Оргпреступность в Якутии

17:54 - 13.7.2020 / 8620 просмотров

В России организованная преступность никогда не рассматривалась как чисто уголовное явление. Хотя термин «организованная преступность» в отечественной криминологии начал использоваться только к концу 1980-х годов, в реальной жизни ее отдельные признаки имели место. Относительно массовый характер оргпреступность в нашей стране приобрела еще в 70-е годы. Тогда в стране зазвучали имена таких известных бандитов как Монгол, Япончик, Костя-могила и других.

Обгуляли кобылок

Но, конечно, наибольший размах оргпреступности произошел в «лихие 90-е». Государство, проводя экономические реформы, легализуя предпринимательство и свободную торговлю, оказалось не готовым к эффективному противостоянию криминальной деятельности.

Вообще Для России взяточничество и мздоимство, злоупотребление служебным положением, нарушение закона должностными лицами – дело распространенное и даже обычное с давних времен. Собственно преступный мир в дореволюционной России развивался характерными для всего мира путями. Уже к концу 17, началу 18 века в России складывается своеобразная корпорация бродяг. В 19 веке эти нищие, промышлявшие мелким воровством и попрошайничеством, представляли собой довольно многочисленную группу преступников. Именно они и стали основателями существующего до сегодняшних дней «ордена» воров или изначально по милицейскому термину – «воры в законе». Кроме воров к началу 20 века хорошо отлаженной организацией преступного промысла отличались банды конокрадов. У них была своя разведка, кража, перековка и перекраска лошадей, перегон, сбыт, мошенников – лже-страховые агенты, лже-кредиторы, лже-банкроты и т. д., картежных шулеров, фальшивомонетчиков.

В Якутске орудовала известная банда конокрадов-цыган «Бычья голова», получившая сие название по кличке своего главаря. Уводили лошадей цыгане по отточенной веками схеме. В архивах сохранились сведения, как орудовали в 1931-33 годах в окрестностях Якутска цыганские налетчики. Вначале они высылали разведчиков, которые должны были выяснить количество сторожей и собак, что из себя представляет сама конюшня: жеребцы там стоят или кобылицы, состояние замков. За двое суток слежки за конюшней одного из пригородных колхозов было установлено, что охраняли коней ночью два конюха, которые имели обыкновение за полночь и до рассвета употреблять «горькую». Помимо этого, конюшню сторожили два свирепых кобеля.

Снимок кочующих цыган из газеты «Автономная Якутия» 1932 г.

Все получилось как пел тот же Яшка в «Неуловимых…»: «На семь замков запирай вороного, выкраду вместе с замками!». Коней увели в одну из ночей, когда конюхи крепко уснули. Собакам швырнули два полых коровьих рога, набитых обрезками мяса и мелкими костями. Цыганская практика: получив такой подарок, любой пес на свете моментально забывает о своем собачьем долге. После того, как жеребцы должны были сослужить табору «мужскую службу» – обгулять кобылок, их должны были потаенными тропами отогнать в Иркутскую область и далее в степную зону. Ну а степь – это как тот свет: оттуда возврата нет.

По свидетельству историка Евгения Копылова, до того как банду «Бычья голова» изловили в конце 1933 года, они сумели украсть не только лошадей, но и коров на огромную по тем временам сумму – 64 000 рублей.

Караулы держать неоплошно

В конце 19–начале 20 века были заложены основы того, что позже стало «воровским законом». Складывается криминальная иерархия. Из преступного мира выделяются бродяги-попрошайки. Группа преступников, занимавшаяся грабежами, убийствами была наименее уважаема в преступном мире. Вообще, необходимо отметить, что жизнь человека всегда считалась даром божьим, и совершить убийство разрешалось только в самом крайнем случае.

Якутия в этом плане, к сожалению, мало чем отличалась от России. А Якутск никогда не был тихим и спокойным городом. Видно, так было предначертано ему судьбой. Почти с самого основания в его окрестностях орудовали разбойники и бандиты, грабившие ясачные комиссии и якутские селения. Одной из первых в архивных источниках ХVIII века упоминается банда Васьки Чалого, которая достигала солидной цифры – 50 человек. Эта шайка состояла из беглых казаков, бездомных горожан и обнищавших «пашенных». В указе городского головы того времени читаем: «...по острогу в воротах и по башням, и по стенам караулы держать неоплошно; чтобы караулы были в указанных местах во дни и ночи беспрестанно, чтобы в городе нигде разбою и татьбы, и душегубства и иного никакого воровства и корчмы, и бражки, и табаку не было. А буде какие люди учинут красть и разбивать и иным каким воровством воровать, велеть таких людей имать и расспрашивать, и по них сыскивать; и учинить им по Соборному уложению, кто чего доведетса...».

Но даже такие «грозные» указы не спасали Якуцкъ. По весне, после холодов, около города шатались шайки, совершавшие разбои, грабежи и убийства. Позднее Якутск стал популярным местом ссылки. И ссылали сюда не только революционных демократов, но и настоящих уркаганов. А они и здесь не переставали творить свои злодейства, сколачивая бригады из себе подобных.

«Иваны» не знающие родства

Организованная преступность в Якутске укрепилась к концу 19 – началу 20 веков. Район современного Кружало на берегу Лены мало чем напоминает Малый базар (официальное название Кружало того времени – Г.С.). Этот район всегда считался неспокойным, так же как районы Залога и Полковой (ул.Петра Алексеева). На узких улочках, в ночлежных домах, которых здесь было много и которые, по своей сути, были самыми обычными притонами. Тут обитали отбросы общества со всего города и окрестностей: профессиональные преступники «иваны», бродяги всех мастей, «скокари», «голубятники» (воры с лотков), нищие попрошайки, просто спившиеся и опустившиеся люди, проститутки и их сутенерши-мамаши.

Зайти в район Кружало постороннему человеку и днем было чревато последствиями. У чужака непременно отнимали деньги. А могли еще и раздеть и даже убить. В этом случае искать труп было практически бесполезно, поскольку его надежно прятали в многочисленных ручейках и канавах Зеленого луга.

С Кружало как с явлением, так и с ее обитателями пробовали бороться при всех режимах, но все усилия властей были тщетными. Преступники каким-то образом узнавали о предстоящих облавах загодя и уходили из ночлежек в другие места, чтобы переждать «шухер».

Здесь же были свои кабаки, трактиры, «буфеты». Сегодня район Старого города, улицы Чернышевского с Московской набережной и прилегающей части Ярославского в Якутске – приятное место для прогулок. Небольшой обустроенный квартал в центре города ничем не напоминает о дурной славе этих мест до революции. Более столетия назад не только добропорядочные и зажиточные якутяне, но даже городские власти старались обходить вниманием этот район – настоящий рай для бандитских элементов и проходимцев всех мастей.

(Продолжение следует)

Георгий СПИРИДОНОВ

Фото: Тюремная баржа везет этап в Якутск

Sakhaday.ru