После публикации Sakhaday на ученого СВФУ, рассказавшего о переводе слова «тунгус», поступили жалобы

11:10 - 17.9.2023 / 5012 просмотров

После недавно опубликованного на Sakhaday материала «Кто относится к тунгусам» на ученого-историка СВФУ, антрополога, нашего постоянного эксперта Еремея Габышева на имя ректора СВФУ поступила жалоба от двух известных якутян, где они обвиняют, что он тунгусов обозвал свиньями.

Интервью вызвало негативные дискуссии среди читателей на тему национализма. Так, некто под ником «Стар» обиделся: «Что за бредни сумасшедшего? Решили назвать все тунгусские народы свиньями, нагло изменив под пришлых саха историю этой земли…. Эта статья была написана на основе чистого якутского шовинизма в отношении КМНС». Другой под именем «Небо» ему вторит: «Да уж, какие ученые, как все российское. Эвенов тунгусами обозвал, хотя они всегда были ламутами. Тунгусов свиньями обозвал. Да на кол его…».

На днях корреспонденту Sakhaday позвонил профессор СВФУ, известный ученый-историк, шаманолог, тунгусовед, наш не менее многоуважаемый эксперт Анатолий Алексеев – в защиту коллеги.

«Если тунгус переводится как свинья, то, видимо, потому что соседние народы их так назвали, и я предполагаю, что это сделали палеоазиаты Дальнего Востока и северной части Маньчжурии. Возможно, прапрапредки тунгусов мохэньцы разводили свиней, охотились на кабанов, их главной едой была свинина», - рассказывает Анатолий Афанасьевич.

По его информации, известный ученый Виталий Егорович Медведев в своей работе «Приамурье в конце I – начале II тысячелетия: чжурчжэньская эпоха» (Новосибирск, 1986 г.) связывает происхождение этнонима свинья с татарским словом дуңгыз, опираясь на исторические сведения, которые существовали в традициях свиноводства у прапрапредков тунгусов махэ в I-ых веках нашей эры. Еще можно почитать один из трудов знаменитого тунгусоведа Никиты Яковлевича Бичурина (отец Иакинф) «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» (том I, II, Москва-Ленинград, 1950 г), также «Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока» Николая Васильевича Кюнера (Москва, 1961 г.). Тунгус переводится как свинья, отмечает и знаменитый тунгусовед Глафира Макарьевна Василевич в своей книге «Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII-XXвека») (издательство «Наука», Ленинград, 1969 г.) на странице 10. В то же время Василевич в своем труде пишет, что «тунгус» означает «человек».

«Свинья – не ругательное слово, а хозяйственное. Ничего тут зазорного нет. Каждый по мере испорченности думает, но это его проблема, а в науке-то уже давно написано известными исследователями. Зачем выдвигать на обсуждение и писать жалобу на ректора? Этого нельзя допускать.

Видимо, Константин Роббек и ученый Варламов думают, что Еремей Габышев националист, но он не националист. Кстати, у Варламова есть статья о происхождении этнонима тунгус и здесь он упоминает, что слово тунгус означает свинья, но почему- то не развивает эту тему. Этимология эта до сих пор не выяснена, это очень сложная проблема. На самом деле существует множество названий эвенов и эвенков, и все они верны. Из этого путаница выходит. Даже идет спор об этнониме саха. Так что, ребята, пожалуйста, не надо бурю создавать в стакане воды. Надо быть друг другу очень внимательными и вежливыми», - сказал профессор Алексеев.

И вообще, почему это название домашнего животного стало ругательным и унижающим честь и достоинство человека? «Свинья везде грязь найдет», - говорится в поговорке. Потому ли, что она валяется в грязи? Как пишут в источниках, ее незаслуженно считают самым грязным животным, хотя грязь служит для них защитой от солнца, паразитов, клещей и прочих насекомых. У свиней очень несовершенная терморегуляция, у них нет потовых желез, и, когда она потеет, ей необходимо поваляться в грязи, чтобы снизить температуру тела. На самом деле она считается одним из самых аккуратных и чистых животных. В религии свинья считалась нечистым, поскольку она ест все без разбору и, мол, из-за короткой шеи не может взглянуть на небо, то есть взор ее не обращен к Богу. Слово «свинья» используется по отношению к человеку беспринципному, нечестному, непорядочному. Но Еремей Габышев как раз-таки в интервью называет тунгусов хоть и вспыльчивыми, но честными и благородными.

Оказывается, свинья, как тотем, является символом удачи, финансов. Рожденные под ее знаком, получают лучшую работу, лучших партнеров и хорошее здоровье.

Между тем, Еремею Габышеву пришлось написать объяснительную на имя ректора СВФУ, где он попросил извинения за оскорбление народов.

В следующем материале с Анатолием Алексеевым – о тунгусах, эвенах, эвенках и якутах.

Ксения Авера, Sakhaday.ru