"На сегодняшний день мы делаем 95% всех операций, которые делаются в России", - Иван Луцкан о деятельности Офтальмологической больницы

16:12 - 12.5.2022 / 1156 просмотров

Как попасть в офтальмологическую больницу? Подорожают ли платные услуги? Когда будут приезжать врачи в улусы? Об этом мы побеседовали с главврачом Офтальмологической больницы Иваном Луцканом.

Прием населения в больницу

- С марта мы вернулись к прежнему механизму приема. Вначале пациент обращается по месту жительства, где врач-офтальмолог ставит диагноз, и затем уже пациент обращается к нам.

К детскому офтальмологу можно записаться через портал госуслуг или через Call центр 500-707, как и в наш филиал по адресу: Кальвица, 3 на базе Медицинского центра г.Якутска, но это для прикрепленных к данной больнице пациентов

Напомню, что у нас больница 3 уровня, что означает, что мы оказываем специализированную высокотехнологичную помощь. При этом к нам чаще всего обращаются с жалобами на заболевания поликлинического уровня, например, конъюнктивиты или чуть ли не подбор очков. Последнее это уровень не врачей, а среднего медперсонала (оптометристов).

Считаю, что на местах надо организовать работу так, чтобы к нам попадали только люди, которые реально нуждаются в помощи.

Поэтому мы недавно открыли филиал в медцентре Якутска и оснастили таким же оборудованием, что у нас. Там можно сделать снимок глазного дна, электрофизиологическое и ультразвуковое исследования глаз. В итоге, пациенты города, прикрепленные к поликлинике, будут проходить в медцентре Якутска обследование и подготовку оперативного лечения.

Если все больницы оснастить таким образом, то никаких проблем с очередями у нас не будет. Надо понимать, что мы республиканская больница. И все жители Якутии идут к нам, в единственную глазную больницу.

К сожалению, люди недостаточно информированы о порядке оказания помощи. Иногда этим грешат на местах, когда без разбора дают направление в Офтальмологическую больницу.

Если человек хочет попасть к нам, он должен вначале обратиться по месту жительства, потом его направляют к нам по спецпрограмме «Медведь». Мы его видим, отрабатываем. Если показания для приема есть, то сообщают, когда его ждут. Его обязательно примут.

Сбой дают спонтанные визиты. Некоторые заявляют: «Я хочу!», «Я приехал, примите меня!». Приходят и скандалят. Такие случаи решаем индивидуально. Есть заболевания, которые требуют безотлагательной помощи, а есть болезни, нуждающиеся в плановой помощи. Но люди не всегда это понимают, поэтому стараемся все объяснять, в том числе через СМИ.

Какую оказываете помощь?

- У нас есть направления, которые мы развиваем в приоритетном порядке. Прежде всего, это высокотехнологичная помощь. Сегодня мы уже выполнили 47% от годового плана по ОМС, а за счет бюджета РФ - 37%.

Невозможно приехать и сразу к нам поступить в стационар. Количество коек ограничено. Есть определенный план госпитализации, тем более мы не плановая больница, а экстренная.

В первую очередь мы нацелены на оказание экстренной помощи. Поэтому мы выделяем определенное количество коек для плановых больных и держим резерв для экстренных, которые попадают к нам с травмами, отслойками сетчатки, приступами глаукомы. Это то, что нужно экстренно купировать. Пациентов с этими патологиями выявляют в центре неотложной помощи и сразу же госпитализируют, потому что промедление может стать причиной смерти глаза.

К примеру, с той же самой катарактой можно жить продолжительное время, а вот с глаукомой так не получится. Наша задача при таком заболевании сохранить имеющееся зрение и не допустить ухудшения процесса. При запущенном процессе может дойти до удаления глаза.

У нас есть глаукомный центр, создали регистр, который собираемся запатентовать, это наше ноу-хау. Пациентов с глаукомой, к сожалению, хватает. Лишь сейчас немного снижается статистика по выходу на инвалидность.

Что касается катаракты, то мы делаем операции сразу на два глаза. Раньше второй глаз оперировали только через месяц. Это было связано с особенностями финансирования. Но мы решили не гонять дважды людей на анализы.

Между прочим, не во многих регионах делают операцию по катаракте сразу на оба глаза. Как бы нашу медицину ни ругали, люди просто не видели, что происходит в других субъектах. В любом регионе я обязательно захожу в офтальмологические больницы, интересуюсь опытом, и понимаю, что наша медицина находится на должном уровне.

В какие районы планируется выезды врачей Офтальмологической больницы?

Выезды в районы удобны прежде всего для пациентов. Во время коронавируса нам удалось прооперировать жителей Хангаласского района. В прошлом году мы были в Усть-Алданском районе.

В этом году в марте-апреле, когда произошел рост ковида, у нас был большой поток выездов. Мы охватили Сунтарский, Вилюйский, Верхневилюйский улусы, потом Южную Якутию. Съездили в Оленекский район, где очень сложная логистика. Отмечу, что на Севере неплохо оснастились, получив хорошее оборудование для первичного звена. Пациентам уже не надо приезжать к нам за консультацией.

С трепетом вспоминаю, как привезли сюда жителей Усть-Алданского и Горного улусов. Эти улусы никак не попадали в наш график, так как не имели соответствующей лицензии. Но люди то ждали, поэтому решили перевезти пациентов в выходные, пока работает переправа. Сказано – сделано. Освободили палаты и прооперировали 35 пациентов за выходные, успев до закрытия.

Отбор на месте в Усть-Алданском улусе проводил наша сербская зведочка Стефан Георгиев, приехавший к нам работать из Москвы. В селе Борогонцы он работал 10 дней. За это время ему пришлось осмотреть 200 человек и отобрать 35 пациентов. Я его стараюсь привлекать к таким работам в глубинке, надеюсь, что проникнется нашими традициями. Предлагают даже женить Стефана, чтобы он остался у нас.

Все-таки к нам приезжают хорошие специалисты, работающие с душой, и это здорово.

У нас также есть идея по такому же принципу отработать с Намским улусом. Это очень удобно прежде всего для жителей улусов, которым не надо тратиться на проживание в городе, на очереди. Предварительная дата выезда врача в Намцы 21-22 мая. Поэтому жителям Намского района, которые нуждаются в оперативном лечении катаракты необходимо уже обратиться к офтальмологу Намской ЦРБ.

И далее продолжим выезды. Обязательно съездим в Хандыгу, Таттинский улус. Ориентировочные даты 6-17 июня. 20-22 июня планируем выезд в Жиганский улус.

Не остается без внимания и Южная Якутия. Дело в том, что пациенты уезжают на операции в Хабаровск и Благовещенск. Соответственно деньги Территориального фонда тратятся в соседних субъектах. Поэтому наша задача сделать так, чтобы не хотелось уезжать. Ведь такие поездки очень затратны. В Нерюнгри, например, врач-офтальмолог в декретном отпуске, поэтому мы направляем медиков в командировки. Два года там не проводили операции, вот провели в апреле, благодарю руководству Нерюнгринской ЦРБ за помощь в организации выезда, там было очень много обращений. Поэтому не оставим без помощи никого.

Про лечение детей

В прошлом году в Москве я посетил клинику института глазных болезней Гельмгольца и выяснил, что из 48-ми коек три койки заняты детьми из Якутии. Предложил нашим врачам лечить детей, поскольку для родителей поездка в Москву это огромные затраты. Сначала были переживания, но затем все-таки решились. Медики прошли обучение и в ноябре провели первые две операции. Я благодарен моим коллегам врачам, медсестрам, санитаркам, которые с пониманием относятся к моим предложениями, соглашаются с инновациями, выходят на работу в выходные. Все-таки главная цель – помочь людям.

Недавно провели операцию по поводу вторичной катаракты двухлетней Софии. Хирург Пантелеймон Аргунов был направлен на повышение квалификации, так как ранее опыта проведения подобных операций в республике не было. Девочка начала подготовку к операции и 21 апреля она успешно прошла. Мы открыли новую страницу истории в больнице и теперь такие операции будут проводиться на постоянной основе и родителям детей с диагнозом «вторичная катаракта» не придется тратить время и средства для поездок в центральные регионы.

Цены на платные услуги

Цены на платные услуги возрастут, но тогда, когда закончатся расходные материалы, закупленные ранее. Тем более мы работаем напрямую с производителями.

У нас все прозрачно. Расходные материалы на лазерную коррекцию стоят порядка 47 тысяч рублей. Плюс другие составляющие, о которых пациент даже не догадывается. Например, обслуживание лазера, который заправляется недешевым газом. Одна лазерная голова, между прочим, стоит 15 млн. А я ее не могу купить из бюджета или ОМС. Поэтому мы на нее зарабатываем.

Цена на платные операции скорректируется в конце мая — начале июня. Думаю, цена не превысит отметку в 100 000 рублей на ФемтоЛасик, цена на процедуру методом ФРК останется на уровне до 40 000 рублей. Отмечу, что у нас лазерная коррекция стоит дешевле, чем в других государственных клиниках Дальнего Востока и Сибири.

Развитие больницы

Надеюсь, скоро в Якутии появится мобильный офтальмологический комплекс полностью оснащенный для лабораторий и лазерных операций. Он утепленный с тремя кабинетами в арктическом исполнении. Когда мы его получим, я буду очень счастлив. Вопрос приобретения проговаривали с Главой Республики Айсеном Сергеевичем. Комплекс стоит огромных денег, без помощи республики мы бы не смогли его приобрести. Ожидаем поставки в августе. Благодаря комплексу, можно будет проводить диагностику и отбор пациентов на оперативное лечение в улусах республики, в том числе и отдаленных.

Кроме того, приобретем лазер новый и микроскоп. Все это огромные средства, которые выделяет республиканский бюджет для медицины. Оснащение оборудованием сейчас усложнилось, но не так уж критично. Выбираем отечественных производителей. На самом деле все можно заменить. Я более спокойно смотрю на эти вещи. Ведь 30 лет назад этого оборудования не было, но операции проводились.

Сегодня запустили новый УЗИ-аппарат. Он единственный в своем классе портативных аппаратов высокого класса, который имеет возможность сканировать как глазное яблоко, так и сердце, органы брюшной полости, щитовидную железу, сосуды шеи.

В планах внедрение новых типов операций. На сегодняшний день мы делаем 95% всех операций, которые делаются в России. Нам бы до 97% увеличить… Я понимаю и трезво оцениваю, что есть планка, до которой мы не сможем дотянуться, но кое-что можем сделать.

Sakhaday.ru