В ночь с 16 по 17 октября в Томпонском районе перевернулась лодка. Из девяти человек на борту погибли трое, один пропал без вести. К фатальному исходу привела не только практика нелегальной перевозки пассажиров, но и целый комплекс накопившихся проблем. О факторах произошедшего — в материале телеканала «Якутия 24».
В окружении воды
Известно, что в тот день в злополучной лодке находились жители села Крест-Хальджай. Село изолировано от соседних населенных пунктов реками Алдан и Томпо. Чтобы добраться до районного центра — Хандыги — им приходится преодолевать водное препятствие до Кэскила, а уже оттуда продолжать путь на машине.
«Жители села вынуждены садиться в лодку к „нарушителям“, — говорит глава наслега Лена Голикова. — Да, мы знаем, что с 5 октября в нашем районе запрещено использование маломерных судов. В селе как раз из-за этого лицензированный перевозчик приостановил свою работу. Однако с наступлением осени потребность жителей в перевозках не уменьшается. Людям как-то нужно снимать деньги, обследоваться у врачей».
Глава добавила, что жители села пытаются добиться строительства моста через речку Томпо, что позволит убрать водный барьер. Так, если зимой можно пользоваться автозимниками, а в промежуточный период ледостава проезжать реку Томпо, то каждое межсезонье село оказывается в изоляции.
Селяне жалуются на отсутствие социальных удобств. Зарплата работников поступает на банковские карты, а снимать ее негде — за кассой приходится плыть в районный центр. За квалифицированным медицинским обслуживанием также приходится ездить в Хандыгу.
«Людям приходится просить собственников лодок, чтобы они отвезли и привезли их. Мы говорим спасибо тем, кто соглашается подвезти, ведь все осознают риск, в том числе и сами лодочники. Обвинять мотористов в преступной корысти нет смысла», — поделилась мнением жительница села, пожелавшая остаться неизвестной.
Две категории нарушителей
Спасатели отмечают, что навигация в Якутии давно закрыта и закон един для всех.
«Понимаю, что есть две категорий нарушителей: люди, которые вынуждены плыть, несмотря на запреты, а также беспечные рыбаки и охотники. Это совершенно разные ситуации. Но закон есть закон, на кону человеческие жизни. Чтобы не переправляться на лодке уже после закрытия навигации, нужно озаботиться заранее, ведь сроки закрытия известны», — комментирует представитель Службы спасения Якутии Николай Фатеев.
Фатеев добавил, что в этом году смертей особенно много, хотя, по статистике, количество утонувших каждый год примерно одинаковое.
«Вообще, Алдан — очень проблемная река. То, что там много населенных пунктов, которые изолированы друг от друга, усугубляет ситуацию», — отметил собеседник редакции.
Красной точкой отмечено место трагедии
Трагедия
Роковой случай произошел ночью 16 октября рядом с Мегино-Алданом в 100 метрах от берега.
«Рыбаки услышали крики и заметили перевернутую лодку. Из села сразу выехали на помощь лодках. Глубина была больше метра. Лодку еле перевернули силами двух других моторных лодок: одной тянули, другой толкали. Перевернув, в корпусе нашли троих. Двое были мертвы, одна женщина еще подавала признаки жизни, стонала. Четвертого не нашли», — рассказал житель Мегино-Алдана Афанасий Колодезников, участник спасательных работ.
Погибли врач, преподаватель, молодой отец. Одна женщина пропала без вести.
Сейчас состояние выживших оценивается как средней степени тяжести. Делом занялся следственный комитет.
Власти республики осведомлены о проблемах маленьких сел. Многие якутяне жалуются на закрытие отделений банков и касс. Банкоматы устанавливают с учетом рыночной окупаемости, и сконцентрированы они в районных центрах и городах. С учетом особенностей Якутии – огромной территории, низкой плотности населения и разбросанных труднодоступных сел – в республике нужно разработать особые схемы работы банковской системы.
Особняком стоит проблема обеспечения транспортной связности. Кроме широко обсуждаемого воздушного сообщения и железнодорожного транспорта, проблема также существует и во внутрирайонных перевозках. Как показала практика, это не только аспект экономического развития республики, но и вопрос безопасности: жизни и смерти.