Артисту эстрады и народному любимцу Алексею Григорьеву-Эрчиму в Москве на Днях Дальнего Востока вручили звание "Отличника культуры Якутии". Sakhaday встретился с артистом, чтобы поздравить, поговорить о творчестве, жизни.
Все остались довольны
- Эрчим, поздравляю со званием Отличника!
- Спасибо. Благодарен Татьяне Николаевне Чаранской. Можно сказать, это она меня слепила, создала мой образ. Она отличный директор. Благодаря Татьяне Николаевне, мы съездили на гастроли, въехали в новое здание. Отдельное спасибо Семену Ченянову – мои первые песни сочинил он. Очень благодарен наставникам - Светлане Александровне и Егору Ильичу Неустроевым. Они для меня как родители. Спасибо близким друзьям.
- Поделись, как съездили в Москву, Петербург.
- Концерты прошли в Москве - в Государственном театре Надежды Кадышевой, в Питере - в Театре имени Аркадия Райкина. Надо отметить, наш театр – эстрады, а не фольклорный, национальный. Для некоторых зрителей не хватило национального колорита, хотя тойук и осуохай в программе были. Все артисты исполнили свои самые известные хиты, ансамбли - любимые песни народа, еще со времен старой эстрады. Зрители нас приняли тепло, радушно, некоторые даже плакали. Большую часть зрителей составляли пожилые люди, в основном бывшие якутяне. Мы очень удивились, как же много якутов, оказывается, переехали в Москву и Петербург.
На мой взгляд, получились хорошие концерты. Думаю, все остались довольны. Поэтому читая негативную критику и недобрые комментарии, поразились, кто может сочинять подобное. Скажу, что в этой писанине правды было мало. Мне обидно за наш менталитет. Наверное, такова человеческая натура. Может, это наблюдается у всех народов. Просто якутов мало, и у нас алаасная, улусная система мышления. У нас гордости нет, а были бы мы гордыми, как другие народы, жили бы прекрасно! Мы не умеем радоваться успехам друг друга. Надеюсь, через сто лет наш менталитет поменяется.
Наши куда лучше
- После тех концертов писали, что наша эстрада осталась на том же уровне, что и в 80-90-ых.
- Да, в Питере и Москве признались, что мы остались на том же уровне, что и в 80-90-ые. Я могу сказать, что якутская песня была еще до нас, когда пели Ольга Сидоркевич-Иванова, Раиса Яковлевна Захарова, великая Марина Попова. У якутов совсем другой ритм песен, своя подача. У наших песен больше души, мелодичности. Если их взять и на современный ритм переложить, они потеряют душу. Сейчас много бездушия. Конечно, для молодежи американизированные песни интереснее. Не могу сказать, чтобы все слушали только нашу якутскую песню. Потом время покажет.
Считаю, уровень якутской эстрады стал очень высоким. В Москве в Кремле мы сходили на концерт, где выступили почти все известные артисты российской эстрады. Наши куда лучше - их отличают и подача, и пение. Просто там на одного артиста трудятся много людей, важную роль играет реклама. На концерте в Кремле не было никакой драматургии, режиссуры. Обычный сборный концерт. Пели по две песни – одна под «минус», другая под «плюс».
- Кстати, якутских артистов еще обвиняют в пении под «фанеру», хотя весь мир ценит только живое выступление.
- Я бы не сказал, что на том же Западе исключительно живой звук. Там под «фанеру» еще как поют. Просто у них оригинальная фонограмма: сначала «минус», в середине с голосом, в конце заканчивают сами. Потом у них и подпевка есть, и аппаратура мощная. Наших бы артистов туда - устроили бы настоящую феерию. А так у нас в последние три года пошла тенденция петь вживую. Это ведь эмоциональная связь со зрителем. Сейчас «плюсовка» не котируется.
- Есть мнение, что на эстраде наличие вокальных данных не главное.
- Не могу судить об этом, потому что не считаю себя особо голосистым. Каждый голос индивидуален. Бывает слабый, но обволакивающий, есть сильный, но пустой. Но для народа главное - искренность. Ведь зритель, как сито. Думаю, для артиста эстрады, как и для артиста любого жанра, важна природа.
- А как тебе Кит Джа?
- Он мой земляк, тоже из Вилюйского улуса, его зовут Дьулустан Иванов. Его дедушка - известный якутский олонхосут. Кит Джа очень своеобразный, оригинальный. У него свой почерк, стиль, сочетание современного и якутского, поэтому он и интересен народу.
- Несколько раз слышала от музыкантов, что дома они не смотрят музыкальные передачи - устают.
- Хорошие концерты смотрю, но не клипы. Если честно, мне в западной музыке ничего не нравится.
Пришло время меняться
- Как относишься к критике своего творчества?
- Сейчас спокойно. Теперь не читаю злые комментарии. Как говорится, меньше знаешь, крепче спишь. Раньше воспринимал болезненно. Заметил, народ у нас стал черствым, не то, что раньше. Десять лет тому назад люди были мягче, добрее. Сейчас негатива ему подавай. В любом деле все равно найдет какой-то косяк. Например, про наши концерты в Москве и Питере критиковали так, будто сами там присутствовали.
- Ты наверняка нашел себя.
- Нет еще. Понял, что в своем творчестве уперся в потолок. Не развиваюсь, грубо говоря. Наверное, это происходит в каждом ремесле. Пришло время меняться. Хотелось бы изменить образ; в блестящем и стразах себя не вижу, медленных песен будет очень мало.
Ощущаю себя ребенком
- Наверняка у тебя было счастливое детство? Того, кто был в детстве счастлив, сразу видно: он – гармоничная личность.
- О, да, очень счастливое. Я был любимым внуком бабушки – матери отца. Для меня она готовила оладушки со свежей сметаной и вареньем. Когда я спал, остальных внуков, моих двоюродных братьев и сестер, запирала в дальней комнате, и всем говорила: «Тише, Алексас спит!» (смеемся). Помню, как давил комаров на ее спине, когда она доила корову. С двух лет каждое лето ездил к ней (вторую половину лета проводил с другой бабушкой, маминой мамой). Бабушка умерла в 60 лет, когда мне было десять лет. Она мне часто снится. С двоюродными братьями и сестрами мы росли вместе, как родные. Вместе справляли новый год.
С родителями подолгу разговаривали, наши обеды проходили по три-четыре часа. Любили всей семьей читать (мама ведь библиотекарь). Родители меня очень хорошо воспитали.
Сейчас с высоты прожитых лет гляжу и понимаю, что зря обижался на отца. Сейчас по-другому воспринимал бы. Прошлым летом его не стало… Очень резко… Никогда не думал, что со мною это произойдет… Мы хотели организовать его 60-летний юбилей, собрать его друзей, моих братьев. Папа знал об этом, волновался, ждал... Когда родители оба рядом и живы, не ценишь их. То, что есть, мы не ценим, а когда - раз и нет их - ужасно. Папа всегда заботился обо мне, интересовался мной. Пока он был жив, я всегда ощущал себя ребенком.
Сейчас у меня осталась только мама, поэтому до сих пор ощущаю себя ребенком, но смертью отца половины детства уже нет. Когда папа был жив, ощущал себя цельным человеком. Когда его не стало, мир иначе стал воспринимать.
Теперь я очень боюсь за будущее, за годы, которые придут. Не хочу, чтобы время так стремительно летело, а после 30-ти оно бежит быстро, не щадит. Раньше один школьный год длился, как пять лет студенчества; пять лет студенчества длился, как десять лет учебы в школе. До 30-ти было легкое, беспечное, веселое время, ни о чем не задумывался.
После ухода папы понял, что надо уметь жить одним днем, ценить то, что дало настоящее время. А люди всё куда-то спешат. За деньгами. Кажется, люди теряют свое лицо. Ради денег идем на все, что угодно, хотя я никогда не продавал душу. Очень жаль, что я папе многое не досказал. Думаю, он сам все понимал, чувствовал… Самое страшное хоронить отца. Неужели никогда больше не увижу папу? Родители это самое ценное. Сейчас я маме стараюсь уделять больше внимания, стараюсь звонить по три раза в день. Для себя поставил четкую цель – я постараюсь поменяться. Правда, что-то удается, что-то нет. Москва ведь не сразу строилась.
- Что хотел бы в себе изменить?
- Человек всю жизнь учится… Мне многое в себе не нравится. Например, мое спокойствие. Я пришел к выводу, что люди этим пользуются.
- А какие свои положительные качества можешь назвать?
- Не могу за себя ответить. Наверное, спокойствие, хотя внутри очень эмоциональный. Внутри порой бушуют бури, но оболочка спокойная. Как Экзюпери однажды сказал, когда человек в твоем сердце построил дом, а потом каким-то образом ушел из твоей жизни, то он ноет от тоски. Я очень верный, так как родился в год собаки. Кстати, все случилось в прошлом году собаки, и хорошее и плохое: купил квартиру, восстановился в Театр эстрады. В то же время не стало папы… Очень насыщенный год был.
- В одном интервью ты отметил двойственность своей натуры. Это борьба ангела и демона?
- Не совсем правильно я тогда выразился. Не ангел и не демон. Я не злой. Просто во мне живут два человека. Один очень веселый и разговорчивый, второй – хмурый и нелюдимый, и они всегда спорят – как быть, как поступить. Не могу сразу принять то или иное решение. Насчет одежды быстро - никогда не зацикливался на ней (кроме концертных нарядов). Дома у меня всего две пары джинсов и несколько свитеров, а остальная часть моего гардероба – концертные костюмы, тридцать-сорок штук. На сцене я совсем другой. Выскакивает иное «я», чему и сам порой удивляюсь - неужели это я? Когда я дома один, то очень медлительный. Спрашивают, почему Эрчим такой. Эрчим - это не прыг-скок, а энергия. Раньше часто занимался самокопанием. Уверен, это от моей двойственности.
- Ох, от самокопания и до депрессии недалеко.
- После смерти папы я для себя решил, что не буду больше копаться в себе, а раньше кто-то не так посмотрел и не то сказал – сразу начинал самопоедание. Когда человек слишком много копается в себе, он все усложняет. Такой человек не умеет радоваться каждому моменту жизни, все теряет смысл. Как ни странно, оказалось очень легко распрощаться с этой привычкой. Просто надо понять, что жизнь быстротечна, и не стоит из-за всякой мелочи гнобить себя. Когда ты не воспринимаешь и отпускаешь проблему, и она тебя покидает. Понял, что самокопание появляется из-за желания быть идеальным.
Депрессии... Раньше, когда что-то не получалось, иногда выпивал. Когда ушел с Театра эстрады, стал часто притрагиваться к выпивке. В те дни от переживаний все волосы выпали. Конечно, в жизни всякое бывает: с кем-то ссоришься, испытываешь разочарования. Если сильно переживать, то себя погубить недолго. До смерти папы я все воспринимал очень близко к сердцу. Когда тяжело, играл на хомусе, но я потерял его. Не придал этому значения, а оказалось, к смерти отца. У отца всю жизнь был свой хомус, и он трепетно относился к нему, как к иконе, святыне. Хочу найти свой хомус.
- Прости за вопрос. Помнишь, в ватсапе несколько лет назад «гуляла» фотография, где ты сидел на крыльце перед магазином?
- Так и было. Это произошло в 11 часов дня. Зашел просто купить сигарет, оставив в такси сумку с документами, ключами от дома, айфоном. С продавщицей вызвали полицию. Я был сильно расстроен произошедшим. Мы вышли покурить, и в это время меня засняли и отправили в ватсап. Вскоре пришел наряд, и сумка нашлась, правда, без сотового. Через три часа приезжаю домой, ничего не ведая, а родные уже в курсе… У меня тогда чуть инфаркт не случился. Фотографию подписали ложными словами - мол, водку украл. Я в жизни водки не пил. Помню, как по дороге в Вилюйск в чайных люди вытаскивали это фото и спрашивали - правда ли. Мне было неприятно - неужели наш народ такой любопытный?! До этого случая показал два сольных концерта при полном аншлаге, и я никогда ни на каких обложках не выходил, а тут появился сразу на нескольких. В магазин зайдешь – на прилавке лежит газета с новостью «Звездный воришка», и рядом моя фотография. Мне было обидно даже не за себя, а за мое творчество. Сначала переживал, но потом понял – это же неправда, ложь! Сейчас смеюсь, вспоминая тот случай.
- Ты называешь себя медлительным, а каждый человек рождается со своим ритмом. Скажи, тебе комфортно со своим неспешным темпом в наш быстрый век?
- Очень комфортно: ты сама, наверно, заметила - я на тридцать минут опоздал (смеемся). Стараюсь составлять план, но не всегда получается его выполнить. Мне необходимо приложить усилие, чтобы быть пунктуальным. Суетливую и требующую срочности работу не люблю. Конечно, выполню, но без души что ли, а я люблю все делать медленно, но с душой.
Пока звезды не сошлись
- У тебя есть вторая половинка?
- У меня постоянно об этом спрашивают. Если время не пришло, если звезды не сошлись, выйду я на улицу и не найду же свою половинку? Хотя… Возраст уже диктует свое - не хочется терять свободу. Мне 36. Раньше в двадцать лет совсем иначе мыслил. Сейчас привык к одиночеству. Не хочу никому подчиняться, ни перед кем отчитываться. С тех пор, как окончил школу и приехал в Якутск, никому не докладывал, даже родителям.
- Но говорят же, что в старости нужен человек, чтобы чай вместе пить?
- Верно, но до этого еще далеко (смеемся). По правде говоря, артистам не до семьи. В молодости работа отнимала все мое время. Правда, в последнее время стал ощущать, что я одинок, оказывается. Дома никто не ждет, в новой квартире один. Засыпаю и просыпаюсь один. Зато свобода, но с годами приходит чувство одиночества, и оно мне почему-то нравится. Я не вою на луну.
- Но все-таки какие требования к ней?
- Главное, чтобы сердце захотело быть рядом и все. Внешность не имеет значения. Оказывается, я до сих пор особо не влюблялся.
Надо радоваться каждому часу
- Можешь назвать лучшие мгновения своей жизни?
- Не надо выделять какой-то определенный период. Надо радоваться каждому часу. Может, у меня самый хороший период сейчас – сидим с тобой, беседуем. Может, сегодня вечером случится что-то прекрасное. Каждый день имеет свои лучшие моменты, а я этого не знал. Раньше, до смерти папы, все воспринимал как должное.
- Оказывается, ты занимался наукой и учился в аспирантуре.
- Это было давно, в аспирантуре исследовал парадигму образов Олонхо, как меняются образы главных героев якутского эпоса. Поскольку у меня не было филологического образования, оказалось тяжело. Да и в то время я был молод, и эстрада мне более импонировала. Когда пойму, что постарел, спокойно уйду со сцены и займусь наукой (эстрада-то не вечна). Тему пока не знаю. Меня увлекают исследования.
Ксения Авера, SakhaDay.ru