Незаслуженно забыт и репрессирован посмертно

11:30 - 20.3.2020 / 5489 просмотров

Сегодня мы хотим рассказать о человеке неординарной судьбы, жизнь и деятельность которого неразрывно связаны с историей нашей республики. Иван Николаевич Винокуров родился 25 марта (7 апреля) 1893 года в Ботурусском улусе Якутской области. Азы грамоты получил в Хаяхсытской начальной школе, затем отец, будучи дьяком, решил дать сыну духовное образование. Впоследствии Иван Николаевич стал видным государственным и политическим деятелем Якутии. Но со временем его имя незаслуженно было забыто, исчезло из анналов истории.

Между тем Иван Николаевич входил в яркую плеяду таких известных деятелей Якутии, как Платон Ойунский, Максим Аммосов, Исидор Барахов, Степан Аржаков и другие, сыгравшие неоценимую роль в формировании и развитии государственности республики. Революции 1917 года и национально-демократическое движение оказали решающее влияние на формирование из выпускника Казанской духовной академии политического и государственного деятеля, оставившего глубокий след не только в Якутии, но и в Самарской, Саратовской губерниях и Восточной Сибири.

Необходимо заметить, что с 2013 года жизнедеятельностью Председателя Совнаркома ЯАССР, наркома просвещения и здравоохранения ЯАССР, наркома торговли и промышленности ЯАССР, представителя Якутии при Президиуме ВЦИК Ивана Винокурова занимается известный спортивный деятель республики Михаил Друзьянов. Он обнаружил много ранее неизвестных документов и фотографий в архивохранилищах Москвы, Казани, Оренбурга, Самары, Саратова, Бузулука.

Обвинен во вредительстве и шпионаже

В 1938 году имя Винокурова убрали с названия Национальной библиотеки республики. Бюро Якутского обкома ВКП(б) отменило также прежнее постановление, принятое тремя годами ранее о присвоении наименования «видного государственного деятеля Якутской республики» школе Таттинского района, кооперативному и рыбному техникумам. Что это был за человек и за что впал в немилость?

В 1938 году на полигоне «Коммунарка» под Москвой были расстреляны выдающиеся сыны якутского народа Максим Аммосов и Исидор Барахов. Платона Ойунского содержали в Якутской тюрьме, где он умер в октябре 1939 года от пыток и болезней. 17 мая 1942 года военный трибунал Дальстроя приговорил к высшей мере наказания Степана Аржакова. 26 октября 1943 года в лагере политзаключенных Коми АССР погиб Степан Васильев.

15 января 1935 года в Москве скоропостижно скончался представитель ЯАССР при Президиуме ВЦИК, бывший председатель СНК ЯАССР, наркомпросздрав, член ЦИК СССР Иван Николаевич Винокуров. 28 мая 1938 года его объявили врагом народа как одного из создателей якутской контрреволюционной буржуазно-националистической организации, обвинили во вредительстве и шпионаже в пользу Японии. Как оказалось, в стране Советов репрессировать человека можно было и посмертно.

Из красных кавалеристов

Соратник основоположников государственности республики после третьего курса Казанской Духовной академии за перепалку с преподавателем, а, стало быть, за атеистические воззрения, был исключен без права поступления в духовные учебные заведения. И все же благодаря своей пытливости и большой тяге к знаниям ему удалось перевестись на III курс естественного факультета Казанского университета.

Вихрь революционных изменений в стране привел его в 1918 году в ряды Красной Армии. Он является активным участником гражданской войны на Урале, в Поволжье и Сибири, одно время воевал в составе знаменитой 25-й Чапаевской дивизии. После установления советской власти работает учителем, заведующим роно Бузулукского уезда Самарской губернии, председателем Самарского губернского Совета союза работников просвещения. Там он встретил свою любовь, учительницу Елизавету Агрономову. Семейная чета воспитывала двоих детей – Виктора и Татьяну. Узнать эти подробности нам помог Михаил Друзьянов, который делает многое для возвращения народу доброго имени Ивана Николаевича.

На Ярмарочной Бузулука

Город Бузулук бывшей Самарской губернии был в эпицентре многих исторических событий, особое место среди которых занимает гражданская война, многие ключевые события происходили именно на Урале и в Поволжье.

Из Бузулука в январе 1918 года началось наступление красных отрядов на Оренбург для освобождения города от белоказаков атамана Дутова. Весной 1919 года в Бузулуке размещался штаб Туркестанской армии, которой командовал Григорий Зиновьев. Здесь создавалась и отсюда пошла в наступление ударная Южная группа Восточного фронта под командованием Фрунзе для нанесения завершающего удара по Колчаку.

С апреля 1919 года в Бузулуке квартировал штаб знаменитой 25-й Чапаевской дивизии. В городе бывали Калинин, Ворошилов и другие видные деятели российской истории. Именно в этот сложный период гражданской войны в город прибыл Иван Николаевич Винокуров, ставший впоследствии активным участником советского строительства, председателем ЦИК и СНК Якутской АССР. В Бузулукский уезд Иван Винокуров прибыл из Самары, где работал помощником заведующего конным запасом штаба пятой армии. Здесь пришлось сменить боевую деятельность на педагогическую.

Вот какими воспоминаниями поделился с нами директор Бузулукского краеведческого музея Оренбургской области Александр Лубенец:

«Учитывая, что Винокуров окончил три курса Казанского университета, его опыт и способности оказались востребованными прежде всего в системе образования. Проработав непродолжительное время преподавателем школы в Сорочинске, в марте 1919 года Иван Николаевич избирается делегатом Бузулукского уездного съезда учителей. С 24 мая 1919 года ему поручают заведовать Бузулукским уездным отделом народного образования.

Фронт работы оказался немалым, в уезде в то время функционировало 679 школ, где обучалось около 2000 детей. Кроме того, к 1920 году из ведения собеса в народное образование было передано 14 детских приютов, в которых находились 927 детей. Забота о воспитании и обучении этих детей тоже легла на плечи Винокурова. Проживал в Бузулуке Иван Николаевич в доме №52 на улице Ярмарочной (ныне ул.Галактионова. Этот дом, к сожалению, до настоящего времени не сохранился).

В Бузулуке Иван Николаевич встретил свою любовь. В отделе записей гражданского состояния города Бузулука за №9578 от 15.11.1920 года имеется запись о регистрации брака с Елизаветой Агрономовой, работавшей учителем. Брак, по воспоминаниям современников, был счастливым.

В 1923 году Винокуров избирался делегатом ХII съезда РКП(б) от Самарской губернской партийной организации, а затем командирован в распоряжение Якутского обкома ВКП(б). Впереди его ждала ответственная работа в составе партийных, советских и хозяйственных органов страны».

Отстаивал интересы Якутии

После возвращения на родину в 1923 году Илья Винокуров был назначен наркомом просвещения и здравоохранения, заместителем председателя СНК. В декабре 1924 года избирается председателем СНК ЯАССР. Летом 1925 года Винокуров был направлен в Москву представителем ЯАССР при Президиуме ВЦИК.

Именно в этом качестве он внес большой вклад в становление государственности, развитие промышленности, изучение производительных сил и культурное строительство Якутии. Иван Николаевич был не просто посредником между ЯАССР и Федерацией, он являлся полномочным представителем республики и на всех правительственных уровнях смело отстаивал и защищал интересы Якутии. При этом пользовался заслуженным авторитетом в высших эшелонах власти страны.

Члены ЦИК СССР 1927 года. Винокуров стоит за Сталиным вторым справа.

Максим Аммосов ставил высокие требования перед представителем Якутии в Москве. Поэтому назначение Ивана Николаевича на эту должность можно расценить как высокое доверие. Республике в столице страны требовался работоспособный человек, умеющий грамотно и оперативно ставить перед высшей властью жизненно важные для Якутской АССР вопросы. От имени правительства Якутии Винокуров выступал во всех правительственных инстанциях, в судебных и профсоюзных организациях. Он отстаивал ускорение индустриализации республики, настаивал, как и Аммосов, на комплексном научном изучении производительных сил региона, работал в тесном взаимодействии с Якутской комиссией Академии наук СССР.

– В бытность Винокурова представителем республики в Москве возник союзный трест «Алданзолото», - говорит кандидат исторических наук, заведующий сектором истории Якутии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Егор Антонов. – Трудно переоценить значение приисков для страны. В Москве и Якутске приходилось решать одновременно несколько сложных проблем: как расселить, обеспечить питанием и зарплатой вновь прибывающих людей. Трудности с выдачей заработной платы возникли из-за отсутствия возможности быстро доставить деньги рабочим государственных приисков. Да и сами деньги появились в Якутии всего за год до образования треста, заменив имевшие хождение боны. В 1925 году республика отправила на Алдан 500 000 рублей для погашения задолженности по зарплате, к которой сама она прямого отношения не имела...

Совместно с Аммосовым и Бараховым Иван Николаевич предложил Председателю СНК и Совета Труда и Обороны СССР Валериану Куйбышеву установить воздушное сообщение с Якутией. Они выдвинули идею строительства железной дороги «Якутск – Амур», которая должна была связать Якутскую АССР с Сибирью. Эти планы предполагалось включить в пятилетний план. Нельзя не сказать и о том, что при вторичном назначении Винокурова представителем ЯАССР при Президиуме ВЦИК он много времени отдал работе по подготовке через центральные высшие учебные заведения национальных кадров.

Член правительства страны

Винокуров избирался членом Экономического Совета (ЭКОСО) РСФСР во главе со Сталиным и Конституционной комиссии ВЦИК. По заданию правительства принимал участие в урегулировании границ между Казахской и Киргизской ССР, в разработке проектов конституций ряда автономных республик, избирался членом ЦИК СССР. Вместе с Аммосовым, Бараховым, Ойунским, Аржаковым грамотно, последовательно и настойчиво решал вопросы «Алданзолота», финансирования нужд ведомств Якутии в полном объеме. Именно он ввел в оборот такое понятие, как «северный завоз», и неустанно обращал внимание руководителей учреждений на его обязательное исполнение.

– В сентябре 1933 года Иван Николаевич вновь был назначен представителем ЯАССР при Президиуме ВЦИК, – говорит главный архивист Национального архива РС(Я) Валентина Ефимова. – На этот раз он много внимания уделяет вопросам подготовки национальных кадров, культурного строительства, продолжает работу по организации изучения производительных сил Якутии. В день смерти Винокурова на его рабочем столе остался лежать подписанный им накануне документ о расширении сети культурных баз в северных районах республики...

В обстановке недоверия

За свою историю КПСС приняла множество постановлений и резолюций. Далеко не все из них оказались состоятельными и выдержали испытание временем, что относится и к приснопамятному постановлению ЦК ВКП(б) от 9 августа 1928 года «О положении в Якутской организации».

Это постановление сыграло основополагающую роль в проведении национальной политики в Якутии. Содержащиеся в нем идеи послужили ориентиром для последующих постановлений, направленных на разоблачение «буржуазного национализма» в республике. Анализ имеющихся материалов, относящихся к его подготовке, приводит к однозначному выводу – это была заранее предусмотренная акция, направленная не только на Якутию. Она была началом политических преследований, дискредитации национальной интеллигенции народов, населяющих Советский Союз.

Истории известны документы, адресованные Сталину и Молотову, об исправлении обстановки недоверия, возникшего после постановления, подписанные Аммосовым и Бараховым. Сегодня выяснилось, что о пересмотре этого документа смело высказывался Иван Николаевич Винокуров, который предвидел все дальнейшие шаги по реализации сего официального решения.

Последствия этих партийных резолюций не ограничились 1928 годом. Еще большая кровавая жатва была собрана в 1937-38 годах, послужив в судебных репрессиях тех лет несокрушимой основой для обвинений. Жертвами пали первые революционеры Якутии, а также остатки местной интеллигенции после репрессий 1928 года.

Чтобы помнили

Кто знает, как бы сложилась судьба Ивана Николаевича, если бы он не умер в 1935-м. Может быть, ранняя смерть уберегла его от тяжких испытаний, которым подверглись его товарищи. Или, наоборот, если бы он дожил до 1937 года и был репрессирован, его имя упоминалось бы чаще наравне с соратниками и не попало под историческое забвение на долгие годы.

С помощью Михаила Друзьянова нам удалось связаться с внучкой Ивана Николаевича Ниной Викторовной, которая проживает в Москве, но, к сожалению, она практически ничего не знает о дедушке: «Бабушка мало что о нем рассказывала. Естественно, никаких сведений не было и у отца. Я понимаю бабушку, как мать она всеми силами пыталась уберечь детей, чтобы они не пострадали в обстановке того времени…». И таких историй по стране тысячи.

17 января 1935 года на Новодевичьем кладбище в Москве в последний путь Ивана Николаевича Винокурова провожали секретарь Якутского обкома ВКП(б) Николай Окоемов, председатель ЯЦИК Александр Габышев, председатель СНК ЯАССР Христофор Шараборин, члены обкома, друзья, студенты московского и ленинградского землячеств в полных составах, коллективы Главсевморпути, всех представительств при Президиуме ВЦИК.

Могила Ивана Винокурова на Новодевичьем кладбище в Москве

Еще в 1935 году Президиум ЯЦИК и СНК республики приняли постановление об увековечении памяти Ивана Винокурова. Его имя присвоили школе в Таттинском улусе, Якутскому кооперативному техникуму и Национальной библиотеке республики. Для студентов Промакадемии (Москва) и кооперативного техникума были установлены две именные стипендии – соответственно 200 и 300 рублей.

На наш взгляд, эти предложения не утратили своей актуальности и сегодня. К 100-летию со дня обретения государственности в форме автономной республики необходимо подготовить и издать книгу, посвященную жизнедеятельности Ивана Николаевича, установить памятник и присвоить его имя одной из новых улиц Якутска.

Георгий СПИРИДОНОВ

НА СНИМКЕ: Иван Винокуров с женой Елизаветой, детьми Витей и Таней. Москва, 1926 год

Sakhaday.ru