Стандартизация здравоохранения в конце 2000-ых годов перечеркнула достижения якутской травматологии и анестезиологии в лечении холодовых травм. Так, с 2009 года в Якутии полностью прекратили лечить в больницах замерзших людей, а статистика смертности от холода выросла вдвое. Если в предыдущие годы в Якутскенасмерть замерзали 80 – 90 человек в год, то в наши дни ежегодно умирают порядка 160 человек, передает SakhaDay.
С советских времен в Якутии из-за особенностей климата травматологи уделяли большое внимание лечению холодовых травм. Путем длительный исследований профессор и доктор медицинских наук Рево Алексеев разработал уникальный метод, избавивших пациентов с отмороженными конечностями от ампутации. Его изобретение применялось в ожоговом отделении Республиканской больницы №2 с советских времен. И было доказано и запатентовано в 2000 году.
Более того, по словам Рево Захаровича, им удавалось вернуть к нормальной жизни, казалось бы замороженные трупы.
– Несмотря на то, что наша методика показывала прекрасные результаты, она не вошла в стандарт, потому что так решил Минздрав России. У них в Москве нет таких обморожений, они не учитывают природные особенности Арктики и Крайнего Севера, где живут всего 12 миллионов человек.
Если в Московской области человек замерзнет при –30°С, то совершаются другие процессы, при которых человека нельзя оживить. При наших же температурах человек замерзает быстрее, у него охлаждается головной мозг, тогда сердце лучше переносит холод. Мы доказали экспериментами, что если мозг охлажден до +20°С, то он может оставаться живым 1,5 – 2 часа после остановки сердца. А если мозг охлажден до +10°С, то может выдержать 7-8 часов после остановки сердца. В других странах при обморожении мозг искусственно замораживают до +10°С, чтобы выиграть время для операции, а потом оживляют.
Сейчас пациентов с общим охлаждением без видимых признаков жизни везут не в больницу, а сразу в морг. Человек, пролежавший на морозе 3 часа, не может ни говорить, не двигаться, но он живой! Раньше мы таких подключали к аппарату искусственного кровообращения и потихоньку «отмораживали» изнутри.
– Почему по стране не учитывается региональная специфика?
– Так легче считать деньги по Обязательной медицинской страховке (ОМС). Система ОМС контролирует выполнение стандартов.
Лечение в госбольницах дешевое и неэффективное. На нашу методику нет денег в ОМС. Нет даже теплоизолирующих повязок для пациентов с оледенением тканей и ректальных термометров для оказания первой помощи при обморожении. То есть дешевле ампутировать пальцы, нежели наложить теплоизолирующую повязку.
– В ожоговом отделении вообще не лечат обморожения?
– Делают вид, что лечат. Накладывают повязки из ваты, но они не помогают. Ждут, когда пальцы почернеют, а потом ампутируют. Там лечат только ожоги.
Если взять медицину в целом, то если в советские времена врачи использовали все свои знания и навыки, чтобы вылечить пациента, то сейчас все по протоколу. Например, поступил человек с повреждением плечевого сустава. В протоколе написано – обезболить и зафиксировать на месяц, но в мировой практике так уже не делают! Вводят вещество, ускоряющее заживление, и двигают с самого первого дня. В общем, современные российские врачи сидят как роботы – не умеют лечить, пользоваться достижениями науки, сотворять новое, потому что им нельзя по протоколу!
Из-за стандартов качественная медицинская помощь доступна только в частных клиниках. А помощи при обморожении, когда началась кристаллизация тканей, нет нигде.
– Расскажите, как вас вынудили покинуть ожоговое отделение.
– Я давно на пенсии, но преподавал там студентам мединститута СВФУ. В 2019 году в связи с коронавирусом закрыли мою учебную комнату. До сих пор студенты учатся где попало – в коридорах или дистанционно. Пандемия закончилась, а кабинет мне до сих пор не отдают, чтобы не капал на мозги.
Действие холода по стране изучают только в Дагестане и Пущинском государственном естественно-научном институте. Но они уже как 50 лет изучают воздействие холода на крысах… потому что в Советском Союзе говорили, что обмораживаются только «ненужные люди» – алкоголики и бомжи. Однако по статистике маргиналы и пенсионеры не превышают 8%, все остальные пациенты с обморожением – это люди трудоспособного возраста.
– Рево Захарович, сколько вам лет?
– 86-ой год пошел. Недавно в Саха театре было мероприятие ко Дню медика. Встретился со своими учениками, которым 70 лет. Некоторые совсем постарели. Спрашиваю: «Не работаете что ли?» Отвечают, что сидят на пенсии. На самом деле, чтобы чувствовать себя хорошо и жить долго, нужно работать. Всегда должна быть цель. Я вот хочу, чтобы мою методику внедрили в больницах. Хотя бы чтобы обмороженных людей довозили до больницы, а не сразу везли в морг.
За все годы я к кому только не обращался… Минздрав России не слышит, как не слышал Гаврила Илизарова,создателя гениального аппарата, пока он не вылечил легкоатлета Валерия Брумеля. Но я не сдаюсь!
*** *** ***
В настоящее время Рево Алексеев вынужден обосновывать свою, на минуточку, уже доказанную и запатентованную 23 года назад методику на свиньях в АГАТУ. Все испытания ведутся за счет пенсии Рево Захаровича и таких же врачей-энтузиастов, фанатов науки.
В свои 86 лет гений якутской медицины Рево Захарович полон сил и энергии. С утра он посетил мероприятие ко Дню медика, потом поработал в своем кабинете мануальной терапии, дал интервью, отправился оказывать помощь на дому своей пациентке, под вечер уехал работать на дачу.
Действительно, мы движемся не совсем в правильном направлении. В последние годы в Якутии выделялось огромное количество средств на IT проекты, но реального толку от них не было… При этом в далеком 2000 году было запатентовано уникальное изобретение якутского врача, спасшее сотни жизней. А руководство республики от команды Вячеслава Штырова до Егора Борисова и Айсена Николаева не может добиться его внедрения в больницы. Между тем статистика смертности от холода выросла в два раза, ежегодно погибают порядка 160 человек, большинство из них можно было спасти. С учетом действующей демографической политики – это большая потеря якутян трудоспособного и детородного возраста.