От эмоционального подъема до полного разочарования. Якутяне делятся в соцсетях впечатлениями от фильма "Тыгын Дархан"

23:44 - 4.11.2020 / 8571 просмотр

Сегодня в кинотеатрах Якутии начался прокат исторической картины «Тыгын Дархан».

Фильм снят в 11 наслегах в Нюрбинском, Амгинском, Хангаласском, Горном, Кобяйском, Чурапчинском, Оймяконском, Верхоянском и в местности Үс Хатыҥ г. Якутска. В фильме заняты актера Саха театра им.Ойунского, ТЮЗа, выпускники и студенты АГИКИ, Колледжа культуры. Более 10 тыс жителей разных районов участвовали в батальных сценах. Привлекались коневоды, задействовали домашний скот. Построены сотни декораций 16 века, воссозданы аутентичные реквизиты, утварь, доспехи боотуров, якутские старинные седла, Моҕол ураса и 67 разборных ураса. Съёмки завершились в 2020г. Постпродакшн - «Мосфильм». Бюджет фильма 255 млн рублей.

Первые зрители делятся в соцсетях своими впечатлениями от фильма.

Музыкант Владимир Индигирский:

"Я в глубоком эмоциональном подъёме, после увиденного на экране ДК Кулаковского кинокартину «Тыгын Дархан». Респект режиссёру – НИКИТЕ АРЖАКОВУ, воссоздавшего историю жизни народа Саха конца XVI - начала XVII веков.

Фильм поставлен по роману В. Яковлева – Далана, где постановщиками акцентирована личность предводителя и этнокультурный образ народа. Картина эпична, многофункциональна, актуальна, продиктована поиском ответов на реалии сегодняшней жизни. «Тыгын Дархан» через призму национальной эпохи даёт откровение, что крепость любого государства зависит от внутреннего единства народа.

Композитор Константин Шевелев, как соавтор режиссёра, сумел через музыкальную фактуру ярко и колоритно представить образы героев, батальные сцены, любовную лирику и одновременно показать народ, способного преодолеть любые испытания, отзывчивость на чужую боль. Отдельные аплодисменты Ньургууну Бэчигэну, воплотивший несгибаемый образ Тыгын Дархана с его человеческими слабостями и чувствами. Он действительно был разный.

Эпохальный фильм даёт представление об истории нашего народа и может войти в мировую культуру кинематографа. Всем советую сходить на «Тыгын Дархан». Фильм цепляет, однозначно! Вы не пожалеете!".

Журналист Анжелика Мотосова:

"Посмотрела "Тыгын Дархан". Отличная операторская работа, хорошая музыка, сильный актерский состав. Масштабные эпические сцены, красоты Якутии - все есть. Но мало диалогов. Только из-за этого фильм больше ориентирован на внутреннего зрителя. Человеку, не читавшему роман, не знающему нашу историю, трудно понять некоторые сцены.

Вот если сделать из этого фильма художественно-документальный сериал, где в перерывах между эпическими сценами кто-то рассказывал почему, зачем, с какой целью это делается, для внешнего проката было бы самое то.

Ну, это мое сугубо личное мнение, не надо меня закидывать тухлыми помидорами. И перевод на русский неважнецкий".

Блогер Николай Барамыгин:

"Сегодня побывали на премьере якутского исторического фильма "Тыгын Дархан" в кинотеатре "Лена".

Очень впечатляющий фильм! Отличные съемки! Самое главное - очень хорошо показан образ Тыгын Дархана, как вождя всего якутского народа, как мыслителя и философа...

Очень своевременный фильм, правильная дата премьеры - День народного единства!".

mrglitch опубликовал рецензию в Дневниках.ykt.ru, в которой не дал фильму ни одного шанса. "Этническое ничего", "Влажные мечты ус тумсистов", "Старческий маразм, профинансированный государством" - автор не поскупился на уничижительные эпитеты:

"В последний раз я был так зол на якутское кино два года назад, когда увидел "Чээкэ" - примерно понимаете, в какой я ангст впал сейчас. не ждите объективности, будут только гласные буквы капсом.

Я не уверен, какой текст получится сейчас, пишу на мощностях человеческой импульсивности и я могу пожалеть об этом. может, начну с хорошего, хотя достоинства столь несущественны - это хотя бы не выглядит, как обрезок из сериала, это раз, а два - в зимних интерьерах, где всё покрыто белым одеялом, визуальное восприятие расцветает, хотя это не заслуга техники, а самой матери природы, и таких кадров минут на 15 наберётся в общей сумме.

Вообще, это впечатляюще, когда десятиминутный промо-трейлер выкладывает все свои козырные карты перед зрителями, оставляя при себе душные тесные театральные перфомансы в свежих хотонах, и при этом, те самые дорогущие сцены выглядит никак. Никак.

То, что получилось - влажные мечты "устумсуу"истов и возведение культа личности в мечтательный абсолют, и всё под абсолютно невдохновляющей и пустейшей режиссуре Никиты Аржакова, который внезапно доказал всем, что поглощать равномерно огромный бюджет попросту не умеет, как и не понимает, что такое кино.

В "Тыгын Дархане" попросту и без преувеличений нет ни одного настоящего достоинства, это какой-то непонятный старческий маразм, профинансированный государством. В нём нет никакого таланта, хотя надо было понять это ещё тогда, когда создатели пытались абстрагироваться от любой критики, прикрываясь "культурным кодом" и репрезентацией - так вот, внезапно, куда лучшая "Тайна Чингис Хаана", добившаяся крупного релиза. Кто-нибудь помнит её вообще? Кроме жителей Якутии, конечно. кто-нибудь помнит её? И да - простите, Андрей Савич, извините, пощадите нас всех, глупцов. вы старались. я не знаю, какого там, в полной пятичасовой версии "Тайны Чингис Хаана", но итоговую театральную версию погубили прокатчики, заставив по живому вырезать цельную картину и вдобавок нагрузив невменяемым дубляжом, которая причинила немыслимый вред аутентичности, но я видел в "Тайне Чингис Хаане" попытку, пот и кровь, сломанные судьбы.

А "Тыгын Дархан" - это безжизненная разложившаяся масса этнического ничего. и я нихрена не понимаю, зачем нужно было столько массовки и потом бахвалиться этим, если можно было уложиться побыстрее и поменьше, ведь главное - не проявленная мегаломания, доказать всем что-то не понятно что, а добиваться необходимой атмосферы, но для Аржакова массовка, о которой трубят все новостные материалы, является основным ключом для удивления, зрелища.

И эта актёрская игра, мамма мия, просто беллисимо, граци - мужик на главной роли вывозит только своей внешностью и формами, но этот мужик никак не способен на проявления эмоций и банальные диалоги, и поэтому единственное, на что он способен, это злобно скалиться и ворчать, а про остальных я ничего блять не хочу говорить, пусть будут сами по себе, и всё, свободны. почему мне не должно быть насрать на них? почему? это ничего, это сплошное ничего, nothing, ноль, почему я должен переживать? кто они?

Мне сейчас очень плохо, из зала вышел в невероятной ярости, якутское кино теперь понесёт ненормальный урон своей репутации, как будто до этого у них более-менее что-то да и было. я не могу даже представить, как кто-то чужой вообще будет с интересом смотреть НА ЭТО, они будут наоборот топтать ногами и шевелить отчаянно головой, дожидаясь титров, "Тыгын Дархан" НЕ РАБОТАЕТ, КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ, ибо это просто бездарное никакое кино, что никак не заинтересует никого, особенно со своей идеологией, как у "Викинга" какого-нибудь бесславного

Сейчас меня успокаивает один факт - этот фильм может не стать самым кассовым якутским фильмом. я не могу представить, что этот фильм будет интересен кое-кому, я повторяюсь, да, но я реально не представляю, как это может быть интересным, Я НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ, КАК ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ. и нет, никакая полная версия не спасёт, здесь ничего сюжетно грубо не обрезали

Напоследок, это точно последний абзац - почему здесь насилие снято как у "Тараса Бульбы" Владимира Бортко? Каждое кровавое ранение снимают отдельно, один раз даже на миллисекунду показали, как разрубают бутафорскую голову пополам горизонтально, и это прям какой-то привет самодеятельному трэшачку, я прям хорошо заржал. Всё, всем мир, я отправляю.

upd. забыл - большого бюджета здесь не видно. не подозреваю, что съели нарочно, может из-за транспортировки и задержек раздулось так, но большого бюджета я в упор здесь не вижу".

Фото @vaskri

Sakhaday.ru