35 лет назад, 15 сентября 1989 года, трагически погибли на реке Лена наши товарищи и коллеги из «Вычислительного центра Якутавиа": главный инженер Габышев Александр Николаевич и заместитель начальника ВЦ Шестаков Владимир Алексеевич.
14 сентября, возвращаясь из Магадана, где они были в командировке, в Москву, в Якутск прилетели 3 сотрудника Рижского отраслевого института. Билеты на Москву у них были только на 16ое число, и они, т.к. ранее были в ВЦ в командировках, обратились к нам за помощью по размещению в гостиницу.
При встрече с рижанами в ВЦ возникла идея организовать рыбалку на берегу реки Лена, т.к. гостям ранее не доводилось видеть красоты нашей природы.
У Шестакова Владимира был товарищ, имевший катер, который был свободен 15го числа. По количеству мест на катере была сформирована команда участников – 3 гостя, 3 работника ВЦ: Сосновский Александр, Габышев Александр и Шестаков Владимир. Выбор места рыбалки и управление катером осуществлял его владелец. К сожалению, его ФИО стерлись из памяти за давностью лет.
Отплытие катера состоялось с территории лодочной станции, расположенной в конце дамбы. На момент отплытия была нормальная погода, никаких сигналов о запрете выхода и штормовом предупреждении не было. Маршрут следования предполагал проход по городской протоке и выход через Хатыстахскую протоку на фарватер Лены в северо-восточной части острова Малый Хатыстах с дальнейшим выбором места для рыбалки.
Капитан катера и Шестаков Владимир находились в рулевой рубке, остальные – в салоне в передней части катера. Ухудшение погоды началось на Хатыстахской протоке, и при приближении к выходу на фарватер шторм стал ощущаться сильнее. Произошло ослабление крепления оснастки на носу катера. Капитан предложил закрепить снаряжение, приказав надеть спасательный жилет, который находился в салоне. Габышев Александр был обут в болотные сапоги, что осложняло его перемещение по катеру, поэтому, надев спасательный жилет, на палубу вышел Сосновский Александр.
В этот момент катер вышел из протоки на фарватер Лены, где волны из-за шторма были сильнее, чем в протоке. Произошел прямой удар волны по переднему стеклу салона, которое, не выдержав напора, провалилось внутрь, и вода хлынула в салон. Катер стал стремительно погружаться в глубину.
Капитан, Шестаков Владимир и Сосновский Александр сумели покинуть тонущее судно и оказались недалёко друг от друга. Скоро на водной поверхности появились еще 3 человека – это были рижане. Габышева Александра не было видно. Вокруг плавали смытые с корабля снасти, среди которых оказался спасательный круг. До него сумели добраться все 6 человек. Начали осматриваться по сторонам и звать Габышева Александра. В какой-то момент Шестакову Владимиру показалось, что он услышал какой-то отклик. Он решил поплыть в том направлении для проверки. Но обратно он уже не вернулся. Возможно, из-за намокшей одежды не хватило сил.
В это же время по фарватеру проходило транспортное судно, на котором увидели момент аварии на катере и оперативно спустили спасательную шлюпку. Все спасенные были доставлены на борт судна, которое следовало в порт Якутск.
Поиски двоих пропавших (Шестакова Владимира и Габышева Александра) продолжались больше месяца. Были задействованы водолазы, вертолёт, лодки, обследованы острова в месте трагедии. Множество людей участвовало в поисках, но успеха они не принесли.
Через год на берегу острова Малый Хатыстах в районе аварии был поставлен памятник. Однако это место заливалось при паводке и памятник приходилось восстанавливать после прохождения ледохода в течении нескольких лет. В связи с этим он был перенесен на место его нынешнего нахождения.
Габышев Александр Николаевич (1954 - 1989). Выпускник факультета автоматики и вычислительной техники РКИИГА 1976 года.
С 1976 г. – инженер АиРЭО АТБ ЯОАО. С 1978 г. – старший инженер группы АСУ ЯОАО. С 1980 г. – Зам. начальника КИВЦ. С 1986 г. – Зам. начальника – Гл. инженер ВЦ ЯУГА. Внес значительный вклад во внедрении и развитии АСУ и средств вычислительной техники в авиации РС(Я). Активный участник запуска в эксплуатацию АС «Сирена» в 1986 г., первой в зоне Сибири и Дальнего Востока. Руководил внедрением вычислительных комплексов ЕС ЭВМ и РС, курировал разработку программного обеспечения для авиапредприятий РС (Я).
Шестаков Владимир Алексеевич (1946 – 1989). Выпускник факультета технической эксплуатации авиационного радиотехнического оборудования КИИГА 1981 года.
Перешел в КИВЦ из ЦАВС Якутского управления ГА в 1985 году начальником отдела АС «Сирена-2». С 1989 года заместитель начальника ВЦ ЯУГА.
Принимал активное участие в запуске и сдаче в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы продажи и бронирования авиабилетов “Сирена". Выполнил значительную работу по организации связи для эксплуатации АС "Сирена".