Мы привыкли к тому, что по расчету можно выйти только за богатых и успешных. Но современная жизнь привносит свои коррективы в наши вековые устои и шаблоны.
На днях в якутских пабликах распространилась фотография с бракосочетания уроженки США и якутского мужчины, имя которого не удалось раскопать ни одному СМИ. О невесте же коллеги постарались разузнать как много больше: «Элизабет ПОАРЧ связала себя узами Гименея с жителем Якутии. Красавица-невеста уже много лет преподает в СВФУ», - пишет одно интернет-издание.
Элизабет Мэри Поарч – доцент кафедры «Английская филология» Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ им. М.К. Аммосова. В 2007 году окончила Лингвистический Институт, штат Миссури, США. Ученое звание - бакалавр в сфере межкультурный службы. Научные интересы - иностранные языки, межкультурная коммуникация, лингвокультурология. К регалиям невесты мы вернемся к концу статьи.
Неравные браки
Кто смотрел фильм болгарского режиссера Милко Лазарова «Ага» об истории столкновения цивилизации с жизнью и бытом коренных малочисленных народов, тот, должно быть, не питает иллюзий по поводу интернациональных браков, где жена – высокообразованная иностранная подданная, а муж – простой парень из Севера.
В фильме об этом рассказывается в маленьком эпизоде, но разговор между главным героем и водителем лесовоза заставляет зрителя задуматься. Шофер, как бы шутя, рассказывает, что короткое время был женат на уроженке Канады. Ученая женщина, приехавшая изучать язык малочисленных народов севера, увидела в простом водителе, носителе языка, своего учителя, можно сказать, бесплатного репетитора. Пожив некоторое время, и достаточно изучив язык, она развелась и уехала к себе на родину.
«Вспоминает ли она меня?» - сам себя вопрошает второстепенный герой и отворачивается от главного. Хотя и рассказал бедолага свою неутешительную историю сквозь смех, актер сумел показать боль мужчины, ставшего пешкой в большой игре белой королевы. Остается лишь удивляться, как европейский режиссер точно подметил скрытую от нас самих проблему.
Вот такая же американка приезжала в Якутию в начале 90-х. Вышла замуж за кочегара, благодаря которому в совершенстве овладела якутским. В отличие от фильма Лазарова родила дочь, но все равно развелась и уехала. Говорят, приехала голь перекатная, а со временем, защитив диссертацию (о нас), превратилась в настоящую леди. Воспитывает дочь в обеих культурах – американской и якутской. Мать и дочь поддерживают связь с якутской родней. Но в последнем может сыграть роль и тот факт, что сунтарский парень не совсем простой, он родной брат известного ювелирного магната, да и сам, говорят, стал ювелиром от бога.
Что им, белым женщинам, нужно от нас?
В одно время была знакома с одной итальянкой. Жгучая брюнетка с крупными локонами бросалась в глаза нашим мужчинам, но жестко их игнорила. Где только она ни жила, чего только не пробовала, но после того как ей стукнуло за тридцать, взялась за ум и решила устроить себе карьеру. Так она очутилась в Якутске. Тоже писала диссертацию о нас, правда, не знала какую именно тему выбрать, потому что не знала о нашей жизни вообще. И вот ей подвернулись мы, жаждущие ее дружбы, готовые все рассказать и показать. Смешно, мы даже ревновали ее друг к другу, каждая хотела перетянуть ее к себе.
И как-то я подарила ей трехтомник об Олонхо (на русском, якутском, английском), к сожалению, название запамятовала, но, наверное, многие помнят, что в начале нулевых издавалась такая серия с красочными иллюстрациями. Она была в восторге от подарка и на радостях воскликнула: «Теперь я знаю о чем писать!». Позднее мы познакомили ее с нашими учеными.
Помню, мы свозили ее на ысыах. Уххан Уйбаан продававший свои книжки, увидев с нами иностранку, спрашивает, кто, да откуда и говорит: «Девушки, бросьте ее здесь, пусть потеряется! Когда вы к ней поедете, она не будет с вами так возиться». Мы так оскорбились, вздернули нос к ветру и отпрянули от него, как от чумового.
Когда она уехала, мы изредка переписывались, через пару лет я собралась в Италию. Своей радостью поделилась с итальянской подругой, но, как ни странно, после этого она перестала отвечать на мои письма. Ладно, думаю, наверное, потеряла интерес к нам и вообще Якутии и забросила свою безумную идею защитить диссертацию о нас.
Но какого же было мое удивление, когда мы встретились с ней лоб в лоб здесь, в Якутске. Она была с нашими известными языковедами, мы просто обменялись дежурными фразами, на том и разошлись.
К чему я вспомнила об этом? Думаю, если бы мы вовремя не подвернулись ей, возможно, от безысходности она тоже познакомилась бы с кем-нибудь из наших парней (которые жаждали познакомиться с ней, а она воротила нос) и тоже создала ячейку общества. А так мы показали ей самый короткий путь к изучению якутского фольклора.
Почему европейцы с более богатой историей и культурой, чем мы, стремятся изучать нас? Потому что там экспертов по Ренессансу, допустим, хоть отбавляй, а по культуре северных народов – никого. Соответственно, легче писать, легче защититься, легче делать карьеру.
Пример наоборот
У меня есть пример и наоборот, когда наши мужчины ездят за границу. Не секрет, что наши ученые востребованы за рубежом. Но вы заметили, что женщины, в основном, выезжают сами и создают там семьи, а мужчины едут со своим самоваром?
Ответ на этот вопрос я нашла, познакомившись с одним кандидатом наук, имеющим возможность выезжать за границу. Там он без пяти минут доктор, по якутским меркам мужчина видный, к тому же холостой. Его то в Америку позовут, то в Канаду, а он то принимает приглашение, то отказывается и ездит через раз без особого энтузиазма. Говорю ему, будь я на твоем месте, уехала бы и не вернулась.
И знаете, что он ответил: «Тамошним бабам нафик российские мужики нужны. Они даже не смотрят на тебя, как на мужчину, а долго без женщин плохо». Банально, но факт и без комментариев.
Стоит заметить, что на эту тему любят поразмышлять феминистки из центральных СМИ, всевозможные коучи, психологи и т.д. Много причин они перечисляют, почему наши рубахи-парни не по нраву заморским принцессам, но ведь бывают и исключения, скажете вы, например, та же ставшая известной у нас Рут Тетте из Нигерии. Но она модель, а моя статья об ученых и их интересах к Якутии.
Ученая баптистка
Итак, Элизабет Мэри Поарч – бакалавр в сфере межкультурный службы. Ее научные интересы – иностранные языки, межкультурная коммуникация, лингвокультурология. Кроме того, что она преподает нашим студентам английский, возможно, сама изучает наш якутский и, поскольку она еще бакалавр, вполне возможно, нацелена стать доктором межкультурной коммуникации США.
Американская подданная придерживается протестантской (баптисткой) религии, ходит в одну из Евангельских церквей, коих в нашем городе несколько штук. Церквушки эти небольшие, неприметные, раскиданы по нескольким районам Якутска. Протестантские церкви есть даже в улусах, все они объединены в Ассоциацию церквей Евангельских христиан Саха-Якутии и совершенно чётко представляют свою миссию: принести свет спасения в каждый улус, каждый посёлок и каждый дом.
В Якутске Элизабет живет семь лет, столько же лет знакома со своим будущим мужем. Познакомились они в церкви, он является приверженцем их религии. Чувства возникли не сразу, поначалу общались просто как друзья. Тем не менее, имя жениха мы тоже не смогли узнать…
Ангела Алексеева