Ньургун Атаков: «Я просто выхожу на сцену и рассказываю, что тревожит»

12:13 - 24.10.2022 / 9413 просмотров

С развитием стендапа в России многие якутские комики отправились покорять Москву. Одним из них был кавээнщик Ньургун Атаков. Среди многочисленных коллег Ньургун выделяется своеобразной манерой речи. Проще говоря, неумение ставить окончания в словах стало его фишкой. Ещё в выступлениях Ньургуна можно услышать факты об истории Якутии. После объявления частичной мобилизации комик эмигрировал в Казахстан, сейчас строит карьеру в Алматы.

– Я закончил магистратуру по техносферной безопасности горного института СВФУ. Учился я только ради мамы. По окончанию точно знал, что не буду работать по специальности. Мои друзья Денис Антипин и Сергей Орлов открывали стендап в Якутии. Они позвали меня выступать. Раньше я играл в КВН внутри республики, состоял в университетской команде «Сырдык уолаттар».

- У вас своеобразная манера говорить. Как вы ее создали?

– Я плохо говорю по-русски. Моя манера речи – не сценический образ, я правда так разговариваю. Возможно, для зрителя это стало фишкой. Лучше знаю и говорю на родном якутском. Когда началась пандемия, я возвращался в Якутск и открыл «Саха стендап» на якутском языке. Люди ходили, всё было хорошо. Ребята до сих пор дают концерт раз в месяц. Кстати, в Якутии народ больше ходит на якутский стендап.

- Вы правда записывались на курс ораторского мастерства?

– Я пытался ходить на курсы ораторского мастерства в Якутске во время пандемии. Но там сказали, что я идеально говорю, почему-то. Наверное, они очень плохо работают (смеётся).

- Ваша фамилия настоящая?

– Да, Атаков – томпонская фамилия. Не знаю, что она означает на языке малочисленных народов Севера. Наверное, «атакуют» (смеётся).

- Публика больше аплодирует вашим шуткам о Якутии. Как думаете, чем это связано?

– На уроках истории не рассказывают о том, как русские пришли на территорию Якутии. В учебниках пишут, что все обстояло как благотворительность. Но на самом деле были, конечно, сложности, о чем официальная история умалчивает. Потом, и это общеизвестный факт, Якутия стала тюрьмой без решёток, к нам отправляли политссыльных и преступников.

Я рассказываю об этом в своих выступлениях, потому что это нужно знать. В Москве и других регионах России об этом не знают, поэтому людям интересно. Многие даже благодарили меня. Но, конечно, я рассказываю в шуточной форме.

- Если раньше в шоу-бизнес было трудно пробиться со стороны, то стендап открыл много талантов среди иностранцев и выходцев из национальных республик…

– Многие пришли в стендап, потому что это очень доступный жанр. Любой человек может выйти на сцену и заявить о себе. Стендап – новый жанр, всего 10 лет в России, люди из разных уголков страны начали заниматься комедией одновременно. Ещё публике очень интересны люди редкой национальности со своей уникальной культурой, «собственным» русским языком, другим взглядом на привычные вещи.

- Как вы пишете шутки?

– Можно сказать, я не пишу шутки. Я, конечно, делаю небольшие заметки, но никогда не записываю дословно. Я просто выхожу на сцену и рассказываю, что меня тревожит. Одни шутки с первого раза получаются идеальными. А есть те, над которыми нужно поработать подольше, совершенствовать с каждым выступлением, пережить. Например, пятиминутный бит об истории Якутии я улучшал четыре месяца. В это время я много думал, читал, задавал вопросы. В последний раз я обращался к блогеру Назарову, который пишет о проблемах в республике. У него я уточнял о фактах заражения якутов оспой, проказой.

У меня так: сначала я придумываю конец шутки. И только потом начало. А сценаристы и режиссёры, наоборот, придумывают начало, а потом не знают как закончить – для меня это выглядит странно.

- Как происходит подготовка к баттлам? Это большой стресс?

– Даётся пять дней на подготовку. Мы встречается с соперником и рассказываем как можно больше фактов о себе. Так как я участвовал в баттлах без денежных выигрышей, победа для нас не главное. Мы заинтересованы в том, чтобы выпуск получился смешным и интересным, потому что участие в баттле – это самый лёгкий способ попасть в Ютуб. Мы спрашиваем у противника, корректно ли будет шутить о второй половинке, родителях, какие больные темы нельзя трогать. Единственное, не спрашиваем про внешность, о ней можно шутить всем. Но обычно комикам плевать, шутить можно обо всём. Шутки проходят редакцию, но импровизировать можно. Были моменты, когда люди в слезах уходили со сцены. Тогда мы спрашиваем: «Зачем ты вообще пришёл на Roast Battle, если не готов слушать критику?» Я же не испытываю стресса, со всеми противниками сложились хорошие отношения.

- Почему не создаёте свой канал на YouTube?

– Я очень ленивый. Поэтому я занимаюсь стендапом – беру на сцене микрофон и просто рассказываю. А вести административные дела, писать сценарии, искать съёмочную группу – это, наверное, сложно. Я снимаюсь в сериале Дениса Антипина «Канапе пацан» на YouTube. Весь сценарий Денис пишет сам, а я просто прихожу и читаю готовый текст.

- Сколько вы зарабатываете?

– В Москве я зарабатывал мало, в Астане тоже. Зато не работаю, а кайфую (смеётся). На жизнь – аренду квартиры, еду хватает. В Москве я снимал двухкомнатную квартиру на окраине с другим комиком. Ещё плюс, кстати, крутое окружение из комиков.

- Успешный стендап – от природы или нужно учиться?

– Я реально считаю, что стендап – это дар от природы. Например, сценаристы пишут прекрасные шутки, а на сцене теряются, могут быть без харизмы. А вот стендап-комики ещё могут стать хорошими сценаристами.

- Три любимых стендап-комика и почему?

- Я не буду называть друзей Дениса Антипина и Сергея Орлова, они знают, что в моём списке они №1. Гоша Самобыленко, кстати, он тоже с Якутии. Сержен Аманов из Казахстана. Артём Андреев, у него есть монолог на Stendup club №1. Мне нравятся их шутки и мысли. Они пишут совсем по-другому! Я редко смотрю других комиков, но с их участием смотрю всё.

- Почему комики переезжают?

– В Алматы я прибыл 24 сентября. Эмигрируют не только комики, а многие. Алматы – третий город в СНГ для развития стендапа после Москвы и Санкт-Петербурга. Почему Москва по-прежнему на первом месте? Потому что там большое скопление опытных комиков, которые достигли определённого уровня мастерства в родных городах.

- Комики-земляки поддерживаете друг друга?

– У нас не принято помогать финансово, в этом плане каждый сам за себя. Но всё равно подтягиваем друг друга, записываем на «майки».

- Шутка ради шутки или у вашего творчества есть своя миссия?

– Шутка ради шутки – это хорошо, если используется в комплексе. Всё должно быть вместе, ассорти: шутка ради шутки, твоё мнение, личный опыт, наблюдение и т.д. О миссии я пока не задумывался.

Виктория Тарабукина, Sakhaday.ru