребляемого алкоголя в Якутии сократилось, могут убедить только наивных людей.
Пьяное преступление никуда не скроешь: зарегистрировано в полиции – пошло в статистику! Что же касается учета выпитого алкоголя, то статистика учитывает только легальное потребление. То, что якутяне купили в магазинах, что прошло через чеки и систему ЕГАИС.
Но здесь нет едва ли не главной статьи для реальных алкоголиков – «паленки», купленной у какой-нибудь Марьи Петровны в любом наслеге, поселке или городе.
Сколько сейчас в Якутии «серой водки», посчитать никто пока не может. Водочная мафия – это не какой-нибудь пьяный дебошир Вася, регулярно попадающий в отделение, и, соответственно, отмечаемый в статистике пьяной преступности. Мафия хорошо умеет прятать следы, и отчетность у неё потребовать трудно.
Приходится полагаться на статистику федеральных экспертов, но не думаю, что она сильно отличается от нашей якутской.
«Факт заключается в том, что сегодня доля контрафакта на рынке алкоголя составляет 70%. У нас чудовищный скачок за четыре последние года в сторону контрафакта. Мы видим просто чудовищный рост вот этих вот, в народе так называемых «фунфыриков» — это боярышник и другие эквиваленты, настойки, которые потребляет именно тяжелая среда потребления, алкоголики. Мы видим, что за два года появились уже не просто «зеркальные» марки, когда официальную марку просто один в один со всеми госзнаками копировали — появляются просто фантики, на которых написано, что это не является акцизной маркой, но имитирует полностью ее внешний вид»,- утверждает глава проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев.
По мнению многих экспертов, даже система ЕГАИС, которую сейчас пытаются навязать даже производителям пива и сидра, не решает главную проблему - проникновение в легальные торговые точки продукции с поддельными акцизами и марками.
Сообщения из различных регионов страны только подтверждают мнение эксперта. Например, в Нижегородской области создали электронную карту торговых точек и нанесли на нее уже 114 мест, торгующих контрафактом. Неплохо бы создать аналогичную карту в Якутии. Не сомневаюсь, что на эту карту попали бы не только все крупные города республики, но и немало сел, где якобы действует «сухой закон».
Недавняя крупномасштабная проверка магазинов в 60 российских регионах показала, что основным каналом сбыта контрафактного алкоголя в настоящее время являются мелкие магазины. По полученным данным, 80% реализуемого в мелкой рознице алкоголя — контрафакт. Доля мелкой розницы в общей массе — более 50%. Из нее 70% точек продают алкоголь без лицензии.
Крупные магазины нарушают закон реже. На долю крупных несетевых магазинов приходится 40% нарушений, на сетевые — 20%.
КОМУ ВЫГОДНО?
Здесь мы напрямую подошли к теме экономики. Что выгоднее для государства (и для народа): получать доход и акцизы от алкогольной продукции в бюджет – с дальнейшим распределением на социальную сферу, или разбазаривать этот доход по частным карманам конкретных лиц из алкогольной мафии?
Ответ, по-моему, очевиден. Так почему же в 10-е годы в Якутии в так называемой «антиалкогольной политике» принимались решения, прямо работающие на алкогольную мафию?
Возмущение легально работающих предпринимателей «антиалкогольной политикой» более, чем обоснованно. Смотрите, что у нас происходит. Допустим, вы работаете абсолютно легально, соблюдаете все законы (в том числе «14-20»), платите за лицензию, продаете только качественный, официальный алкоголь. При этом боитесь и избегаете малейших нарушений, за которые вас этой лицензии могут лишить. Налоговая, пожарная, прокуратура, Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование... Прессинг огромный.
А по соседству работает «теневик» с контрафактом и без лицензии. Для всех проверяющих органов его как бы и не существует. Если даже придут и поймают – отделается штрафом, и спокойно продолжит свои делишки, имея прибыль до 70 процентов. Лицензии у него нет, так что терять нечего.
Получается, что все законы о запретах и ограничениях на руку только «теневикам», потому что их они не касаются, а легальным конкурентам сильно повредят. И спрашивается: кто тогда лоббирует законы, которые принимаются в рамках так называемой «антиалкогольной политики»?
Ответ: тот, кому это выгодно!
Радует, что новое руководство Якутии, судя по всему, прекрасно понимает несправедливость российского законодательства и практики его правоприменения к легальным предпринимателям и «теневикам». На встрече с нерюнгринскими блогерами 28 января глава Якутии Айсен Николаев говорил поразительно правдивые вещи: «Мы, как Российское государство, научились блестяще бороться с легальным предпринимательством, но абсолютно беспомощны, когда человек работает вне правового поля. Если нелегал открывает даже в жилом доме торговый центр в тысячу квадратных метров, ты туда даже зайти с проверкой права не имеешь. Мы же все об этом знаем… Мы должны понимать, что бич для нашего легального предпринимательства - нелегальное предпринимательство. Предприниматели платят все налоги, работают через контрольно-кассовые аппараты, по всем СанПинам и т.д. А «черный» бизнес не имеет никаких документов, никакой отчетности, все за наличку продали, деньги в карман. А какой товар продали, хрен его знает. При этом закрыть эти лжезаведения гораздо сложнее, чем легальный бизнес».
Абсолютно в точку!
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПЬЮТ Думаю, что представителям властей – законодательной, исполнительной, как и всем людям, принимающим решения - необходимо понимать, что люди пьют не потому, что алкоголь продаётся в магазинах!
Пьют от безнадеги, от беспросветной жизни, от бедности, от личной и социальной неустроенности, от безволия, от однообразия жизни, отсутствия других развлечений…
Истинные причины пьянства – низкое качество жизни и отсутствие инфраструктуры!
Вот с ними и надо бороться, а не с бутылкой хорошего, качественного напитка, стоящей на прилавке!
Человек свободен по определению. Каждый человек старше 18 лет имеет право сам принимать касающиеся его жизни решения – и, соответственно, нести за них ответственность. Каждый должен отвечать за себя, и не надо решать за него.
Обоснованное отторжение у всех нормальных людей вызывают те, кто не умеет пить - напивается, мерзко себя ведет, валяется в грязи и т.п. Тем более, совершает пьяные преступления.
Но и люди, ратующие за «сухой закон», трясущиеся от страха при одном слове «алкоголь», лично у меня вызывают подозрения. Известно, кто громче всех кричит: «Держи вора!».
Любые крайности – зло.
Так называемая «антиалкогольная политика» 10-х годов в Якутии – бесплодная попытка решать за человека, что ему делать, что покупать, что носить, как жить. Это бесполезно. Свинья все равно найдет грязь, а ангел отыщет небеса.
«Кто пьет, тот не знает о вреде вина. Кто не пьет, тот не знает о его пользе», - говорит японская пословица.
Давайте принимать разумные решения!
Олег СОЛОДУХИН, г. НерюнгриТема будет продолжена