Sakhaday продолжает серию публикаций Георгия СПИРИДОНОВА, посвященную организованной преступности в Якутии.
«Э, пацанчик, сюда иди»
К середине 1960-х годов Якутск был жестко разделен по районам теми же блатными. Старожилы наверняка помнят, как в 50-х – 60-х годах на Зеленом лугу сходились в битвах Залог с Сайсарами, а на льду одноименного озера Радиоцентр «махался» с Гимеином.
В 70-е трудно было допустить такую ситуацию, чтобы кто-то из хулиганов Рабочего городка мог спокойно прошвырнуться в районе «Пятака» (площадь Орджоникидзе), а «озорник» из 136-го квартала – пройтись по территории, контролируемой «Красной оградой». В те годы было заложено начало и такого вида преступления, которое свойственно, в основном, только Якутску. Это «рывки» (снятие шапок с прохожих). К сожалению, расцвету этого «бизнеса» на чьих-то слезах способствовали и мы сами, покупая шапки у сомнительного вида парней по «сходным» ценам.
Разделение города по районам просуществовало вплоть до перестроечных времен. Эпоха перемен способствовала и новому оформлению лица «криминального Якутска». Теперь на авансцену вышли преступные сообщества, сформировавшиеся по принципу землячеств. А застрельщиками такого разделения выступили «нюрбинские».
Зажили те, кто больше «хапнул»
В конце 80-х «нюрбинские» стали той силой, которая отличалась высокой степенью организованности, спайки, круговой поруки, зачастую кровного родства, начинающих складываться преступных традиций, заменивших им закон и общепринятые нормы морали...
Так или иначе, но основу под последовавшее затем мощное выдвижение «нюрбинских» заложила партноменклатура. В 60-х годах в Якутском обкоме КПСС и Совете Министров ЯАССР стали появляться люди, которые мыслили на два шага вперед. Они сделали многое, чтобы во властные структуры республики проникало все больше земляков-нюрбинцев. Таким образом невольно создавались благоприятные условия для формирования будущей преступной группировки.
Не последнюю роль в объединении «нюрбинских» сыграло и развитие бывшей в то время популярной в тех местах школы бокса. Большой успех нюрбинских кик-боксеров во всесоюзном и всероссийском масштабах в начале 90-х берет свое начало с тех лет.
Вообще в развитие организованной преступности в Якутске большую лепту внесли спортсмены. Почему так получилось – тема для отдельного разговора. Сейчас же отметим, что молодые боксеры в то время, когда руководители страны выдвинули лозунг «Обогащайтесь, как можете», увидели, что чемпионы СССР, РСФСР, мастера спорта оказались у разбитого корыта, никому не нужными. Ум и интеллект не стали цениться государством. Хорошо зажили только те, кто больше «хапнул». В таких условиях спортсмены поняли, что ничего, кроме силы и отработанных во время тренировок ударов кулака, они предложить обществу не могут. Вот так поначалу они устраивались охранниками в кооперативы и коммерческие фирмы, где за такую работу платили исправно. Затем стали рэкетирами.
Большой организованной силой могли бы выступить и воспитанники Чурапчинской ДЮСШ вольной борьбы. Но как раз они-то ею не стали, потому что в спортинтернате воспитывались ребята из разных районов Якутии, и сплоченности, достаточной для создания какой-либо группировки, между ними не было. Другое дело «нюрбинские». Сначала все они были выходцами из этого вилюйского города.
Можно было отметить и еще одну из специфических черт «нюрбинской» бригады. Она не являлась в отличие, к примеру, от «верхневилюйских» строго мононациональной по составу. Здесь дело в том, что в Нюрбе издавна проживали местные корейцы, китайцы, конечно, якуты и русские и множество ребят от смешанных браков, так называемых сахаляров.
«Белые воротнички» преступного мира
В конце 80-х «нюрбинские» начали активно заявлять о себе в преступном мире столицы республики. И начали они с элементарных дел – с фарцовки, пивников и кабаков. Именно там завязывались первые нужные знакомства. Кооперативы, возглавляли которые выходцы из Нюрбы, обслуживали в то время «Север», «Сайсары», «Маяк», гремевшие тогда кабаки, где собиралась «золотая молодежь» города.
У «нюрбинских» постепенно появились свои люди во властных структурах, они завладели Крытым рынком. В городе стали известны имена и клички лидеров «нюрбинской» группировки. Именно «нюрбинские» первыми осознали всю выгоду вхождения в республиканские коридоры власти. Но в то же время они прекрасно понимали, что госчиновники с положением на прямой контакт с ними не пойдут. Поэтому они использовали «культурную» смычку между преступным миром и властными структурами. А посредниками в ней выступали сынки высокопоставленных родителей. Все делалось опосредованно, как будто так и надо.
Когда появились деньги, а с ними сытость и благополучие, пистолет стал не нужен. Они начали делать бизнес уже другим способом. «Нюрбинские» осознали, что с их деньгами, с их связями можно вертеть делами и без тупого «гоп-стопа».
Так что сегодня – это «белые воротнички». А это значит, чем выше уровень организованности, тем больше заинтересованности в стабильности, тем меньше кровавых войн и разборок, которые наносят немалый экономический ущерб враждующим сторонам. Стабильность же наступает тогда, когда принимаются единая идеология и единая система правил и законов, регламентирующих жизнь профессиональных преступников. Согласно этим законам, в этом мире уважают только тех людей, которые, с их точки зрения, честно выполняют свой долг.
Добавим, что для «нюрбинских» характерным фактором являлось и то обстоятельство, что они весьма активно сотрудничали с представителями других бригад. Например, с «Русской общиной», в которую организационно вошли несколько славянских городских преступных группировок.
(Продолжение следует)
Георгий СПИРИДОНОВ