Многие из нас знают об одном из отцов-основателей государственности Якутии Платоне Ойунском только сухие выдержки из биографии. Тогда как он был человеком из плоти и крови, на чью долю выпало множество испытаний и счастья. Он любил трех женщин, но только последняя любовь смогла подарить ему настоящую радость отцовства, передает SakhaDay.ru.
В первой половине XX века в Якутии бушевал туберкулез. К большому сожалению, актриса Фекла Сокольникова и сотрудница женотдела ЦИКа Татьяна Александрова — первая и вторая супруги Ойунского — скончались молодыми. И только третьей — Акулине Борисовой — удалось исполнить мечту мужа о большой семье, где не смолкают детские голоса.
Ойунский был прекрасен во всех смыслах
Акулина впервые увидела Платона в 1920 году. Тогда она и поверить не могла, какое будущее ее ждет впереди! Ей было 14 лет. А он к своим 27 годам уже был известным олонхосутом, поэтом и партийным деятелем. Он держал путь в родной Таттинский улус и остановился переночевать в Чурапче. Заодно устроил вечер олонхо, позвав местных сказителей.
Вместе с несколькими мальчишками и девчонками Акулина пробралась в просторный зал священника, послушать олонхо и увидеть Его. Он, светлый человек в военной форме, с пистолетом на ремне и блестящими очками, сидел рядом с чурапчинским поэтом Семеном Яковлевым — Эрилик Эристиин.
— «Ойунский. Вон сидит Ойунский», — шептались ребята. И мы, толкая друг друга, чтобы получше его разглядеть, уронили стопку дров. Поднялся шум-гам! Все собравшиеся посмотрели на нас, Ойунский тоже. Ойунский что-то сказал Эрилику, и он произнес: «Дети, идите сюда, здесь много места!»
Наши мальчишки остались слушать олонхо. А мы девочки, сгорая от стыда, выскочили на улицу. Позднее мне будет очень необычно разговаривать и бок о бок находиться с человеком, от которого я однажды убежала, — вспоминала Акулина Николаевна.
В будущем Акулина опишет Ойунского как привлекательного мужчину с живым и добрым нравом. Он был небольшого роста и «обманчивого» телосложения, то есть несмотря на внешнюю худобу, у него были хорошо развитые мышцы и сильные руки. Он очень любил дурачиться и бороться, чтобы размять тело после сидячей работы. А как он хорошо танцевал! Его шаги были легкими и беззвучными.
В детстве у Платона были светлые волосы как у матери, которые затем потемнели. Но самое запоминающееся в его внешности были глаза — светло-карие и глубокие. Казалось, что в его глазах сверкают молнии, настолько его взгляд был острым и чистым. Но без очков он не мог ни читать, ни писать, поэтому не снимал их.
Платон опекал Акулину как старший брат
На фото: Акулина Борисова-Ойунская
Акулина рано осталась сиротой, поэтому воспитывалась в семье своего дяди. Несмотря на то, что девочка тянулась к знаниям, она не смогла закончить школу из-за Гражданской войны. Дабы устроить судьбу племянницы, дядя выдал 16-летнюю Акулину замуж за зажиточного Алексея Федорова. Через 6 лет она ушла от мужа:
— Первый муж и его родители использовали меня как бесплатную прислугу и доярку. А я хотела учиться, выбраться из хотона и домашних забот, чтобы как другие девушки и женщины помогать в становлении новой власти.
Акулина не смогла уговорить Алексея поехать вместе учиться, поэтому развелась. Досада была настолько велика, что она не взяла с собой маленькую дочь. После развода она с головой окунулась в общественную жизнь, и ее отправили делегатом на VI Всеякутский съезд Советов, который проходил с 17 февраля по 4 марта. В Якутске Акулина остановилась у земляка Митрофана Кампеева, у которого жил ее двоюродный брат.
В этом же большом деревянном доме матери композитора Адама Скрябина жил Платон Ойунский со второй супругой Татьяной, которая сильно болела. Сегодня на том самом месте стоит Национальный художественный музей.
— Несмотря на 20 с лишним лет, я была робкой деревенской девушкой. Если сейчас подумать, как заблудившийся в городе утенок. О, а как же я боялась Ойунского! Тогда образованных людей, больших руководителей называли «комиссарами». И Ойунский был для меня самым настоящим «комиссаром»!
На самом деле, он был честным и сердобольным человеком, на протяжении всего съезда водил меня за собой. Мне негде было обедать, и он подзывал меня: «Пошли, вместе поедим!» Он подавал мне пальто и смотрел, чтобы я как следует оделась. Стеснялась, но ничего не могла поделать, приходилось слушаться старшего товарища и «комиссара», — делилась Акулина Николаевна.
Однако настоящее знакомство Акулины и Платона состоялось в конце 1929 года. Летом скончалась вторая супруга Ойунского Татьяна. Осенью Акулина вновь приехала к Кампеевым поступать в Якутский медтехникум. Платон был в печали, но постепенно оправился от горя, когда в его сердце зародилась новая любовь…
Платон был настойчивым кавалером
В 1930 году Акулина получала медицинское образование. Платон возглавил Якутское государственное издательство. Он завел привычку с раннего утра перекидываться словами и подшучивать над девушкой, что иной раз ей приходилось убегать в свою комнату.
— Иногда он садился рядом, когда я делала уроки: «Покажи, что читаешь?» Потихоньку мы становились близкими людьми. Однажды на одном собрании я сильно замерзла, и он укрыл мои плечи своим пальто. Но я все еще трепетала перед ним, — вспоминала Акулина Николаевна.
Однажды утром, застилая постель, Акулина нашла под подушкой письмо от Платона: «Ты мне нравишься, давай встречаться». Она и раньше подозревала, что мужчина неспроста уделяет ей внимание, но ничего не смогла решить. Весь день теребила в руках письмо и думала: «Если отвечу ему взаимностью, то что будет с моей учебой, к которой я так стремилась?» К тому же, ей было всего 23 года, а ему 37. И во все времена ко вдовам и вдовцам относились с предубеждением.
Вечером после ужина Платон влетел в комнату Акулины. С довольной улыбкой. «Ну, прочитала?» — поинтересовался и сел рядом. «Читала» — «Что скажешь?» Девушка угрюмо ответила: «А что я могу сказать?» На этом беседа закончилась.
Через несколько дней Платон снова зашел к Акулине, когда она осталась одна.
— Ты, кажется, стесняешься и не можешь определиться. Я правду говорю. Не тороплю, не хочу мешать твоей учебе. Наоборот, хочу помочь. Следующим летом я уезжаю учиться в другой город. До тех пор заканчивай свой первый год, потом осенью мы можем пожениться. Об этом хорошенько подумай, — объяснился Платон Алексеевич.
Акулина снова не дала ответа. Зато они с Платоном стали ходить в кино, по магазинам, гулять по Зеленому лугу. Ойунский научил ее стрелять по мишеням из своего браунинга.
В один прекрасный день даже у интеллигентного и безмерно учтивого Платона Ойунского лопнуло терпение. Он положил под подушку любимой письмо, ключ и много денег. А подруге Акулины велел приготовить праздничный стол и привести невесту в его комнату.
— Пока я сидела в растерянности, влетел невероятно счастливый Платон и сказал: «Здравствуйте!». Потом он набросился на меня с поцелуями… На этом наша «свадьба» закончилась. Это был вечер 6 ноября 1930 года, — вспоминала Акулина Николаевна.
Счастье коммуниста — не в деньгах
На фото: Акулина Борисова-Ойунская, ее дочери, внуки и зять
Акулина родила Платону четверых дочерей, из которых до взрослого возраста дожили две старшие, рожденные в Москве. 16 сентября 1931 года родилась Саргылаана. По возвращению в Якутск Платон настоял на том, чтобы жена привезла из Чурапчи свою дочку Марию. С первого же дня знакомства Платон полюбил Машу как собственную дочку, а девочка сразу назвала его папой (прим. ред. возможно настоящий отец не уделял ей достаточного внимания). 6 сентября 1934 года родилась Сардаана. Дочка Октябрина скончалась в 6 месяцев, когда Платон встречался с избирателями в Татте. Самую младшую Платониду отец вовсе не увидел, поскольку был арестован... Девочка умерла ближе к году.
Несмотря на большую занятость, Платон мчался в роддом и поздравлял жену «с рождением Саргылааны», «с рождением Сардааны» и «с рождением Октябрины». Он сам давал имена детям и посвящал им стихотворения. «Опять девочка..!» — говорила в сердцах Акулина. Тогда Платон ее утешал:
— Ты что, не говори так. Не важно, девочка или мальчик — это наш ребенок. В будущем наша девочка принесет мальчика. А семье без девочки их мальчик подарит дочку. Разве так мы не сравняемся? Что еще нужно для счастья?
На этом любовь Платона к отцовству не заканчивается. Он усыновил сына погибшего от рук бандитов Никиты Слепцова — Васю, сына родного брата Ивана Слепцова — Дьулустаана, круглого сироту Пашу Аянитова. Всех детей он одинаково баловал, играл с ними и сам укладывал спать. До последних дней своей жизни писал рассказы и сказки — детям республики.
Лучшие годы большой семьи прошли на старой улице Ворошилова, 14, где сегодня находится дом-музей. Но в 1930-ые годы это был очень холодный и сырой дом, вокруг которого были сплошные лужи и грязь. А все потому, что любимец народа и коммунист Платон Алексеевич Ойунский был кристально честным человеком.
Иной раз Акулина держала речь: «Скоро умрем от холода. Может ты отремонтируешь дом силами обкома или своего предприятия?» Но муж только отшучивался: «Что ты говоришь, живя в таком дворце? Разве не жарко? Слишком жаркий дом нехорошо сказывается на здоровье». Но иногда говорил следующее: «Давай как-нибудь постараемся пожить. Видишь, народ живет в куда худших условиях».
Тем не менее однажды прославленный поэт, председатель Якутского городского исполкома Сергей Васильев распорядился отремонтировать дом. Конечно, слово замолвил кто-то из гостей Ойунских.
Мебели в доме было немного, все, кроме буфета, стоит в доме-музее. Глава семейства и не пытался обустраивать дом. Вообще, он был настоящим аскетом. У него был всего один костюм и 3-4 рубашки, которые он никогда не пачкал, хоть и был страстным курильщиком. Во всем придерживался порядка, даже не сгибал книжные страницы. Но при этом, по воспоминаниям жены, не был занудой, никогда не читал нотаций и не повышал голоса.
*** *** ***
Ойунские прожили вместе в любви и согласии 7 лет, 1 месяц и 23 дня. Эту светлую статью ко Дню государственности Республики Саха (Якутия) хочется завершить на счастливой ноте. О том, как один из отцов-основателей Платон Алексеевич Ойунский последний раз переступил порог своего дома, напишем в другой раз.
Напоследок, хочется выразить большую благодарность всем, без кого бы не вышла эта статья в 2025 году. Большое спасибо покойной Акулине Борисовой-Ойунской за ее воспоминания о муже и журналисту А. Л. Данилову, беседовавшему с ней на якутском языке в 1973 году. Коллектив журнала «Хотугу сулустар» публиковал воспоминания современников, и эти страницы в разные годы собирала и сделала рукотворный сборник Александра Егорова из Амгинского улуса. В 1990-ые годы она училась в школе и осознавала, что материалы об Ойунском очень пригодятся будущим поколениям.
На главном фото: Платон и Акулина с Машей и Саргылааной