В ограде Никольской церкви, что на ул. Октябрьская, установлен неприметный камень. На табличке можно прочитать: «Павел Васильевич Ксенофонтов 23.05.1890 – 2.03.1928». Чуть ниже «Остановись прохожий. Здесь лежит невинно убиенный». Но по внешнему виду и оформлению видно, что его поставили недавно.
В ходе небольшого журналистского расследования (прим.ред. назовем его так), открылись неизвестные многим факты. Подробнее – в материале нашей исторической рубрики.
Сын бывшего головы улуса, младший брат этнографа
Кстати, Павел Ксенофонтов – родной младший брат Гаврила Ксенофонтова – этнографа и исследователя, видного общественного и политического деятеля. Судьба братьев печальна. Г.В. Ксенофонтов был расстрелян в 1937 году по «делу Ойунского» на печально известном полигоне «Коммунарка» в Москве. Его реабилитировали в 1957 году. Его брата – Павла Ксенофонтова реабилитировали только в 1993 году.
Предъявленное ему обвинение выбивалось из общего числа – буржуазный национализм.
Вот что пишет о начале «антибольшевистской» деятельности П.В.Ксенофонтова исследователь гражданской войны в Якутии 1918 – 1930 гг. Владимир Пестерев: «Павел Васильевич Ксенофонтов – один из сыновей известного головы Западно-Кангаласского улуса В.Н. Ксенофонтова. Учился в Москве, где также занимался юридической практикой. После вернулся на родину, был назначен в Народный комиссариат по финансам, как специалист, имеющий, хоть и не оконченное, но высшее образование и необходимый опыт работы. Но через некоторое время в связи с болезнью и личной просьбе был уволен и выехал в родной Западно-Кангаласский улус (прим. ред. сейчас Хангаласский). Здесь он познакомился с молодыми учителями местной школы Оморусовым и Даниловым. Молодые люди интересовались вопросами международной политики и современной жизни России и мира».
Как считает кандидат исторических наук Владимир Пестерев, «именно политика СССР, проводимая в 1920-х годах, побудила П.В.Ксенофонтова к написанию статьи о международной политике, о наиболее важных моментах переживаемого времени.
«В ней (статье) он дал ответы на многие интересующие вопросы. И он все чаще приходил к выводу, что между делами и словами коммунистов есть большие расхождения. Например, прикрываясь красивыми революционными лозунгами, они фактически отстранили беспартийную беспартийную национальную интеллигенцию от участия в общественно-политической деятельности. Со временем вокруг П.В. Ксенофонтова объединилась местная беспартийная якутская интеллигенция Западно-Кангаласского улуса», также присоединились бедняки, молодежь, оставшаяся после гражданской войны без работы и не нашедшая себя в мирное время. Были проведены съезды, в основном, в наслегах, на которых были приняты программа и цели движения, разработанные П.В. Ксенофонтовым.
В сентябре 1927 года движение назвали «Младо-якутская национальная советская социалистическая партия середняцко-бедняцкого крестьянства (конфедералистов)». Антибольшевистское движение в Якутии назвали по имени его идейного вдохновителя и руководителя: «ксенофонтовщина», «движение конфедералистов».
Рукопись статьи и приговор Ксенофонтову хранятся в архиве ФСБ Не будем пересказывать все события, последовавшие за этим, они известны многим. Отметим, что рукопись статьи П.В.Ксенофонтова «Международное положение СССР», написанная в 1927 году, как и приговор «тройки» ОГПУ, проведенный внесудебно в марте 1928 года, до сих хранятся в архиве УФСБ России по РС(Я).
Постановление 1928 года имело далеко идущие последствия
Вместе с Ксенофонтовым были расстреляны 130 человек. К различным срокам заключения в лагеря, к лишению свободы и к высылке были приговорены 137. Вместе с тем, 20 граждан по делу Ксенофонтова были освобождены, в отношении двух дела были направлены на доследование. Напомним, это был 1928-й год. Но этим дело не закончилось.
9 августа 1928 года в Москве ЦК ВКП(б) приняло постановление «О положении в Якутской организации» за подписью В.Молотова. «Данное постановление имело далеко идущие последствия. Был заменен состав Якутского обкома ВКП(б) и правительства ЯАССР. Ярлык «якутский буржуазный национализм» был поставлен на многих прогрессивно мыслящих представителей интеллигенции последующих поколений», - подытоживает исследователь гражданской войны в Якутии Владимир Пестерев.
По мнению кандидата исторических наук Егора Антонова, «По своему характеру, движение являлось типично «интеллигентской демонстрацией». Конфедералисты являлись идейными продолжателями инициатив сибирских областников-федералистов, которые отстаивали региональные интересы».
От церковного кладбища до расстрельного места
Интересные факты и подробности стали известны в ходе поиска ответа на вопрос: где на самом деле похоронен П.В.Ксенофонтов?
Как известно, до революции на территории церквей Якутска хоронили усопших горожан. Кладбище Никольской церкви было основным и самым крупным в дореволюционном Якутске. Сама церковь так и называлась – кладбищенская Никольская. А в первые годы советской власти в Якутии на территории недалеко стоящего от Никольской церкви соснового леса (теперь это территория городского парка) расстреливали и хоронили недовольных новой властью знатных горожан, купцов, представителей местной интеллигенции. Таким образом, камень с православным крестом около Никольской церкви скорее всего установлен на могиле Павла Ксенофонтова?
«Расстреляли на льду реки, тело спустили в прорубь»
Этот вопрос мы адресовали ведущему научному сотруднику Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов СО РАН Егору Антонову:
«Есть версии, что его расстреляли весной 1928 года на льду реки Лена, а тело спустили в прорубь. В ограде церкви стоит символический памятный камень, установленный уже в наши годы, примерно в середине 2000-х годов».
«Вместе с Ксенофонтовым расстреляли моего дедушку»
Другой исследователь, историк Пантелеймон Петров рассказал другую версию, уже подкрепленную документально.
«В Национальном архиве республики есть докладная записка составленная и подписанная помощником прокурора ЯАССР Серафимом Георгиевичем Потаповым весной того же 1928 года. В ней сообщается, что во время ледохода в местности Даркылах всплыли тела расстрелянных. Их даже можно было опознать. Среди них был опознан Павел Васильевич Ксенофонтов. Но где захоронили тела расстрелянных, неизвестно». С докладной запиской 1928 года Пантелеймон Петров ознакомился и работал в Нацархиве РС(Я).
Что интересно, среди 130 расстрелянных в Якутске по делу Ксенофонтова оказался родной дедушка Пантелеймона Петрова. Его звали Пельменев Петр Яковлевич.
«Мой отец сменил фамилию Пельменев на Петров по имени дедушки. Так мы стали Петровы. Почему сменил? Сами понимаете, тогда время было такое», - рассказал семейную историю краевед Пантелеймон Петров.
Его дедушку, участника движения якутских конфедералистов, реабилитировали в 1993 году.