«Маты, издевки, рукоприкладство». В Якутии процветает буллинг в школах

13:35 - 30.11.2022 / 7992 просмотра

Школьные годы принято считать самыми беззаботными и счастливыми, но нередко детство омрачается травлей со стороны сверстников или педагогов. Издевательства могут длиться вплоть до окончания школы, а жертва переносит во взрослую жизнь свои психологические, а порой и физические травмы.

Мало кто знает, что в буллинге страдают все стороны. Агрессия преследователя – это бессознательный крик о помощи, значит не все в порядке в семье. Свидетели – другие учащиеся - также пребывают в стрессе, могут расхотеть ходить в школу, встать на сторону агрессоров или пополнить число пострадавших.

Буллинг в классе перерос во взрослый конфликт

Елизавета М. отдала сына в одну из лучших школ Якутска. Эту же школу закончила ее старшая дочь, по сей день женщина очень довольна качеством образования. Единственное «но» – руководство школы не принимает должных мер по разрешению конфликта.

Предпосылки к открытому конфликту начались еще в 5 классе. Но тогда в силу возраста это были невинные шутки, взрослые не обращали внимания. 6, 7 классы пришлись на пандемию, дети толком не видели друг друга, общались в киберпространстве. То есть коллектив не смог сформироваться, а подростки не научились разговаривать по-человечески.

«У меня всегда были доверительные отношения с сыном. Но с весны прошлого учебного года сын перестал со мной открыто общаться, рассказывать о школьных делах, показывать переписку в телефоне. Я сослалась на подростковый период и не настаивала.

В октябре этого года возникла необходимость достать документы с WhatsApp группы. Включив web-страницу, я стала свидетелем ужасной ситуации. В групповом чате одноклассников творилось что-то невообразимое. Группа одноклассников с утра до глубокой ночи оскорбляла двух одноклассников, один из которых молчал, другой пытался отвечать, сопротивляться. Сообщения звучали таким образом: «Ты слаб», «Ты немощный», «Вот тебя-то мы точно побьём», «Закрой рот (пасть)», «Ты слаб не только физически, но и морально». Все это сопровождалась нецензурными словами, фотожабами и видео. Создалось впечатление, что они целенаправленно доводят ребенка. Чего они хотели добиться этими сообщениями, травлей? Пишут с утра до глубокой ночи без выходных. Даже во время уроков.

Во время перемен преследователи снимали постановочные видео. На камеру изображали руками пенис и сзади имитировали половой акт. После видео выставлялось в чат и сопровождалось оскорбительными сообщениями о возможной сексуальной ориентации жертвы. Были фото с фигой, средним пальцем», – рассказала Елизавета.

Пролистав сообщения, женщина пришла к выводу, что главным агрессором выступает один ребенок, который специально выбирает жертву из числа одноклассников, начинает потихоньку травить. Через несколько дней жертва присоединяется к травле и начинает вместе с ним затравливать другую жертву. В итоге в группе агрессоров набралось около 10 человек, почти треть класса. А мишенью для группы агрессоров стали два мальчика, которые не поддались такому методу. Ваня (прим. ред. имя изменено) выбрал путь игнорирования, Матвей (прим. ред. имя изменено) слабо, но пытался отвечать.

Елизавета отправила скриншоты маме Матвея, поскольку была близко знакома с ней. Она поговорила со своим ребенком и помогла ему достойно выйти из ситуации. Елизавета позвонила классному руководителю узнать ее позицию. Со слов учительницы, это просто шутки подростков, но она согласилась провести классный час на тему буллинга.

После беседы с учительницей были удалены около 10 групп. Через три дня наметилось родительское собрание с приглашением соцпедагога, который зачитал перед взрослыми ту же презентацию о профилактике травли, которую показали детям. Наша собеседница не выдержала, что после всего случившегося школа говорит о профилактике, она рассказала родителям всю ситуацию, не называя имен.

После родсобрания издевательства в отношении детей прекратились. Но по словам психологов, буллинг не проходит так быстро, нужно наблюдать. Только теперь родители настроены против Елизаветы. А классный руководитель не отвечает даже на вопросы о прививке ее сына.

Между прочим, о скандале стало известно в педагогических кругах. Столичным школам было рекомендовано подчистить школьные чаты. Сделаны ли были выводы, при всеобщем замалчивании, неизвестно.

Нападки со стороны взрослых

Этим летом в Малой академии наук Якутии проходила профильная смена с целью подготовить юных корреспондентов для освещения событий Международных интеллектуальных игр в Якутске. Участники смены были из числа юнкоров Детского издательства «Кэскил» им Н. Е. Мординова – Амма Аччыгыйа.

Самому младшему участнику Артему (прим. ред. имя изменено) было 13 лет. Он только начинал делать первые шаги в журналистике, писал на сайт первые заметки и монтировал видеоролики. Вначале мальчику очень понравилось в лагере, со всеми детьми были общие интересы, лекции и практические уроки тоже были очень интересны.

«К концу смены в коридоре я увидел, как позже узнал, сломанный стол, который странно стоял. Я решил его поправить, а он развалился. Я сразу пошел к охраннику и рассказал, что стол сломался», – рассказал Артем.

Замдиректора «Кэскил» связался с мамой мальчика и высказал о том, что ее сын якобы сломал стул, что он очень огорчен поведением Артема, который еще неуважительно общается со взрослыми. Он передал, что администрация Малой академии наук просит компенсацию в 10 тысяч рублей за сломанную мебель. А затем он передал номер сотрудника МАН, та отправила электронный вариант акта причинения вреда и ссылалась на договор, что родительница обязана компенсировать сумму, которая ещё и возросла до 16 тысяч рублей.

По словам матери Артема, она была в шоке, так как в школе у мальчика не было проблем. Он хорошо учился в школе, учителя и одноклассники никогда не жаловались на грубость.

Тот самый сломанный стол

«Сначала я подумала, что Артем мог случайно сломать мебель, в таком случае я бы немедленно выплатила ущерб. Одна из сотрудниц «Кэскил» передала, что после поломки он гордо заявил, что его родители богатые и им будет не трудно оплатить. Поговорила с сыном, он рассказал всё как есть, что он не хвастался материальным состоянием, я поверила, потому что он никогда не лгал. Никто из сотрудников не сотрудничал, чтобы восстановить справедливость. Они ссылались на то, что есть запись камеры, подтверждающая, что мой сын сел на стол. Но предоставить мне запись отказались, мы с мужем были вынуждены поехать в село Чапаево за видеозаписью. И это того стоило, потому что в записи отчетливо видно, что Артем не садился на стол и не хулиганил, а стол и вправду был уже сломан, а мой ребенок хотел его поправить. На видео столешница сваливается вниз. Интересно, что бы они мне сказали, если бы столешница поранила сына?», – рассказала мама.

Родители сами доказали невиновность сына, а сотрудники МАН и «Кэскил» никак не извинились. То есть, когда ребенок сообщил о поломке, его никто не выслушал, все педагоги и ответственные лица обвинили его и игнорировали охранника, который единственный заступился.

Что касается сотрудницы, которая скорее всего оболгала или переиначила слова ребенка, она жаловалась на то, что Артем не называл ее по отчеству. Но по словам мальчика, которому на тот момент было 13 лет, это было не проявление неуважения, а просто он не смог в первые дни запомнить все полные имена взрослых. Этот педагог хотела отобрать телефон Артема, на что ребенок рефлекторно хотел взяться за свою вещь, но нечаянно хлопнул женщину по руке. Взрослая женщина, работающая с детьми, могла бы вежливо попросить.

У мальчика был стресс, но он успокоился, когда родители восстановили его доброе имя. Но заниматься журналистикой и ходить в МАН отказывается.

***

В какое детское учреждение не ткни пальцем, можно наткнуться на факт буллинга. К сожалению, об этом становится известно только после вопиющих случаев. Недавно учитель физкультуры в Вилюйском районе схватил за шею подростка за нецензурную брань, а затем уволился по собственному желанию. В Амгинском лицее физрук пнул третьеклассника в грудь. Родители мальчика узнали об этом, увидев синяки. А издевательства сверстников друг над другом чаще происходят скрытно, поэтому родителям важно поддерживать доверительные отношения с детьми и выходить на откровенный разговор, если появились какие-либо изменения в поведении.

Многие считают, что все дело в низкой квалификации школьных психологов, загруженности педагогов из-за переполненных классов и общей агрессивной обстановки в обществе. Sakhaday продолжит разговор о причинах этого явления.

Виктория Тарабукина, Sakhaday.ru