Председатель «Яблока» Рыбаков: «Нет ничего ценнее человеческой жизни!»

20:16 - 8.12.2022 / 1391 просмотр

Николай Рыбаков, председатель объединенной демократической партии «Яблоко», приехал в Якутск поддержать в суде регионального руководителя Анатолия Ноговицына, которого обвиняют в дискредитации российской армии. В эксклюзивной беседе с корреспондентом сетевого издания SakhaDay Викторией Тарабукиной, Николай Рыбаков рассказал о том, что думает об однопартийце, спецоперации, эмигрантах и Сардане Авксентьевой.

«Мы не комитет по цензуре»

– Как вы охарактеризуете деятельность Анатолия Ноговицына на посту руководителя регионального отделения партии "Яблоко"?

– Анатолий – молодой и энергичный руководитель, который хочет перемен в своей родной республике. Он понимает, что изменения в стране важнее его личных благ. Когда я впервые с ним познакомился, мне сразу стало понятно, что Анатолий – это человек, который будет говорить то, что он думает, в чем он убежден. Он отстаивает право выражать свое мнение, за что я его очень уважаю.

– Анатолий публично выражал свою позицию с вашего ведома?

– В нашей партии руководители региональных отделений не согласовывают каждый свой пост в социальных сетях с федеральным руководством. Дело в том, что мы не занимаемся контролем выступлений, интервью, комментариев прессе наших политиков. Иначе это была бы не партия, а какой-то комитет по цензуре. В данном случае Анатолий стал интересен не только журналистам, но и правоохранительным органам.

– Вы ездите по регионам для выражения поддержки своим однопартийцам. Это скорее моральная поддержка, не оказывающая влияния на суд?

– На суд моя поддержка не влияет. Но, к счастью, я езжу в регионы не только с этой целью. В Якутск я безусловно отправился поддержать Анатолия, это однозначно. А так в декабре у меня запланированы поездки в Пензенскую и Тверскую области. Там нет наших преследуемых членов партии, хотя в целом в стране их довольно много.

«Россия должна создавать себе друзей в мире, а не врагов»

– Ваша партия продолжает выражать антивоенную позицию?

– Сейчас мы не поддерживаем происходящее в стране. Наша позиция состоит в том, что необходимо как можно скорее заключить соглашение о прекращении огня. Мы считаем, что необходимо провести обмен пленными, ранеными, убитыми. Считаем, что должна быть обеспечена безопасность объектов атомной энергетики, потому что авария на них будет иметь фактически необратимые последствия для всего человечества! Необходимо срочно создать механизм, который бы обеспечивал безопасность гражданских лиц на тех территориях.

Пусть люди, которые читают это интервью, сами подумают: лучше или хуже стало жить людям Донбасса после 24 февраля?

Моя позиция заключается в том, что Россия должна создавать себе друзей в мире, а не врагов. Нашим политикам и государственным деятелям нужно решать вопросы развития нашей страны.

Насчет жителей Донбасса, «Яблоко» практически никогда не говорит, что должны делать политики других стран. Но в 2014 году мы опубликовали дорожную карту, в которой говорилось о том, как выйти из российско-украинского кризиса, что нужно сделать властям России и Украины, что нужно сделать европейским и мировым лидерам. Так вот, ни один пункт выполнен не был. Ни с российской, ни с украинский стороны.

Сегодня рассуждать кто был виноват, не главное, хотя без этого невозможно сделать выводы, так как все будет повторяться. Но в данное время нужно сделать так, чтобы хотя бы люди перестали гибнуть.

Сейчас мы находимся в такой ситуации, что преодолевать последствия нужно будет многие годы, а то и десятилетия.

Мы об этом предупреждали на выборах в Государственную Думу. Партия «Яблоко» шла с программой за мир. Мы должны были более активно доносить до людей о важности мира. К сожалению, я не смог убедить людей в реальной опасности такого развития событий. Не смог предотвратить тех событий.

Считаю, что каждый человек отвечает за те действия, которые совершают власти его страны. Да, безусловно, эти события происходят не от моего имени. Но часть ответственности за эти действия несет каждый гражданин.

«Главное – оставаться человеком»

– Что вы посоветуете сегодня делать? Есть ли законные методы для выражения своей позиции?

– Спрашивать про законные методы в ситуации, когда закон не действует, это конечно интересный вопрос… Но я считаю, что самое главное, что нужно сейчас делать любому человеку – это оставаться человеком, не пойти по пути ненависти, жестокости и злобы, которые сейчас нарастают с невероятной скоростью… Нет ничего ценнее человеческой жизни!

Если ты не «расчеловечился», то тогда тебе нужно начинать становиться гражданином. Быть гражданином – это означает принимать участие в том, как работает государство. И перестать думать, что наверху лучше знают, что делать и решать без тебя.

– А как быть тем, кто работает на госслужбе, у кого семья и маленькие дети?

– Ну, их никто не заставит быть людоедами. Ведь реально их никто же не заставит делать что-то бесчеловечное. И уж никто не заставит перестать думать. Вопрос в том, чтобы в России становилось больше граждан. За что, собственно говоря, сейчас преследуют Анатолия. За то, что он гражданин, человек со своей позицией, который эту позицию излагает и не собирается от нее отказываться. Я не призываю всех писать посты в соцсетях. Но я призываю вас думать над тем, что происходит в стране и мире.

– На примере Анатолия Ноговицына понятно, что последует за проявление гражданской позиции…

– Я понимаю ваши опасения и сомнения, и они абсолютно справедливы. Правда, такая опасность очевидна, но каждый человек сам для себя принимает ту степень публичности и риска, на которую он готов.

«Сардана – красивая женщина»

– Что вы думаете о согражданах, которые решили эмигрировать ради лучшей жизни?

– Безусловно, я хотел бы, чтобы они строили свое будущее, реализовывали себя, хотели бы для себя возможности развития в нашей стране, а не в других. Мы «Яблоко», как либеральная партия, выступаем за свободу передвижения для людей. Но никак не за возможность уехать от страха и опасности за свою жизнь и будущее. Мне, наоборот, хочется, чтобы профессионалы приезжали в Россию, видя здесь перспективы.

Произошла большая утечка умов, которая очень сильно отразится на всей жизни. Это произойдет не завтра, но мы увидим, как эти люди реализуют свои знания в ИТ-технологиях, медицине и науке не в России, а в других странах. И мы не должны будем удивляться открытиям, которые будут происходить не у нас. Нельзя с пренебрежением говорить: «Скатертью дорога!» За пренебрежительное отношение к своим гражданам мы потеряли столько, сколько не теряли за XX век.

– Напоследок, каких политиков из Якутии вы знаете?

– Знаком с Сарданой Авксентьевой – красивая женщина. Следует понимать, что мы общались не на темы природы или культуры, а на политические темы. И потому, на мой взгляд, это человек, который со своей позитивной энергией и настроем каким-то образом мог бы действительно делать для города, республики и страны какие-то положительные поступки, которые могли провести к положительным изменениям. Очень жалко…

Сардана Владимировна заявляла о своей оппозиционности, но на самом деле руководила штабом Единой России и потом оставила на посту мэра Якутска после себя преемника из «Единой России». Что за позиция такая? Немногие политики готовы ради своих убеждений жертвовать какими-то должностями и выгодами. В человеческую душу не залезешь глубоко, я не настолько знаю Сардану Владимировну, чтобы судить о том, какие на самом деле у нее ценности и убеждения. Но я хочу верить, что она действительно бы хотела видеть Россию свободной, современной и процветающей.

Виктория Тарабукина, Sakhaday.ru