Выборы-2021 отличаются поздним стартом, и это отразится на результатах, считает эксперт Sakhaday Сергей Витте.
«Особенность нынешних выборов – поздний старт. Во-первых, многих кандидатов не было слышно вплоть до августа, никакой активности. Во-вторых, у каждого вида агитации есть определенное время, через которое оно начинает давать результат, к примеру рекламщики знают, что билборды начинают работать где-то через два месяца. На этих выборах АМП (агитационные печатные материалы) у кандидатов и партий появились слишком поздно, или вообще не появилось до сегодняшнего дня.
С уверенностью можно сказать, что избиратели осознают за кого они, уже после окончания выборов».
Что касается обвинений о том, что некоторые выдвинулись для оттягивания голосов – это эгоизм, считает наш собеседник:
«Сейчас кто-то возмущается, что блокируется возможность консолидации протестного голосования, что одни выдвинулись и оттягивают голоса и раскалывают электорат. Но это скорее похож на спор эгоистов, считающих, что они избранные и все должны стать их последователями несмотря на недостатки, слабости, различия в идеях, убеждениях и принципах.
Многие жалуются на то, что выбрать некого. Это лишь означает что общество просто еще не созрело, и не появились настоящие лидеры. Такое происходит, когда большая часть общества апатична или занята чем-то другим, и не приходит на выборы. И получается, что на выборах происходит борьба между малыми активными группами».
«Есть много причин и факторов, почему выборы стали такими, - продолжает эксперт. - Наложилась пандемия, лесные пожары, экономический кризис, и так далее.
Лесные пожары сказались на активности партии власти, так как большинство ее активных лидеров - это руководители республиканского и муниципального уровней, и они задействованы в тушении пожаров, у власти был приоритет борьбы с лесными пожарами.
Пандемия и экономический кризис сказались на всех: оппозиции нереально выйти на митинги, проводить массовые встречи и т.д., то есть была выбита привычная площадка и трибуна традиционной оппозиции. Кроме того, пандемия блокирует оппозицию, у которой нет денег, а экономический кризис блокирует ту часть оппозиции, которую финансировал бизнес (неважно какой).
У кого-то нет возможности выйти на улицу или площадь, или активно проводить встречи, а у другого нет денег, чтоб дистанционно выходить на контакт. Часть политиков и политических сил надеялось и может быть надеется, что сработают их прежний политический капитал, узнаваемость и т.д. И можно на этих выборах особо не напрягаться. Социология говорит о том, что узнаваемость падает уже в течение года, если ее не поддерживать. И падает к примеру с 80-100 до 20 и ниже уже к концу первого года после активной массовой кампании. А многие ведь после прошлых выборов просто исчезли из информационного поля».
В целом избирательная кампания отличается низкой интенсивностью, считает эксперт:
«Даже кандидат, который вроде бы сейчас должен по якобы существующей договоренности победить на одномандатном округе, не проявляет активности. Ее по сравнению по сравнению с прошлыми выборами можно назвать пассивностью.
И это в свете тех сдвижек, когда традиционные СМИ уходят с арены. По сути, печатных сми почти нет, не говоря уже о реальных низких тиражах тех, кто еще держится на плаву.
Когда эйфория от блогеров в соцсетях и тиктокеров отодвинула все классические инструменты рекламы и агитации на задний план, вдруг выяснилось, что многим из них выборы неинтересны, или они пугливы и не хотят рисковать своей аудиторией, которая может из-за противоречий и разногласий политических убеждений уйти. Поэтому либо блогеры пассивны или выставляют сильно большой ценник, который отпугивает от них кандидатов.
При этом и кандидаты какие-то слабые, ровные, даже прежние яркие потеряли свой пыл и личные качества, и народ устал от них. И очень сложно из них выделить кого-то. Есть старые лица, которые уже неинтересны и надоели, есть новые лица, которые в силу своей слабой харизмы и вышеуказанных факторов не могут поднять узнаваемость до необходимого уровня.
И тут нас могут ожидать какие-то неожиданности. Знаете, эдакое чудо или феномен. Когда победу одержит тот, кто хоть чуть-чуть выделится из общей массы, или сможет прорваться по какому-то из информационных каналов.
По партиям ситуация кардинально не изменится. Низкая явка, сушка этой явки, выплаты пенсионерам, детям и другим скорее всего позволят сохранить электорат у партии власти. А вот в стане оппозиции будет идти борьба за протестный электорат. Вопрос в том, кто больше сможет забрать этих голосов: КПРФ, СР или новые игроки. То есть как разделятся пресловутые 40 и более процентов протестных голосов, в каких пропорциях, неизвестно.
Вывод один, современные технологии (соцсети и мессенджеры) без денег тоже плохо работают, реклама в интернете стала дорогим удовольствием. Блогерам или фиолетово или ценник у них конский. В общем, надежды юнцов и старцев не оправдались.
Тот, кто надеется на выигрыш, может проиграть или победить с небольшим отрывом по одномандатному, а вероятность, что какая-то темная лошадка придет первой, достаточно высока».
В телеграм-канале подробнее о стратегиях партий.