Мастерицы Якутии рассказали, в чем пойти на Ысыах

15:10 - 19.6.2019 / 7711 просмотров

До празднования главного якутского торжества в местности Ус Хатынг осталось ровно 10 дней. Якутяне традиционно разделились на тех, кто продумал свой праздничный образ и кто только собирается это сделать. Если вы еще не знаете, в чем встретить Ысыах, специально для вас мастерицы Якутии поделились с SakhaDay о том, как выбрать национальный наряд.

Дария Козлова, народная мастерица РС (Я):

На наш единственный национальный праздник Ысыах необходимо нарядиться в якутские костюмы. Времена меняются, но мы не должны забывать культуру своего народа и должны сохранить традиционные стили и каноны в фасоне, деталях национального костюма.

Женщины надевают нарядные платья халадаай с жилетом в традиционном стиле, шляпы из конского волоса или платок-шаль с бахромой из тонкого шелка. Молодые девушки надевают начельники бастыца из серебра или металла, самодельные плетеные из бисера. Обуваются в вышитые кожаные сапожки или туфли.

Мужчины любого возраста надевают камзолы «оноолоох» с поясом, украшенным металлическими или серебряными пластинами, на поясах якутские ножи в ножнах. Обуваются в кожаные сапоги в якутском стиле.

Технология шитья нарядного костюма должна быть качественной, украшением служит вышивание бисером вручную из металлических бляшек. По-моему, обязательных цветов в наряде нет. Каждый выбирает себе понравившиеся цвета, а для украшения можно использовать красивые кружева в тон наряду, на тон светлее или на тон темнее.

Уважаемые якутяне! Поздравляю с нашим национальным праздником Ысыах. Желаю всех благ и здоровья, хорошего незабываемого лета и отдыха!

Светлана Петрова, доцент кафедры "Фольклор и культура" Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ, член Союза художников России, народная мастерица РС(Я):

Сегодня женский национальный костюм представляет собой платье халадаай с жилетом. А мужской - рубашку с камзолом "оноолоох сон". К нарядам необходимо добавить соответствующие ювелирные украшения и аксессуары. Они должны соответствовать наряду: не обязательно дорогие, массивные из серебра. Это могут быть и украшения из мельхиора, бисера, бересты, но качественно выполненные по цвету и форме. Если выбор пал на украшения из серебра, то не обязательно выбирать нагрудно-наспинные, можно остановиться на более скромных: кылдьыы, сүрэх, нашейных и других.

Особых правил по пошиву национальных платьев нет. Естественно, качество строчки должно быть безупречным, т.е. надо соблюдать правила технологии шитья. Нужно соблюдать покрой национальной одежды. Якутская одежда имеет трапециевидную форму. Она сильно расширяется к низу, якутский кэсиэччик, оноолоох сон, бууктаах сон должны иметь двубоковые и задние бантовые (бүтэй оноо) специальные выступы (кокуора оноо) с боковых сторон, широкие буфы на окате рукавов. Эта этническая особенность покроя якутской одежды XIX века.

В современное время существуют специальные правила технологии обработки материала, которые зависят от материала и покроя. Например, нельзя применять бельевой шов для пошива национальной одежды. Есть технология пошива буф (сиэх дьогдьуура) на рукавах, манжетах, фалборах (байбарата) и т.д. Также обработка и шитье меха, бисера, вышивки требуют определенной технологии. Даже, например, в шитье головного убора дьабака нужно использовать разные меха, а не одной шкуры лисицы. Между прочим, в шитье головного убора наши предки шкуру ни черной, ни красной лисы, песца не использовали. А использовали самые износостойкие части шкуры: лапки, шкуру головной, хвостовой части.

В любой традиционной национальной одежде есть определенные цвета, которые должны использоваться в шитье. Например, у русского народа преобладают красный (символ плодородия, родственных связей), белый (символ чистоты и невинности), золотистый (символ богатства) цвета. В традиции цветовой семантики якутов в архаичной культуре преобладали синий (салгын кут, күөх тыын – голубое дыхание, символ небесной чистоты, символ связи с природой), белый (ийэ кут, связь с верхними божествами), черный (буор кут, связь с прошлым, символ матушки-земли, цвет земли). Эти цвета мастерицы раньше очень хорошо сочетали с окраской натурального меха, шкуры, ровдуги и т.д. А когда появилась одежда из мануфактурных материалов, цвета изменились: красный, черный, редко зеленый, темно-голубой. Иногда в лоскутных чепраках использовали весь цветовой спектр, и при этом ни один цвет резко не выступал. Все было гармонично. Вот эту особенность восприятия цвета мы давно потеряли.

Раньше по одежке встречали, по уму провожали. Одежда показывала достояние хозяина или хозяйки. Не даром невеста должна привести с собой в дом мужа "таҥас тоҕустуута", то есть 9 видов одежды. А сегодня взгляды на этот счет немного изменились. Но в некоторых случаях еще можно определить статус владельца костюма. Например, по качеству материала костюма, качеству шитья, количеству ювелирных украшений.

Всякая культура имеет свойство меняться, в зависимости от развития общества. В прошлые века национальные одежды одевали редко: в обрядовых ситуациях, на праздники. А сегодня стараемся одевать ее по разным случаям: на Ысыах, в театр, на сцену и повседневно. Поэтому наряду с чисто традиционной одеждой существуют и разные виды: фольклорные, сценические, повседневные с этническим колоритом или этнические якутские модели, которые показываются на высоких подиумах. От этого национальная одежда меняется. На Ысыах мы надеваем более современный, облегченный вид национального костюма.

Татьяна Старостина, хранитель отдела фондов Якутского объединенного государственного музея им. Ем. Ярославского:

Выбор наряда зависит от того, что нравится самому человеку. Мастера, которые работают в сфере пошива национальных нарядов, предлагают довольно большой ассортимент. При выборе национальной одежды нужно учитывать, что Ысыах – это праздник, который отмечается раз в год и предполагается, что одеяния должны быть праздничными. Наши предки в конце XIX - начале XX веках носили платье халадаай и кэhиэччик – безрукавку. По своему крою и назначению кэhиэччик и халадаай – это составные части комплекта, которые дополняют друг друга. По цветовой гамме они могут быть одного цвета либо разного. Если платье светлого оттенка, то безрукавку выбирают черного либо красного цветов. В фондах нашего музея имеются более 20 безрукавок, среди них доминируют черные и красные оттенки.

В пошиве платья тенденции идут к тому, что меняется назначение халадаая: оно приобретает характер вечернего наряда. Кроме того, халадаай становится не комплектным, а самостоятельным элементом одежды. Отсюда идут изменения в крое, деталях.

Якутское платье говорит о статусности человека. Чем дороже ткань, тем выше статус. Касаемо мужского наряда, мне кажется, что оно должно оставаться традиционным. В отличие от современного мужского пальто традиционное не было нагружено различными деталями. Оно не имело ромбовидных, треугольных и прочих декоративных вставок. Это придавало мужчине более достойный вид.

Всем якутянам в честь наступающего праздника желаю всего самого хорошего, процветания и здоровья!

Лидия Федорова, владелица ателье по пошиву национальной одежды (Сунтар):

Выбирать наряд для праздника надо, руководствуясь своему возрасту, размеру, вкусу, традициям, статусу и тематике праздника. Это относится и к мужчинам. Я, как мастер по шитью, давно переросла декоративность и сценичность образов, которые многим всегда импонируют в выборе нарядов, особенно для национального праздника. Мне сейчас в гордость надевать традиционные классические наряды, что и всегда пропагандирую всем своим клиентам.

В пошиве традиционного платья я всегда соблюдаю пропорции, красивые узкие плечи с рукавом со сборкой, воротники стоечки и отложные всегда гармоничны с фасоном просторного платья халадаай. В создании, например, традиционного национального, будь то летнего или зимнего, пальто соблюдаются сочетания таких цветов (энергия земли, женского начала, энергия воздуха), как чёрный, красный и голубой с белым. Эти цвета применяются как в тканях, так и в украшениях, и отделке из бисера. В пошиве других нарядов все цвета и оттенки хороши, которые есть в нашей родной природе.

Как я упомянула ранее, цвет, фасон и длина наряда, будь то платье, жилет или камзол, должны говорить, прежде всего, о возрасте и статусе человека. Современность всегда влияла и будет влиять на стилизацию национального костюма. Но, стилизируя ту или иную классику, ни в коем разе нельзя нарушать в корню традиционный замысел наших предков и тем более в оскверненной форме. В стилизации, которая придают наряду некую романтичность, изысканность и даже может быть брутальность, я отношусь более чем позитивно и сама стилизирую с удовольствием.

Каждый год мы с трепетностью ожидаем празднование национального праздника, ведь это, по поверью наших предков, начало нового изобильного года. Хочу пожелать всем жителям нашей многонациональной республики любви, здоровья и много много счастья, успехов, сплоченности и трудолюбия!

Анна Постникова, Sakhaday.ru