В этом году Якутия подводит итоги реализации одного из самых значимых и основополагающих документов, когда-либо принимавшихся в республике и положивших начало внедрению крупнейших промышленных и социальных проектов. Речь идет о Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Этот документ готовили совместно ученые Совета по изучению производительных сил России, ученые, экономисты, аграрии, промышленники, строители, работники культуры и здравоохранения Якутии и многие другие. В Схеме-2020 (как коротко называют документ) было аккумулировано все – от уровня жизни и заработных плат до показателей внутреннего регионального продукта. Такой глобальный план развития Якутии до 2020 года.
Пришло время подвести итоги: что получилось и успешно работает, что – нет и по какой причине, а что еще предстоит сделать в ближайшей перспективе. И в том числе понять – как Якутия смогла стать первым регионом в России, который подготовил настолько подробную и качественную программу своего развития.
Предлагаем вашему вниманию серию публикаций, где непосредственные участники событий рассказывают свои впечатления от работы и подводят итоги. В дальнейшем планируется выход фильма, посвященный реализации Схемы-2020.
Сегодня о Схеме-2020 рассказывает генеральный директор компании «Якутскэнерго» Алексей Стручков, который, занимая руководящие посты в правительстве Якутии, принимал активное участие в разработке и реализации документа.
- Алексей Александрович, Схема-2020 разрабатывалась при вашем участии. Какие тогда ставились перед вами задачи, насколько они казались амбициозными?
- Прежде всего надо сказать, что Схема-2020, как ее сокращенно называют, появилась благодаря поддержке Президента Российской Федерации Владимира Путина. В январе 2006 года он с рабочим визитом посетил Республику Саха (Якутия) и провел совещание, посвященное вопросам социально-экономического развития республики. А уже через год, в феврале 2007 года, на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен проект Схемы-2020.
Документ действительно очень амбициозный, детально проработанный, включал в себя три основных направления. Первое – это модернизация и развитие базовых отраслей экономики, второе создание новых отраслей экономики и третье – опережающее развитие инфраструктуры. Реализация по этим трем направлениям была начата уже в 2007 году. И спустя тринадцать лет можно говорить о том, что во многом те приоритетные направления, которые были определены Схемой, сегодня уже реализованы.
Например, валовый региональный продукт республики в сравнении с 2006 годом, который был определен как базовый ориентир, в сопоставимых ценах вырос практически в полтора раза. Объемы собственных доходов регионального бюджета выросли почти в пять раз по сравнению с 2006 годом. Объем инвестиций в основной капитал за этот период приблизился к оценке 3 триллиона рублей.
В республике созданы абсолютно новые отрасли экономики и прежде всего это проекты в нефтегазовом комплексе -- новые центры добычи нефти и газа на Востоке страны –Восточная газовая программа, строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», газопровода «Сила Сибири». За этот период наши локальные тогда энергорайоны были объединены, и с 2019 года мы поставляем электроэнергию, которая вырабатывается на территории Якутии, на оптовый рынок энергии и мощности. И мы имеем возможности выхода на ОЭС Сибири и на ОЭС Востока. Вот это были ключевые задачи, которые ставились по опережающему развитию инфраструктуры.
За эти годы были построены тысячи километров газопроводов, порядка 20 тысяч человек населения республики впервые получили природный газ и, соответственно, газификация населенных пунктов дала импульс и создала условия для развития других отраслей. А именно – развитию сельской местности, проектов в области агропромышленного комплекса, промышленным городам, населенным пунктам, развитию малого и среднего бизнеса.
Конечно же, не все проекты, которые были предусмотрены Схемой-2020, и не все цели, которые мы перед собой ставили, когда разрабатывали этот документ, выполнены. Но тем не менее главные, приоритетные решения, которые принимались, и направления, которые были определены в качестве приоритетов для устойчивого социально-экономического развития республики, достигнуты. И самое главное -- был создан базис для развития новых отраслей, а Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2035 года является логическим продолжением тех решений, которые были приняты в 2007 году.
- Помнится, в Якутию приезжал премьер-министр РФ Михаил Фрадков и сказал, что у него от намеченного «дух перехватило», а у вас?
- Я бы хотел внести поправку – эту фразу Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков сказал на заседании правительства Российской Федерации после доклада Вячеслава Анатольевича Штырова, тогда Президента Республики Саха (Якутия), когда он увидел, насколько амбициозные планы и масштабные проекты планируются к реализации на территории Якутии. Он действительно сказал эту фразу, что «аж дух захватывает». Это действительно было так.
Это была колоссальная и очень интересная работа -- когда мы планировали запускать абсолютно новые проекты. Когда практически каждый месяц к нам приезжали представители крупнейших компаний нашей страны – это и «Газпром», и «Транснефть», и на тот момент РАО ЭС Востока, и компании «Мечел», компании «Сургутнефтегаз». По сути дела, с нуля запускались колоссальные проекты и обосновать необходимость их реализации было, конечно, очень нелегкой задачей и надо отдать должное президенту Вячеславу Анатольевичу Штырову, который своей мощью, своим упорством, смог это сделать.
Работа действительно была проделана огромная. Поиск и добыча материалов, информации, можно сказать, где-то даже происходила с некоторым риском для жизни и здоровья, потому что вы знаете, что в нефтяном секторе на территории Республики Саха (Якутия) на тот момент работала компания «ЮКОС» и, соответственно, вся документация в части газовой промышленности была в руках именно этой компании. И действительно мы ее добывали таким «дедовским» способом, но это позволило консолидировать активы в государственной собственности и создать компанию «Сахатранснефтегаз», которая сегодня уже более десяти лет успешно работает на нашей территории и осуществляет поставки природного газа потребителям нашей республики.
А дух захватывало не только у Председателя Правительства РФ, но и у всех нас, кто был причастен к разработке Схемы, реализации проектов. Время это было очень интересное и все совещания, которые проходили, встречи с представителями крупного бизнеса, встречи на местах, начало реализации проектов, закладка первых камней и оснований – это действительно было очень интересно и я благодарен судьбе, что был причастен и к разработке Схемы-2020, и к началу реализации этих крупных проектов на территории нашей Якутии.
- Не каждому выпала такая удача…
- Да, и я думаю, что все мои коллеги, которые в этом участвовали, с большим удовлетворением и удовольствием вспоминают то непростое, нелегкое время. Но самое главное, что та работа, которую мы все делали в общей команде под руководством президента республики, действительно дала большой и положительный результат.
Думаю, что и все жители Якутии почувствовали это. Созданы тысячи новых рабочих мест с устойчивой высокой заработной платой, созданы новые отрасли экономики, которые сегодня вносят свой вклад не только в валовой региональный продукт, а прежде всего – в доходы нашего населения. Каждый человек так или иначе ощутил на себе результат этой работы.
А если говорить о некоторых цифрах, то в 2006 году весь наш валовый региональный продукт составлял порядка 300 млрд рублей. По итогам 2019 года ВРП Якутии оценивался свыше 1 трлн рублей, таким образом становится понятным результат реализации проектов Схемы-2020 и то, ради чего все это было сделано – улучшения качества жизни населения и для того, чтобы у людей появилась возможность работать на новых рабочих местах, зарабатывать, увеличивать доходы и благосостояние своих семей.
- Почему тогда мы до сих пор получаем дотации из федерального центра?
- Здесь надо понимать специфику нашего региона. Во-первых, общеизвестно, что Якутия – это самый большой по площади субъект в составе Российской Федерации. И по плотности населения в стране мы занимаем второе место после Чукотки.
Низкая плотность населения обуславливает высокие бюджетные расходы. В Якутии есть места, где отопительный сезон продолжается 365 дней в году, а в среднем по региону это девять месяцев. И понятно, что содержание всех социальных объектов, объектов жилищного фонда требует очень больших средств на завоз топливно-энергетических ресурсов, на поддержание жизнедеятельности населенных пунктов. Этим, собственно говоря, и объясняется высокая дотационность нашего региона. Это условия нашей жизни.
И когда задают вопрос, почему мы еще не стали профицитным регионом, надо иметь в виду следующее: во-первых, это происходит в связи с налоговой политикой нашего государства – львиная доля налогов априори зачисляется в доходы федерального бюджета и, наверное, это правильно, потому что государство решает задачи сбалансированности бюджетов и перераспределения доходов между теми субъектами, которые имеют невысокую доходную базу у себя в регионе. Во-вторых, нигде практически нет того объема сезонного завоза как в Якутии – только бюджет на эти цели тратит более 10 млрд рублей ежегодно. При этом надо понимать, что эти средства аккумулируются в очень короткий временной период – по сути в первом квартале каждого финансового года. И понятно, что предприятия, которые работают в таких же условиях, вынуждены привлекать кредитные ресурсы и, соответственно, платить проценты по кредитам. Это опять же обуславливает и дороговизну жизни, и услуг, и себестоимости производимой и реализуемой продукции на территории Якутии.
Поэтому наша республика получает большой объем дотаций из федерального бюджета. Еще раз подчеркну, что это обусловлено условиями жизни и условиями функционирования экономики нашего региона. И как раз-таки Схема 2020 была направлена на то, чтобы у нас появились собственные источники добычи углеводородного сырья, свои собственные источники доходов, которые мы могли бы использовать во благо жителей республики. Конечно, у нас и до этого было Средневилюйское газовое месторождение и были построены внутренние газопроводы, но строительство газопровода «Сила Сибири» и освоение Чаяндинского месторождения создали предпосылки для газификации большого количества населенных пунктов, которые расположены вдоль этого магистрального газопровода. Эта программа имеет уже реальные очертания и буквально месяц назад была встреча Главы республики Айсена Николаева с заместителем председателя правления ПАО «Газпром» Виталием Маркеловым, где был зафиксирован запуск этого проекта уже в 2021 году. Думаю, что это большой амбициозный проект и он будет также реализован, как и Схема-2020.
- Вячеслав Анатольевич хотел, чтобы республика была бездотационной. Насколько это реально?
- Это абсолютно реальная вещь. Но решение этой задачи состоит из многих составных частей. Вы знаете, что было очень много критики в адрес предыдущего Председателя правительства республики Владимира Солодова в отношении начала работы по оптимизации бюджетной сети.
Но, на мой взгляд, должна быть оптимизация не только бюджетной сети, а в целом нашего региона. В том числе и по части объединения и укрупнения населенных пунктов и муниципальных образований. Такая работа позволит высвободить очень большие бюджетные ресурсы, которые могут быть направлены на развитие социальных объектов, на развитие и строительство дорожной сети, улучшение авиасообщения между населенными пунктами, решение многих и многих социально значимых задач. И это фактор и снижения бюджетных расходов и, соответственно, как конечный результат – снижение дотаций из федерального бюджета.
Реализация новых проектов, возможно, в какой-то степени пересмотр налоговой политики на федеральном уровне – в совокупности эти факторы позволят решить эту задачу.
К слову говоря, на заседании Правительства Российской Федерации, которое было 8 февраля 2007 года, министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин задал вопрос Вячеславу Анатольевичу, когда и в каком году произойдет отказ от дотаций и Якутия станет профицитным регионом. И на тот момент Вячеслав Анатольевич ответил, что это должен быть 2013 год. И, конечно, мы с опаской ждали наступления 2013 года, в плане того, что министерство финансов Российской Федерации перестанет дотировать регион, но к счастью, этого не произошло. Но этому есть объективное объяснение -- потому что некоторые проекты на тот момент, в свете тех событий, которые происходили и в мировой, и в российской экономике, не позволили начать их реализацию.
Один их них – Комплексное развитие Южной Якутии. Кстати говоря, в рамках этого проекта предполагалось и создание большой гидрогенерации в Южной Якутии, строительство Канкунской ГЭС, создание центра металлургии на территории Алданского района, но в силу объективных причин эти проекты не были реализованы.
- Каким был в работе, на посту Президента, Вячеслав Анатольевич Штыров? Каков его стиль работы и насколько глубоко он погружался в проблемы?
- Это, наверное, был один из немногих руководителей, с кем мне посчастливилось работать, который очень скрупулезно подходил к решению любой задачи.
И у нас не то что легенды ходили, а был очень такой показательный случай, когда на маленькое письмо – обращение одного из руководителей предприятий республики – собственноручно Президентом Республики Саха (Якутия) Вячеславом Штыровым была поставлена виза на шести машинописных листах. Это только виза на коротенькое письмо.
То есть этот пример как ответ на ваш вопрос, насколько глубоко Вячеслав Анатольевич относился к решению задач. Он настолько во все вникал, входил в тонкости решения каждого вопроса, что даже визы как руководителя субъекты были на нескольких листах.
И любое решение, которое мы выводили на уровень федеральных министерств или Правительства Российской Федерации, в предварительном порядке рассматривалось на рабочих совещаниях у президента республики и каждое наше обращение, информационные, служебные записки, вычитывались, высматривались, правились. Это тоже показатель того, как к делу относился руководитель.
Когда мы были в командировках, на совещаниях, которые проводило руководство Российской Федерации, мы также готовили все информационные материалы, выступления Президента Республики Саха (Якутия) и ночами сидели в гостиничном номере Вячеслава Анатольевича, правили все слайды, доклады, выступления. Это было очень интересно, поэтому я благодарен судьбе, что мне посчастливилось работать с таким человеком, не побоюсь этого слова – глыбой. Человеком, который действительно очень мощно руководил нашей республикой, благодаря которому реализованы крупнейшие проекты на территории Якутии и благодаря которому значительно выросло качество жизни людей.
- Все это требовало, наверное, определённой жесткости.
- Надо сказать, что Вячеслав Анатольевич всегда отстаивал свою позицию – и когда было необходимо, он действительно очень жестко выступал и до конца отстаивал интересы республики и те проекты, которые нужно было реализовать. Потому что разные мнения были.
Например, если рассказать из истории о появлении проекта нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», то изначально (я в тот момент был заместителем министра промышленности республики) мы с коллегами предложили президенту республики свой вариант строительства нефтепровода. И когда этот вариант Вячеслав Анатольевич обсуждал с руководством компании «Транснефть», Семеном Вайнштоком, то последний сказал, что если бы он был председателем Госплана Советского Союза, то конечно бы согласился бы с нашим вариантом. Но дальше Вайншток сказал, что поскольку он руководитель нефтетранспортной компании, то компания пойдет по своему варианту. А у них действительно свой вариант строительства «ВС—ТО».
Возникла дилемма – чей вариант принять, по какому пути строить. И вы, наверное, помните одно из известных совещаний, которое проводил президент страны Владимир Путин, в городе Томске. Когда академик Российской Академии наук Николай Лаверов нарисовал фломастером схему строительства «ВС—ТО», сказав о том, что это единственно правильный вариант, это был как раз тот вариант, который предлагал Вячеслав Анатольевич Штыров.
Это была действительно победа, когда удалось на таком высоком уровне доказать, что целесообразно строить «ВС—ТО» именно в том варианте, в том коридоре, который мы предполагали. А после завершения строительства Восточно-сибирского нефтепровода уже ни у кого не возникало сомнений, по какому коридору пойдет и магистральный газопровод «Сила Сибири».
- Чего, по вашему мнению, не хватает новому поколению менеджеров?
- Главное, на мой взгляд, это сам принцип назначения – люди очень быстро занимают высокие должности. При этом, как говорится, не поработав на земле, на производстве ни единого дня. В этом и кроется одна из ключевых проблем и состояния экономики страны в целом, и состояния экономики регионов в какой-то части. Если преодолеть это, то ситуация была бы другой, как и взгляд на принятие того или иного управленческого решения.
Может быть, вы смотрели видео «Камеди клаб» под названием «Рабочее совещание». Суть его в том, что в Москва-сити собирается совещание, приглашается весь менеджмент, руководители структурных подразделений и завхоз. Они его называют «саплай-менеджером», а он даже не понимает, что это к нему обращаются. Завхоз объясняет, что проблема у него маленькая – ему нужно решить, приклеить табличку на двери руководителя или прибить. И тут начинается обсуждение. Что надо создать ватсап-группу, провести брифинг, коворкинг, обсудить и так далее. Клеить категорически нельзя, потому что мы экологически чистая компания и все в таком духе. В конце концов завхоз говорит, что сам разберется.
В какой-то мере эта юмористическая сцена характеризует часть современного менеджмента. Хотя достаточно большое количество людей, квалифицированных специалистов, с хорошими идеями, работают в отраслях экономики страны, в нашей республике – и в правительстве, и на промышленных предприятиях.
Поэтому все-таки сначала нужно поработать на земле, все понять самому, потрогать руками, затем стать начальником участка, допустим, руководителем производства, предприятия. Все-таки такой подход, с моей точки зрения, наиболее верен и именно он и позволяет в конечном итоге специалисту при достижении очень высокого уровня принимать правильные решения.
А когда человек никогда этим не занимался, становится руководителем, в том числе и какого-либо органа власти, то, конечно же, решения будут приниматься очень долго и трудно. И от этого в конечном итоге будет страдать население.
- В последнее время принимается много программ развития. Они проигрывают по качеству Схеме-2020 или нет?
- Я уже говорил, что ранее рассмотрение вопросов, связанных с государственной поддержкой инвестиционных проектов, было все-таки чуть полегче, потому что были другие возможности у государства. Сегодня, к сожалению, эти возможности сужаются. В свете известных событий, которые происходят в стране и в мире. И в этой связи реализовать тот или иной проект гораздо сложнее, чем это было, скажем, двадцать—пятнадцать лет назад. В этом и есть отличие. А по большому счету задачи ставятся те же самые. И те амбициозные национальные проекты, которые запущены президентом нашей страны, -- это подтверждение того, какое внимание уделяется решению насущных вопросов граждан совершенно разного плана. Посмотрите, например, с какой скоростью в Якутии строятся автомобильные дороги, социальные объекты, ликвидируется аварийное жилье, помощь семьям и многое другое. Все эти проекты направлены на повышение качества жизни населения.
Есть еще и отличие в объемах финансирования и государственной поддержке тех или иных проектов, что в первую очередь связано с ситуацией на мировом и российском рынках. Ранее, конечно, поддержка была более масштабной, на мой взгляд. Сегодня больше упор делается на привлечение внешних инвестиций, на другие механизмы реализации инвестиционных проектов.
Маргарита Нифонтова