От лесной геоботаники до фотопейзажей: многогранный мир Айталины Ефимовой

12:57 - 28.8.2025

Лично мне нравится тальник (другое название – ива), и меня несколько коробят комментарии в соцсетях, когда требуют их ликвидировать. Поэтому нашла ученого-саликолога (специалист по ивам, занимающийся их изучением (род Salix)) у нас в Якутске, чтобы предметно поговорить об этих чудесных растениях. «Алиса» сразу выдала информацию об Айталине Ефимовой.

- Айталина Павловна, что делать с тальником в Якутске?

- К сожалению, большинство посадок надо выкорчевывать.

- ?!! Как, зачем, почему?

- Понимаете, в подавляющем большинстве своем в советское время ивы были посажены, скорее всего, для выполнения плана по посадке зеленых насаждений. Они неприхотливы, быстро приживаются и растут. Но сейчас времена уже другие. На мой взгляд, ива не украшает наш город, так как у нас нет декоративных сортов. А, допустим, ель и береза будут выглядеть намного лучше. И, конечно, другие декоративные растения.

- Но ведь она осушает почву, испаряя тонны воды за сезон! Для нашего заболоченного города это же спасение?

- Любое дерево испаряет много воды, та же береза. Проблема в другом. На самом деле декоративные ивы прекрасно смотрятся. В России, Европе выращивают плакучие сорта ив, сорт «Bullata» - они прямо-таки шедевр селекции. Увы, у нас они не приживутся. Я пробовала привозить саженцы ивы белой с Урала, с Европы, но, к сожалению, деревца не выдерживают наших морозов, летнего зноя, вечной мерзлоты.

- А если тот же тальник (то есть иву) подстригать как-то?

- Я, как ботаник и декоратор, думаю, что можно было культивировать три вида наших ив -грушанколистную, ложнопятитычинковую и трехтычинковую. Вот их можно было бы обрезать, придавать форму, делать топинги и так далее.

Сейчас этим кое-где в городе уже начали заниматься. К примеру, возле УЛК, на автостраде 50 лет Октября возле торгового центра. Однако, понимаете, у нас, якутов, эвенков, исторически в менталитете не было традиции сажать леса, ухаживать за деревьями, стричь их, обрезать и т.п.

Ведь наши предки издревле жили в многолесной таёжной зоне или в тундре, среди дикорастущих лесов или там, где деревья в принципе не могут расти, и кому из наших предков пришла бы в голову идея: «Надо вот это дерево посадить или постричь, чтобы красивее было!».

- Вы по специальности именно саликолог?

- Точнее, я – лесной геоботаник, дендролог, занимаюсь лесами, а также тундрами Якутии. Дендрофлора – это древесные растения, в том числе и ивы. Березами тоже интересуюсь.

Ив у нас в Якутии около 60 видов и подвидов, они растут почти повсеместно. По берегам рек, на опушках лесов, на болотах, в сорных местах, антропогенных, на различных отвалах. В тундре их очень много, в горах тоже. Я лет тридцать занимаюсь ивами.

- Почему вы выбрали именно их?

- Это – одна из самых сложных групп древесных растений в мире, у них самая сложная классификация, таксономия. Даже Карл Линней об этом говорил! У них очень большая полиморфность, они очень изменчивы, часто возникают явления гибридизации, то есть, они часто скрещиваются друг с другом. В итоге возникают гибриды, новые формы, которые усложняют, запутывают систематику, и это признают ботаники по всему миру. Селекционных сортов много по всему миру, особенно в Европе, Америке. И вот даже сорта друг с другом гибридизируют, потом получается вообще путаница, которую почти невозможно разобрать.

Поэтому лет 20 назад начали применять ДНК-анализы, я тоже занималась этим, 6 лет ездила в Москву на стажировку и там проводила ДНК-анализ наших якутских ив. Применяла самые последние, современные, продвинутые методы генетики, но, тем не менее, эти ивы свои тайны не раскрывают до сих пор. Ученые Китая, Европы, Америки тоже занимаются изучением ив, но и они не могут создать такую методику, которая точно, стопроцентно устанавливала бы, какой вид, какой гибрид, когда с кем был связан. Это оказалось пока невозможно. Вообще у растений очень большой геном (от нескольких десятков миллионов до сотен миллиардов пар оснований (Мб до Гб)), а мы изучили лишь маленький фрагмент, он не очень информативный. А хороший фрагмент еще не получили в мире. Полностью расшифровать геном одного вида может стоить сотни миллионов рублей. Так что даже ДНК-анализ нам пока не помогает.

Поэтому все ещё имеют значение старые добрые морфологические методы. Мне интересно распознавать в этой мешанине исходные виды, понимать вид в целом с его полиморфностью. Ведь всегда все загадочное привлекает внимание, хочется разгадывать тайны. А все остальные древесные виды у нас более-менее изучены, и можно сказать, что там тайн почти не осталось. Например, лиственница, сосна, в том числе кедровые сосны, имеют своих исследователей. Но ивами мало кто занимается, так как знают, что с этой группой лучше не связываться, что это сложно. Самая авторитетная в мире специалист по ивам — Беляева Ирина Вениаминовна, она живет в Великобритании. Есть еще ряд исследователей в Сибири и Дальнем Востоке.

- Айталина Павловна, чем жатайская ива отличается от городской?

- Этот гибрид между ивами грушанколистной и коротконожковой я нашла впервые в Жатае, а новые виды растений часто называют по месту первичного нахождения. У него много промежуточных между исходными видами признаков, я с соавторами написали статью с его описанием, опубликовали в научном журнале в 2009 году, и ученые признали его новым гибридом.

- А ивы в мире везде одинаковы или все же отличаются друг от друга?

- На нашей планете существуют около 500 видов ив, подвидов, и гибридов полно. Много наших видов есть в Европе, особенно в горных местах, и в Америке. Это и понятно, раньше Евразия с Америкой были единым континентом, и через Берингию была связь. Понятно, что ивы переходили туда, и еще в Европу проникли. А их центром происхождения считается Юго-Восточная Азия.

- Кроме научных званий, вы еще признанный фотограф. Расскажите об этом увлечении, пожалуйста.

- Я с детства мечтала быть художником, постоянно рисовала, сколько себя помню. Но желание стать ученым пересилило. За нашим домом сразу начинался лес, где я ежедневно пропадала почти по полдня. Мне нравилось наблюдать за природой, за жизнью лесных обитателей, удивлялась, как Вселенная всё это создала, и хотела докопаться до этой тайны прямо до клеточного уровня. И я к этому пришла. Но мечта стать художником все же осталась.

Когда появилась цифровая фотография, я поняла: это мое. Раз кнопку нажала, и – картинка. Меня восхищали именно пейзажи, и я стала фотопейзажистом. Когда фотографируешь, выбирая правильный ракурс, композицию, оттенки цвета, это – своего рода рисование, живопись. И вот сейчас я – фотограф, дизайнер, художник, декоратор – все в одном лице, потому, что люблю красоту. Везде, и дома тоже.

Мы пошли рассматривать квартиру. Можно было бы сказать, что она похожа на музей, но нет, в доме Айталины Павловны тепло и душевно. И очень необычно!

- Это – Ваши рисунки?

- Нет, это постеры, старинные английские рисунки. Дело в том, что я люблю европейское искусство, имеющее тысячелетнюю историю. Собираю старинную посуду, винтаж, антиквариат. Не для коллекции, просто для декора, атмосферы в интерьере. Они здесь составляют как бы композицию, взаимодополняют друг друга. Еще мне нравится, что старинные вещи имеют свою историю, и это очень привлекает.

Сама тоже увлекаюсь дизайном. Вот якутский ремень придумала недавно, дизайн мой, сделала из латуни по моему заказу ювелир Ольга Золотарева. Думаю, подойдет к какому-нибудь этнокостюму, которые я тоже сама создаю.

Восхищает буфет. Солидный такой…

- Он деревянный, старинный, 50-ге годы прошлого века, покрыт лаком, такой сейчас уже не производят. В нем старинная фарфоровая посуда из Европы.

Люблю миксовать стили и времена. Вот мамины вышивки, она была рукодельницей. А камин под старину – это новодел, но тоже вписывается в композицию. Минимализм, шкафы-купе, современная мебель из ЛДСП, МДФ, это – не совсем моя история. С ними все интерьеры похожи друг на друга, как близнецы, а хочется яркий индивидуальный стиль, свой почерк, атмосферу. Не люблю пластик, синтетику.

Интересуюсь:

- Вы же еще фотомодель?

- Нет, не совсем, просто фотограф Алексей Пудов в свое время фотографировал меня в своих фотопроектах. А сейчас в основном мы с подругами устраиваем такие мероприятия для себя, для души. Помните, карантин во время пандемии закрыл нас всех в четырех стенах? И мы с подругами летом решили вырваться, собрались, придумали образы, взяли реквизит, выехали на природу, и провели там первую свою фотосессию. С тех пор много снимков накопилось, прямо целый альбом получился, еще с моими стихами.

- Одежду для фотосессий сами тоже подбираете?

- Да, обычно это старые вещи. Эту старинную замшевую куртку я купила давным-давно в Стокгольме, и уже к ней подбирали остальные. Это платье сшила моя подруга. Как думаете, из чего? Из обычной шторы. А этот платок – кусок старой порванной рубашки… То есть, красоту, стиль, яркие образы можно создать из самых обычных подручных средств, и это прекрасно!

- Как вам удается все это делать?!

- Увы, конечно, времени не хватает, часов в сутках, дней в году. Надо писать статьи, мечтаю книгу об ивах Якутии выпустить, материалов много, но все никак не соберусь. А увлечения – они для души, для создания эстетики. Для рисования нужно сосредоточиться, а для этого надо много времени, и больше всего жаль, что не всегда успеваю.

- Вы сейчас старший научный сотрудник?

- Да, сейчас больше занимаемся проектом по глобальному потеплению климата, задача которого – изучить пожарную динамику лесов. Мы хотим понять, сколько после лесного пожара выделяется углекислого газа, метана, сколько содержится углерода, азота в лесах, растениях, какой их вклад в парниковый эффект, как это влияет на климат. Ездим на полевые работы, изучаем гари, пожарища. Сейчас выбираем площадки под Якутском, возле Магана, по Вилюйскому тракту.

- Айталина Павловна, спасибо большое за беседу, успехов вам во всем – науке, творчестве, создании красоты!

- Спасибо большое! Вам тоже больших успехов в Вашей работе!

Фото из архива Айталины Ефимовой и Алексея Пудова

Справка:

Ефимова Айталина Павловна родилась 8 июля 1971 года в с. Сургулук Верхневилюйского района Якутской АССР. Успешно окончив школу в 1988 г., в том же году поступила в биологическое отделение Биолого-географического факультета ЯГУ. В 1993 г. под руководством доцента Н.И. Борисовой защитила на «отлично» диплом на тему о биологических особенностях брусники в лесах Верхневилюйского района, и закончила БГФ Якутского государственного университета с присвоением квалификации «Биолог. Преподаватель биологии и химии».

7 апреля 2006 г. под руководством известного учёного-лесоведа А.П. Исаева защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата биологических наук на тему: «Состав, структура и динамика лесов долины Средней Лены (в пределах Центральноякутской низменности)». В 2011 г. в издательстве «Наука» (Новосибирск) ею была опубликована монография «Леса долины Средней Лены: синтаксономический и синдинамический анализ».

Область научных интересов Ефимовой А.П. – лесная геоботаника и морфология, систематика родов Ива (Salix) и Берёза (Betula). В настоящее время она является практически единственным в Якутии специалистом-идентификатором по сложному роду Salix.

Всего за время работы с 1993 г. Ефимовой А.П. опубликовано свыше 100 научных работ, в том числе тезисы, статьи, главы монографий. Принимала участие в написании 2 томов «Атласа лекарственных растений» (2003, 2005), новых редакций «Красной книги РС(Я): Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов» (2017) и «Определителя высших растений Якутии» (2020), где ею обработаны семейства Ивовые и Берёзовые, монографии «Криоэкосистемы бассенйа р. Алазеи» (2018). Кроме того, принимала участие в составлении электронной базы данных лекарственных, пищевых и технических растений республики, электронной «Энциклопедии Якутии» и 5-го тома «Якутия познаёт себя» (2016) многотомного историко-документального издания «Пути великих свершений».

{"name":"\u0418\u0440\u0438\u043d\u0430 \u0415\u043b\u0438\u0441\u0435\u0435\u0432\u0430","id":4}