Предприниматели жалуются на массовые отказы в размещении наружной рекламы в Якутске. По их мнению ситуация в этой сфере с приходом главного архитектора Ирины Алексеевой кардинально изменилась. И не в лучшую сторону. 95% предпринимателей, желающих установить наружную рекламу, получают отказы. Заказчики обращаются в МКУ «Служба информации, рекламы и контроля» за разрешением, которое визируется подписью главного архитектора. Но архитектор отказывает под следующим предлогом: «Не соответствует архитектурному облику города».
«У главного архитектора столицы есть свое видение размещения рекламы в столице, - сообщил SakhaDay источник. - Но обосновать его она не может, поскольку отсутствует утвержденный регламент по наружной рекламе. За основу взят питерский регламент, прописывающий определенные размеры "наружки", без учета местных реалий»."Существует нормативный документ «Правила благоустройства», принятый Гордумой. Этот документ принят без предпринимателей, которых не пригласили на публичные слушания. Документ устанавливает жесткие нормы по размещению вывесок. Но даже с их соблюдением, следуют отказы", - жалуются предприниматели. Некоторые затем обращаются в суды, и оспаривают решение главного архитектора. Суд всегда принимает сторону предпринимателей. В итоге, мэрии приходится выдавать разрешение. Но не все бизнесмены могут позволить себе судиться, терять на это время и деньги.
По итогам судебных тяжб в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия), Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа, Четвертом арбитражном аппелляционном суде Окружная Администрация проиграла 6 судебных дел в связи незаконными отказами Управления архитектуры. Последний суд проигран 26 января 2017 года, суд обязал взыскать 10.000 рублей с Окружной Администрации в пользу заявителя. На рассмотрении находятся 5 дел признании незаконным отказов Главного архитектора Суды пришли к выводу об отсутствии доказательств того, что установка рекламных конструкций нарушают архитектурный облик города либо сложившуюся окружающую застройку и городскую панораму. Указывая о нарушении визуального восприятия фасада дома, Управление не конкретизировало каким образом размещение наносит ущерб композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасада, эстетическим качества городской среды, не соответствует привязке к композиционным осям и ритмической организации фасада, логике архитектурного решения, также нет доводов о масштабности месту расположения и архитектурно – пространственному окружению, согласованности в пределах фасада независимо от принадлежности объектов. Доказательств обратного судом не установлено. Таким образом, суды первой и второй инстанций считают, что отказ в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по причине «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки» не имеет правовых оснований.В результате, в проигрыше остаются все. И бюджет города, и сами предприниматели, и горожане, которые остаются без полезной информации. Теряют заработок и рекламные агентства, изготавливающие макеты.
В связи с незаконными отказами начальника Управления городскому бюджету может быть нанесен ущерб в сумме более 500 тысяч рублей. Из них общая сумма исковых требований составляет 343 400 рублей, по решению судов в 2016 году уже взыскано 86 тысяч рублей, кроме того, ожидается взыскание заявителями судебных расходов на сумму более 100 тыс. рублей.Между тем события принимают не очень благоприятный поворот для столичной структуры. Прокуратура города уже вынесла представление о принятии мер по устранению нарушений, выразившихся в отказах выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Главный архитектор Якутска Ирина Алексеева прокомментировала данную ситуацию: - Согласно Федеральному закону «О рекламе» рекламная конструкция может быть установлена на территории муниципального образования только с разрешения местных властей. Порядок выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в нашем городе установлен постановлением Окружной администрации и представляет собою административный регламент предоставления муниципальной услуги. Однако не каждый предприниматель, обратившийся в Окружную администрацию города Якутска за получением такого разрешения, в итоге его получает. Соответственно, между предпринимателями и администрацией города возникают по этому поводу споры, в том числе и судебные. На территории нашего города допускаются к установке и эксплуатации 28 типов рекламных конструкций. Описание типов рекламных конструкций, территориальные и технические требования к ним установлены нормативным правовым актом Якутской городской Думы «Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа «город Якутск». Установленные депутатами правила достаточно демократичны и соответствуют сложившемуся рынку наружной рекламы нашего города. К примеру, в Москве такие правила очень жесткие, к установке допускаются всего лишь 5 типов рекламных конструкций. В период с 2012 по 2016 годы Окружной администрацией города Якутска было выдано 586 таких разрешений, большая часть в 2013 и 2014 годах – 223 и 151 разрешение соответственно. Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется Окружной администрацией города Якутска. Основания для отказа в выдаче таких разрешений предусмотрены Федеральным законом «О рекламе», это: - несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; - несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций; - нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; - нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа; - нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; - нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством. Если по пяти перечисленным основаниям для отказа все достаточно понятно, то отказ в выдаче разрешения в связи с нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа вызывает большие споры. К примеру, в Окружную администрацию города Якутска поступает заявление: просим выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции типа «настенное панно», размерами 15 метров на 10 метров, которая будет крепиться на торцевой части многоквартирного жилого дома по проспекту Ленина. Стоит отметить, что органами местного самоуправления согласовывается только сама рекламная конструкция, то есть ее каркас, а вот рекламное содержание конструкции в любом случае будет является сменным в зависимости от пожеланий заказчиков и может варьироваться как в колористическом отношении, так и в отношении конкретных изображений.Согласитесь, что наличие в самом центре города огромной рекламной конструкции, полностью перекрывающей одну из сторон многоквартирного жилого дома, с постоянно меняющимся содержанием, никак не может украшать внешний архитектурный облик столицы республики. А представьте себе целый ряд таких домов! Объективно, наличие такой рекламной конструкции нарушит внешний архитектурный облик сложившейся застройки, ведь дома, которые строились в центре города никак не предусматривали в своих архитектурных решениях наличие металлических каркасов с баннерными полотнами. В отношении рекламных конструкций подобного типа, на наш взгляд, и было введено в федеральный закон такое основание в отказе в выдаче разрешения как нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. И здесь начинаются разногласия во взаимоотношениях муниципалитета с участниками рынка наружной рекламы. В действующем законодательстве отсутствует исчерпывающее определение понятия «внешний архитектурный облик сложившейся застройки». Имеются лишь ссылки на него в Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 3 Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций) и в упомянутом нами федеральном законе «О рекламе». Получив отказ в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции с подобной формулировкой, предприниматель со своей стороны спрашивает: а что такое внешний архитектурный облик сложившейся застройки, каким документом он утвержден, что мне необходимо предпринять, чтобы моя рекламная конструкция перестала его нарушать? С подобными доводами предприниматель идет в суд, так как считает, что отказали ему в выдаче разрешения неправомерно. Исходя из анализа сложившейся практики арбитражных судов, проблема отмены решений органов местного самоуправления об отказах в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в связи с нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки из-за указанных нами пробелов в законодательстве носит общефедеральный характер. Отмечаю, что понятие «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки» носит оценочный характер. Кому как не архитекторам определять – портит рекламная конструкция архитектурный облик города или нет? Считаю, что исходя из смысла норм Федерального закона «О рекламе» вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки решается с учетом определенных обстоятельств. Это архитектурные и градостроительные особенности конкретных зданий, территорий в том месте, в котором испрашивается установка рекламной конструкции. В марте прошлого года на одном из интернет-ресурсов среди горожан был проведен социологический опрос: нужны ли рекламные конструкции в центре Якутска или нет? Подавляющее большинство опрашиваемых посчитали, что наличие рекламных конструкций портит внешний облик города, в центре они не нужны. В настоящее время Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации, согласно поручению главы города Якутска, Айсена Сергеевича Николаева, защищая публичные интересы горожан на благоприятную окружающую городскую среду, готовит проект нормативного правового акта, который ограничит установку рекламных конструкций типа «настенное панно» на фасадах многоквартирных жилых домов и нежилых зданий в центральной части. При подготовке проекта мы обязательно проведем открытые публичные обсуждения с предпринимателями и жителями города, постараемся найти баланс между частными интересами и общегородскими в целях сохранения и улучшения архитектурного облика Якутска. *** Тем временем, в Общественной палате Якутска готовится круглый стол по данной теме, на который будут приглашены представители малого бизнеса и Управления архитектуры города. Аида Иванова