Хотя свой псевдоним – от якутского «Ойуун ууhа», что переводится, как «род шамана» он взял от названия семейного рода. А Ярославский даже выступал против начавшейся борьбы с религией вообще и с шаманизмом в частности.
Как начиналась борьба с религией в советской Якутии, свидетельства родственников шаманов в нашей исторической рубрике.
«Все на борьбу с шаманством!»
3 ноября 1924 года ЯЦИК принял постановление «О мерах борьбы с шаманизмом в Якутской АССР». В постановлении отмечалось, что с шаманизмом следует вести борьбу, как «с явлением особенно вредным, тормозящим культурно-национальное возрождение и политическое развитие народностей, населяющих ЯАССР». К борьбе с шаманством привлекали национальную интеллигенцию, общество «Саха омук», учащуюся молодежь, общественные организации.
Как боролись с религией в первые годы советской власти Якутской АССР изучал кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Егор Антонов.
Отметим, что они коснулись православной, мусульманской, иудейской религий, а также с шаманизмом – одним из традиционных форм верований, характерных для народностей Сибири и Якутии. Одной из первых мер против церкви стала материальная сторона.
Как священники стали репетиторами
Еще в марте 1920 года военный революционный штаб Якутской области отменил выплату зарплат преподавателям всех конфессий в начальных, средних высших и в специальных светских и духовных учебных заведениях.
«Преподавание Закона Божия в качестве необязательного предмета допускалось только на средства родителей, желающих обучать своих детей основам религии по соглашению с вероучителем, служба которого отныне считалась частной. Свободные часы занятий, оставшиеся после упразднения религиозных уроков, заменили общеобразовательными дисциплинами», - отмечает меры начавшейся антирелигиозной борьбы историк.
Действительно, в первое время антирелигиозная борьба велась менее суровыми мерами, ограничивали только преподавание религиозных уроков. Одновременно с этим, бывшим преподавателям Закона Божия, большинство которых были священнослужителями, перестали выдавать зарплату. По сути, их перевели в частные учителя, в репетиторы, которым платили родители детей. В апреле того же года, ревком изъял все духовные учебные заведения Якутска и передает их школьному народного образования.
Духовную семинарию отдали под казарму
Как известно, в Якутске 1920-х годах было мало общественных зданий. И за право разместиться в них шла своя борьба. Понятно, что в первые годы установления советской власти в Якутии, приоритет отдавался военным. В своем исследовании Егор Антонов приводит яркие примеры.
«В июле и августе 1920 г. Ефимов и Титов обратились в отдел образования Сибревком с жалобой на решение Якутского райревкома согласно которому помещение духовной семинарии передали для устройства в нем казармы красноармейской части. Постановление расстроило все планы народного образования по проведению школьной реформы. 400 учащихся 14 классов трех школ лишились здания с пансионатом на 100 учащихся, столовой, медпунктом, мастерскими, обширным участком с опытными полями и садом возле озера», - отмечает историк.
Еще одно религиозное заведение - Спасский мужской монастырь после ремонта и реконструкции хотели передать создающемуся народному театру. Приказ об этом подписал председатель Якутского губревкома Ойунский. Но в дальнейшем комплекс помещений религиозного учреждения передали в распоряжение Якутского губбюро (своего рода политбюро, высший партийный коллегиальный орган). Как известно, в 1924 году здания Спасского мужского монастыря передали Якутскому краеведческому музею. Позднее музею присвоили имя Емельяна Ярославского. Богородицкую церковь передали губернскому архиву. При этом, церковное имущество передали верующимТа же участь постигла Никольскую церковь.
Кстати, сами большевики в большинстве своем в свое время учились в церковно-приходских школах, продолжали обучение в дореволюционных гимназиях и училищах, Сталин, например, учился в духовной семинарии.
«Чем провинились шаманы?»
В 1920-е годы при РКП(б) (как тогда называлась ВКП(б)), начала работать антирелигиозная комиссия. Она реализовывала политику отделения церкви от государства. С 1923 года эту комиссию возглавил Ярославский, бывший политссыльный в Якутии. Он же являлся ответственным редактором газеты «Безбожник».
Ярославский, отбывавший ссылку в Якутии, до революции работавший в областном музее, человек образованный, в свое время даже выступал против борьбы с церковью. «В ноябре 1920 года Якутский губревком принял циркуляр, где объявлялась «беспощадная борьба с шаманством». Предписывалось преследовать шаманов, отбирать у них шаманские костюмы, бубны, деревянные символические изображения, налагать штрафы за камлания. Железные и медные принадлжености шмнских костюмов использовали на нужды населения, а бубны и деревянные сжигались», - приводит примеры борьбы с шаманством в Якутии историк Егор Антонов.
По данному поводу, секретарь Сиббюро ЦК РКП (б) Ярославский в газете «Советская Сибирь» осуждающую статью «Чем провинились шаманы?». В своей статье Ярославский отметил, что шаман исполняет такую же роль, как русский поп, еврейский раввин, ксендз, мулла и потребовал отменить постановление, принятое якутскими товарищами, как «противоречащее букве и духу Декрета о свободе совести и равенстве всех вероисповеданий». Однако власти в Якутской губернии проигнорировали требование Ярославского и не отменили свое решение.
«Во время демонстрации своих способностей в комнате пошел снег… Чекист с ужасом обнаружил, что вместо обвиняемого шамана, он бьет своего напарника, следователя…». Воспоминания родственников одного известного в Якутии шамана; какие методы применяли против шаманов в НКВД и чем удивляли шаманы чекистов – в продолжении материала.
Картина И.В. Попова "Шаман" 1926 год