«Почему погибли мои дети?», - мама жертв пожара в Якутске ищет ответы на вопросы
Эта история не просто об одном из многочисленных пожаров в нашей столице и их жертвах. Эта история о женщине, маме, которая потеряла ребенка. О ее боли, которая заставляет ее стучать в закрытые двери, смотреть в глаза следователям и задавать им один и тот же вопрос: «Кто виноват в гибели дочки и внука?». Вопрос, на который никто не дает ответа.
Страшная весть
Пожар случился ровно три года назад. В 2014 году в доме №11 по улице Дзержинского в огне и дыму погибли трое – дочь и внук Валентины Калмыковой, а также 12-летняя девочка. С тех пор желание добиться справедливости стало для жительницы Хандыги Валентины Павловны делом всей жизни. События той злополучной майской ночи она изучила поминутно.
Наша собеседница рассказывает о трагедии сдержанно и на первый взгляд спокойно.
- Анютка у меня третья, последняя. Из Хандыги приехала в Якутск, отучилась в колледже, поступила в вуз. Работала в детсаде бухгалтером. Затем вышла замуж за Андрея, родила. В 2014 году Кирюше исполнилось три годика.
После разлада с Андреем Анюта решила остаться с ребенком в двухэтажке, в квартире свекрови Людмилы Забелиной. Дом шел под снос.
В это трудно поверить, но в предложенную новую квартиру на Петровского Аня отказалась переезжать из-за неработающего лифта. Ей было трудно таскать ребенка на верхний этаж.
До сих пор Валентина Павловна мучительно вспоминает события той ночи. Ночью, в 12.30, она разговаривала с дочерью. Это был последний разговор. Хотела узнать, как отдохнули, как провели день. Аня заверила маму, что все хорошо, и сослалась на усталость. Валентина Павловна вспоминает: «Ведь хотела позвонить во второй раз, потом передумала, пусть отдыхают». Сейчас она раз за разом перебирает – а если бы позвонила, а вдруг бы все было хорошо, и Аня успела бы выбежать.
А в 7 часов утра приехали сыновья и рассказали страшную весть: дом подожгли, Анюты и Кирюши больше нет.
Майская ночь
В доме жили шесть семей – наверху три семьи и внизу столько же. Анюта жила наверху, в 20 квартире в первом подъезде. Пожар начался с коридора второго подъезда.
[caption id="attachment_16134" align="aligncenter" width="487"] Анна и Кирилл отмечают Новый год[/caption]
Рядом с домом на баскетбольной площадке играла компания молодых людей. В 1.10 ночи, увидев дым, парни подбежали к дому.
Ребята спасли тогда большинство жильцов. Стучали в окна, бросали камни, а когда понадобилось - разбили окно. Девушка из компании, Виктория Филиппова, позвонила в «пожарку» в 01.14.
Лена, живущая по соседству с Анютой, в 14 квартире, выпрыгнула из окна с дочкой.
Сейчас Валентина Павловна задается вопросом – почему Анюта побоялась также выпрыгнуть?
«Почему Анютка не среагировала, почему решила выйти через коридор? Ведь крики о пожаре она услышала, поскольку их с сыном нашли на лестничной площадке. Когда ребята бросали в окна предметы, то мои уже видимо вышли», - рассуждает она.
Когда приехали пожарные, то начали обход проживающих. Постучали в дверь бабушке с девочкой, и почему-то даже не стали помогать в эвакуации. Выйдя, бабушка сказала пожарным, что ребенок, шедший за ним следом, потерялся. Они искали девочку двадцать минут.
12-летнюю девочку нашли в 01.38 на лестничном пролете, между первым и вторых этажом. После того, как девочку вынесли, по словам пожарных, создалась ситуация с угрозой для их жизни.
В это же время соседка Ани Лена Галушко сказала пожарным, что в 20 квартире находится женщина с ребенком. Прибежавшая на помощь свекровь Людмила Забелина умоляла спасателей поискать свою невестку с внуком. Однако им отвечали, что все осмотрели, и никого не нашли.
Если бы в то время пожарные организовали проверку дома, то у Анюты с сыном был бы шанс найтись живыми.
Анюту с Кириллом нашли после того, как пожар был потушен - в 3.39.
Неразбериха в деле
Надо сказать, что следствие раз за разом отказывало в возбуждении уголовного дела по факту халатности пожарных. По версии следствия, спасатели действовали слаженно и оперативно. Можно было это принять, но при изучении свидетельских показаний общая картина никак не складывается, пазлы не стыкуются. Да, можно сказать, что свидетели могут ошибаться, что нужно относиться к их показаниям критически, но тогда чьи показания будут единственно верными в таких ситуациях? Правильно: показания той стороны, которая не будет признавать ошибочность своих действий – пожарных.
Даже по информации о времени поступления сообщения о пожаре можно сделать вывод, какая неразбериха царит в этом деле. По словам одного из пожарных, они получили информацию в 01.00 часов. Но этого не может быть, поскольку звонок о пожаре был сделан позже.
Одни спасатели утверждают, что приехали в 01. 23. При этом в ответе МЧС указано, что на пульт «01» сообщение о пожаре поступило в 1.23, и уже в 1.25 к месту вызова прибыло подразделение пожарной охраны.
Свидетель Филиппова уверяет, что вызов был сделан в 1.14. Но увы, следователь не запросил детализацию вызовов девушки. «Следователь мне говорит, а зачем вам, вы что – не верите показаниям пожарной службы?», - удивляется Валентина Павловна.
Свидетели утверждают, что к тушению пожара приступили не сразу, так как у пожарных не было воды. «Через 7-8 минут приехали пожарные, а тушить стали минут через пять. Я удивился, почему у них одна лестница, и то они ею не воспользовались. Действовали медленно. После этого нам сказали, чтобы мы покинули место пожара. Мы были до 3 ночи», - рассказывает очевидец.
Очевидцы сообщают о медленных и не оперативных действиях пожарных. Вместо того, чтобы стучать в квартиры и оповещать спящих людей, пожарные, по их словам, потихоньку раскручивали шланги и поверхностно поливали крышу.
У пожарных один ответ – они действовали по инструкции.
«Но ведь по инструкции они должны в первую очередь проверить наличие людей. Ведь это не густонаселенный дом, а всего шесть семей в маленьком доме, - говорит Валентина Павловна, -
На все мои жалобы мне отвечают, что пожарники выполняли свои обязанности в соответствии с требованиями приказа МЧС России. Неужели они хотят убедить меня, что пожарники работали «самоотверженно» и сделали все возможное и невозможное?
Если они все проверили, то как моих родных нашли на лестничной площадке после ликвидации пожара? Их должны были обнаружить. Считаю, что гибель моей дочери и внука произошла из-за трусости пожарных, они испугались за свои жизни, и не думали о людях, оставшихся в доме".
В результате, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по халатности сотрудников пожарной службы. В ответе МЧС Якутии сообщается, что «разведка осложнялась тем, что в первом подъезде была высокая температура и задымление. Поиск пострадавших не прекращался до самой ликвидации пожара». Свидетель Марфель С.С. в своих показаниях пишет, что он в 1.30 выходил с матерью из квартиры на первом этаже в первом подъезде, утверждает, что дыма и огня в это время в подъезде не наблюдалось. «Почему же тогда пожарные в 1.25 ничего не предприняли?», - восклицает Валентина Павловна.
[caption id="attachment_16132" align="aligncenter" width="4000"] В новостройку по адресу ул. Дзержинского, 11 в этом году въедут жильцы[/caption]
Кому это выгодно?
О причинах пожара также ничего не известно. Было заведено уголовное дело, так как погибли трое. Было выдвинуто три версии: неосторожное обращение с огнем, неисправность электрооборудования, поджог. Затем дело было закрыто.
Хотя свидетели говорят, что видели подозрительного мужчину. Так, одна из жительниц описывает, что когда она вышла в коридор, в 12 часов, то увидела, что в подъезд зашел парень в белых кроссовках, джинсах, куртке с капюшоном. Он просто стоял и прислушивался. Уже через некоторое время она услышала топот, открыла дверь, увидела незначительный дым.
Дом снесли через две недели. И это несмотря на то, что в пожаре погибли люди, было заведено уголовное дело по факту их гибели, и следствию надо было разобраться в причинах пожара.
Застройщики – ООО «Дэус» - смогли убедить следствие, что они ни при чем. По словам застройщика, в 2011 году администрация Якутска издала распоряжение о расселении жильцов дома №11 за счет застройщика. Только после расселения указанного дома администрация дала бы разрешение на строительство. По их словам, в 2012 году они переселили половину жильцов. Тем жильцам, которые не захотели переезжать, была выплачена денежная компенсация. Добавим, что снос и строительство нового дома были намечены на третий квартал 2014 года.
Застройщик утверждает, что была достигнута договоренность о предоставлении данным жильцам другого жилья, однако до пожара или после пожара они смогли договориться, непонятно.
В объяснении представитель застройщика поясняет, что вроде бы договоренность была достигнута до пожара:
«На начало мая в указанном доме осталось не расселенными три квартиры и то между нами была достигнута договоренность о предоставлении данным жильцам другого жилья. После пожара оставшимся нерасселенным семьям были предоставлены ключи от квартир в другом доме, то есть со стороны нашей организации были выполнены все условия заключенного соглашения о переселении жильцов данного дома».
В других показаниях учредитель ООО «Дэус» обходит этот вопрос:
«На начало мая 2014 года в указанном доме остались не расселенными три квартиры по причине того, что последних не устраивал район расселения. Но в результате переговоров жильцы выбрали район переселения и квартиры им были предоставлены в середине мая 2014 года, после пожара».
Из опроса застройщика:
«Снос дома планировался на начало третьего квартала 2014 года, но после произошедшего пожара администрация Якутска обратилась к нашей фирме с просьбой разобрать сгоревший дом. Добавлю, что для нашей фирмы не было большой разницы разбирать сгоревший дом или уже целый, так как в любом случае транспортные расходы были бы одинаковые».
У следствия вопросов к застройщику не возникло.
«Мы устали…»
В течение трех лет, во время отпуска, Валентина Павловна ездит к следователям в Якутск, ищет и находит свидетелей, просит следователей связаться с ними, обращается к общественникам и журналистам. Недавно родственники погибшей девочки сказали ей, что они устали, что не надо их трогать.
Но Валентина Павловна не успокаивается. Да и как успокоишься? «Неужели можно так исчезнуть в одночасье, и никто за это не ответит, - удивляется Валентина Павловна. - Ведь не война, и не стихия, и не природный катаклизм».
Она размещает объявления с просьбой о помощи. Просит отозваться всех, кто мог видеть этот пожар.
«Уважаемые жители Якутска, к вам обращается Валентина Калмыкова с просьбой в установлении действительности в произошедшем пожаре, в результате которого погибли моя дочь и внук, и девочка 12 лет.
Вот уже три года я не могу добиться установления истины по данному делу. Мною подаются жалобы в Следственное управление, прокуратуру, в том числе и по причинам того, что не все очевидцы пожара допрошены.
Прошу откликнуться на мою просьбу всех, кто тем или иным образом был очевидцем пожара, произошедшего 11 мая 2014 года по ул. Дзержинского, дом 11 в Якутске. Тел. +79142213256».
***
Сейчас на месте пожара высится новостройка. Согласно паспорту объекта, строительство началось во втором квартале 2015 года. «Дэус» готовится сдать дом в конце этого года.
Аида Иванова