Недавно меня до глубины души огорчил один очень уважаемый мною якутянин, в определенном кругу человек известный. Образованнейший, можно сказать, энциклопедических знаний, и, казалось бы, так искренне ратующий за наш народ и республику. Так вот, оказалось, этот «патриот» в душе ненавидит и презирает своих, а «соплеменниц» считает дурами.
К сожалению, этот случай не единственный – волею судьбы нередко среди местного населения приходилось наблюдать столь печальное явление.
Корреспондент SakhaDay обратился к эксперту, настоящему профессионалу, ученому, историку, этнологу Людмиле Егоровой с просьбой объяснить причины этого отрицательного явления.
Шовинизм и ксенофобство – отрицательная самоидентификация
- Людмила Ивановна, откуда такое отношение к своим же?
- Этот человек – маргинал. Ему быть надежным для других очень сложно, поскольку у него нет взаимопонимания с другими людьми, у него, возможно, в следствие маргинальности имеется комплекс неполноценности. Маргинальный человек, не владеющий родным языком, в душе все-таки не имеет внутренней опоры и стержня. Подчеркну, если маргиналы не знают родного языка, то, конечно, они не поймут своих и даже могут ненавидеть, это, во-первых. Видимо, он не знает родного языка и не понимает традиционные ценности. Во-вторых, у таких людей точной самоидентификации обычно нет, поэтому маргиналы становятся националистами или наоборот шовинистами, ксенофобами.
На самом деле, что национализм, что шовинизм – это в первую очередь результат поиска самоидентификации. Националистами бывают люди, которые нашли самоидентификацию и начали осознавать, что они – представители такого-то народа и затем утверждаются в своей национальности и начинают ратовать за чистоту языка, следование традициям. Это положительный итог внутренней работы маргинала.
А шовинизм, ксенофобство и фашизм – это отрицательное проявление самоидентификации, когда человек ненавидит то, чего не может достичь. Человек, о котором вы говорите, видимо, осознал, что он никак не может стать настоящим представителем своей национальности. Мне трудно понять, как такие люди существуют, почему ненавидят своих предков.
Невоспитанный "выродок"
- Но он якутско-русский билингв, знает и понимает якутский язык неплохо.
- Обычно билингвы не маргиналы, они открыты для других культур. Тогда этот человек просто невоспитанный, "выродок", как определили бы при коммунистах.
- Он часто с гордостью подчеркивает, что у него есть предки другой национальности. Гордиться - пусть гордится, это же хорошо, что в его жилах течет кровь людей с широкой и доброй душой.
- То, что начинают кичиться, обусловлено историей советского времени, когда провозглашали «великий русский народ», и те, у кого в роду были его представители, как бы «причащались» к «великому» народу и соответственно с этой точки зрения имели «положение» унижать национальные меньшинства. В советское время было понятие национальных меньшинств и даже сокращенно произносили «нацмены».
- Ученый-историк, антрополог Еремей Габышев, говоря о том псевдопатриоте, ненавидящем своих, сказал, что «это у него от холуйства». «Раб, который доказывает свою преданность самому себе, что он – преданный раб», - признался мне однажды Еремей Семенович. Что вы скажете об этом?
- Может быть.
«Между двух ментальностей»
- А маргинал - это кто в вашем понимании?
- Это человек, который не имеет внутреннего стержня, который находится на стыке двух культурных и языковых сфер и двух ментальностей (в данном случае саха и русской), которые не находят своего места среди общества. Среди нас живут и саха, и русские, и они имеют общие для обоих понятия, общие для всех черты - это этническое самосознание, уходящее корнями в седую древность дорелигиозной эпохи. А маргинал - это человек, который находится между ними. Он не может стопроцентно войти в среду саха и стопроцентно войти в среду славян, потому что он имеет черты, не соответствующие архетипам этих обществ.
- И сколько их в Якутии?
- Среди саха немного. Навскидку пять процентов.
«Народ ориентируется на моду, престиж»
- А когда у нас в Якутии началась маргинализация?
- При Советском Союзе, в 90-ых годах при Михаиле Николаеве, затем при Егоре Борисове. До недавнего времени считалось приличным разговаривать только на «великом и могучем» языке. Говорить на родном языке было не модно. А народ-то все равно ориентируется на моду, престиж, поэтому люди везде так разговаривали. И это поддерживалось, потому что я очень много слышала нареканий, когда говорила: «Вы же саха и разговариваете не на родном. Я хорошо знаю родной и знаю, что вы знаете». Такие замечания приходилось делать постоянно, поскольку постепенно исчезала и сужалась языковая среда, когда люди прекращали общаться на родном языке.
До революции традиции народов Российской Империи еще сохранялись, потом появились коммунисты с их идеей о «великом языке», «великом народе». От этих процессов поднялась такая волна, что русский – значит великий, и тут простые, не слишком образованные люди начали позиционировать себя выше других народов. И сегодня есть такие.
При коммунистах ужас что творился. ...Например, перед всеми выставляли двоих «влюбленных» и прилюдно судили за проведенную вместе ночь... Доходило ведь до такого абсурда... После волны возмущений партийные линии начали русификацию. Это уже была государственная политика в 70-ых годах, когда Брежнев очень сильно начал авторитарную работу, чтобы подчеркнуть свои заслуги. Видимо, это общероссийский процесс, когда мы чувствуем и понимаем, что все-таки маргинальный человек не может быть сильным и хорошим гражданином своей страны. Как раз для нас эта тема сейчас очень актуальна. Мы в последние годы увидели, что патриотизма практически нет. Главе Якутии сейчас важно цементировать народ, и не обязательно это делать с помощью русификации. Он хорошо владеет и саха, и русским. Человек, который достиг такого уровня, должен быть высокоразвитым человеком.
«Неуважение к своей культуре и истории»
- Интересно, какова причина маргинализации у саха?
- Во-первых, это неуважение к своей культуре и истории, из-за этого они начинают предпочитать чужую культуру, то есть причина маргинализации заключается в разрушении самоидентификации людей. Во-вторых, если самоидентификация разрушена, то никакого самоуважения уже нет, а человек, не уважающий себя, в принципе не умеет уважать других. Поэтому надо свои традиции и свой язык на государственном уровне поддерживать и дать народу чувство самоуважения. В последнее столетье, у нас общество страшным образом морально раздавлено в следствие исторических процессов. До революции еще были какие-то традиционные отношения, традиционный уклад жизни, но после нее пошла индустриализация, и соответственно начали меняться устои жизни, а народ начал отходить от корней. После революции с появлением идеи о "великом" народе моральные рамки и моральный стержень российских народов полностью разрушены, поэтому нам очень сложно, но, поскольку люди все-таки не потеряли человечность, мы еще держимся. Кстати, поэтому у нас очень сильная оппозиционная сила. Но, на мой взгляд, они не видят реальную картину.
Европейцы и татары
- Можете привести пример маргинализации какого-нибудь народа?
- Европейцы полные маргиналы. Итог – они исчезают как народ. Их маргинализировали инквизицией. Заставили забыть все, что не относится к католицизму. У нас такого процесса не было. Православие менее жёстче, чем католицизм и протестантизм. Да и период был уже после эпохи Просвещения.
«Запад – это маргинальное общество»
- Несколько раз видела неприязнь «истинных» русскоязычных городских саха к деревенским. Чем это объясняется?
- Тем, что их внутреннее содержание не соответствует традиционному содержанию. Утверждать, что и к русскому содержанию они близки, трудно. Я очень много общалась с представителями разных народов, знаю об их традициях, верованиях, и у меня с настоящими русскими славянами взаимопонимания наоборот больше, чем с маргиналами.
- Почему?
- Потому что маргинальный человек совсем отходит от своей среды и, можно сказать, думает, что впитал чужую культуру. Мы говорим запад, а запад – это тоже маргинальная культура, потому что в средневековье там полностью нивелировали национальное, этническое самосознание, и появилось только религиозное самосознание, а оно не может превратиться в этническое. Поэтому запад – это маргинальное общество. Поэтому русские, ориентированные на запад, являются стопроцентными маргиналами, они не могут стать ни англосаксами, ни германцами, не франками, поскольку их культура исчезла. Там осталось только религиозное католическое, протестантское самосознание. Они же там не могут стать ни католиками, ни протестантами, а просто являясь христианами, наши православные русские пытаются прижиться как бы чисто на понимании цивилизации. Они хотят стать представителями западной цивилизации, где нет ни этнического, ни религиозного.
В поиске легкой жизни
- Кстати, и среди саха есть те, кто не прочь бы перебраться на запад. Подальше от холода, например.
- Это маргинализация опять-таки, но и в некоторой степени поиск легкой жизни и недопонимание западной культуры. По большому счету у них и представления-то нет, что такое запад. Это очень распространено по всему миру. Все же думают, что на западе хорошо, там демократия, свобода. Но, тем не менее, общаясь с теми, кто живет там, я узнала, что они жёстко чтут законы и живут лишь по писаному закону. Говорить на определённые вопросы нельзя, если ты хоть одно слово скажешь на определённую тему, например, о национальной самоидентификации, несправедливости, отстаивания своих национальных прав, то ты уже изгой, никто на работу уже не возьмет, могут не сдать и квартиру. В итоге можно превратиться в изгоя.
Интернациональный маргинал
- Интересно, у русскоязычных саха самосознание, самоидентификация какие?
- У таких людей самоидентификация смазанная, можно сказать. Я много общалась с такими людьми. Они говорят о себе – и для саха не свои, и для русских чужие. Ощущение ни рыбы, ни мяса, что, согласитесь, дает внутреннюю неуверенность, не целеустремлённость, отсутствие стержня, своего мнения. Таким человеком очень легко манипулировать. Поэтому по миру сейчас идет такой процесс – информационная манипуляция. Люди верят в такие глупости, что в здравом уме на такое и не согласишься. Именно маргиналами, у которых нет внутреннего стержня и уверенности, управлять легко. Они верят в такие глупые вещи, потому что внутри сами себе не верят. Конечно, русскоязычный, не понимающий и не знающий родного языка есть маргинал. Он не имеет определенной самоидентификации. Он и не саха, и не русский. Он остался «между».
- А если он интернационалист?
- Скорее, интернационалист – это билингв, но не маргинал.
Маргинал – не человек мира
- Всегда было интересно понять и разгадать душу саха, которые совершенно не понимают и не разговаривают на родном. Будто невидимая стена стояла между нами. Нет, это не предубеждение, не предвзятость, не осуждение.
- Это вы имеете в виду тех, кто наплевал на родной язык, а ведь есть люди, которые стараются осознанно говорить чистым родным языком. Они стараются быть саха своим самосознанием. Язык же граничит с понятием самосознания, поэтому можно разделить людей на тех, кто не знает родного языка, на тех, кто имеет самосознание и на тех, у которых напрочь отсутствует это самосознание.
Среди русскоязычных саха есть такие хорошие люди, именно с самосознанием. Наоборот они бывают даже более образованными, поскольку они прекрасно владеют русским языком, у них есть понимание стилей языка, научных, сложных текстов, литературных стилей языка.
- Тогда наверняка монолингвом быть лучше, чем «скакать по верхушкам»?
- Я не так не думаю. У меня множество знакомых, которые знают только русский язык. Это образованнейшие люди, но не знающие своего родного языка, дети советского периода, и они мне открыто признаются, что страдают из-за этого.
- А маргинал может быть человеком мира?
- Нет, поскольку они обычно не умеют оценивать истинную культуру по достоинству. Человек мира, напротив, научился улавливать и по достоинству оценивать истинную культуру, уходящую корнями в глубокую древность.
«Противоречия улучшают друг друга»
- Во время интервью академик Анатолий Алексеев мне признался, что он не сторонник создания одной национальности, одного народа. «Это мы в советские времена уже проходили, когда говорили, что будем одним этносом, который будет называться советский народ, но история показала, что это был неудачный опыт. Выражение «российский народ» будет не совсем верный проект», - высказался тогда Анатолий Николаевич. А как вы считаете, когда-нибудь появится единый народ?
- Такого абсолютно не может быть. Сейчас уже философы, культурологи начали задумываться, что, если мы начнем создавать такое общество, то оно не будет иметь импульса развития. Оно просто погибнет. А так символы – буквы, которыми мы пользуемся, они же все одинаковые. Это не значит, что языки должны быть едиными.
Для всех россиян кириллица одна. На ней мы можем писать на разных языках. Поэтому необязательно всем знать только один язык. Это чушь. Если такое будет даже искусственно создаваться, то оно определенно рухнет, как в Библии написано про Вавилонскую башню – люди знали один язык и жили по одной культуре, потом начали создавать искусственную вещь, которая должна была дотянуть их до уровня богов. Но этого не случилось, потому что разнообразность как раз и дает возможность развиваться обществу. Однообразное общество не развивается, как например австралийских аборигенов. Они жили на острове, и когда их открыли, оказалось, что они находились на уровне пещерного человека. А почему? Потому что не было среди них разности культур, которые могли бы в противоречии улучшать друг друга. Противоречия есть и всегда должны быть.
Ксения АВЕРА