«Приходилось постоянно мерзнуть и отогревать руки у железной печки». В каких условиях работали в якутском архиве в первые годы советской власти

15 часов назад / 305 просмотров

104 года назад, 22 декабря 1920 года постановлением Якутский губревком был организован губернский архив. Его создали на базе документов бывшего Якутского областного управления. Первым заведующим Якутским губернским архивом был назначен Ефим Дмитриевич Стрелов.

Деятельность губернского архива началась в труднейших условиях: отсутствие помещения, мизерность штатов, трудное финансовое положение.

В каких условиях работали архивисты только что созданного архива в первые годы советской власти рассказываем в исторической рубрике Sakhaday.

На время осадного положения, архив опечатали

Когда создали губернский архив, в Якутии еще не была окончательно установлена советская власть; в городе Якутске власть несколько раз переходила то к большевикам, то к представителям Временного правительства, бывшим белым офицерам во главе местных повстанцев против советской власти. Только в мае 1923 года в городе Якутске было снято осадное положение.

В первое время архив размещался в бывшей Богородицкой церкви. Восстановленный в 2000-е годы храм находится в конце проспекта Ленина на перекрестке с ул. Красноярова, примерно на том же месте, где был построен в период 1752 по 1773 годы.

«Приходилось постоянно мерзнуть и отогревать руки у железной печки»

В конце 1923 года заведующий Якутским губернским архивом Е.Д. Стрелов подготовил отчет о деятельности. Приведем отрывки из его отчета, описывающие в каких условиях работали архивисты.

«Управление архивным делом и самый архив в отчетном году помещались в бывшей Богородской церкви. Личный состав служащих состоял из заведующего – Стрелова Е.Д., архивариуса – Парышева С.Е., сотрудницы – Степановой А.Д. и караульного (он же рассыльный) – Хасанова, бывшего каландаришвилевца. Работа в архиве при наличии только троих работников …, в отчетном году производилась в довольно неблагоприятных условиях и притом с немалыми перерывами.

Зимой при сильных холодах и неимении сухих дров невозможно было достаточно нагреть помещение, приходилось постоянно мерзнуть и отогревать руки у железной печки. 7 февраля работа приостановилась, и архив был запечатан по случаю введения осадного положения и начатия работ по военной обороне. Хотя 26 февраля архив был открыт, но прежде приступления к правильным занятиям нужно было целую неделю отапливать совсем остывшее помещение.

Затем начатые занятия всю весну и лето шли безостановочно и беспрепятственно. При этом нельзя не заметить, что сам заведующий часто был отвлекаем от архивной работы делами канцелярии и личными сношениями с разными учреждениями по хозяйственным вопросам, тем более, что летом предполагалось сделать капитальный ремонт печей и приспособления в третьем приделе бывшей Богородской церкви. Сотрудница также отвлекалась от прямой архивной работы канцелярской перепиской и вырыванием чистой бумаги из книг на хозяйственные расходы».

В таких условиях пришлось работать сотрудникам Якутского архива в первые годы создания.

«За всем тем результат работ годовой работы можно считать удовлетворительным»

Так заведующим Якутским архивом Стрелов признал итоги работы за первый год. Дело в том, что официально архив полностью приступил к своей работе после 18 декабря 1922 года, когда постановлением ревкома ЯАССР было утверждено Положение об Архивном фонде и управлении им. Первым руководителем Управления Архивным фондом ЯАССР был назначен Е.Д. Стрелов.

«Первоочередная задача Губархива заключалась тогда в спасении от гибели и расхищения так называемых беспризорных архивов в волостях и улусах. Весной 1921 года в округа были командированы три сотрудника архива «для принятия срочных мер по охране и упорядочению архивов». Проезжая по территориям, они опечатывали архивы всех бывших и действующих учреждений, обязывали местные власти готовить их к отправке в Якутск. На учет были взяты и архивы самых дальних северных округов – Колымского и Верхоянского, а также Вилюйского (расстояние от Якутска до наиболее отдаленного улуса – 1 тыс. км). Летом 1921 года часть архивов инородных управ, земских волостей и окружных, улусных, сельских комитетов общественной безопасности из близлежащих улусов была перевезена в Якутск», - отмечают в Национальном архиве РС(Я) о первоочередных задачах Якутского архива в первые годы своего создания Из отчета Е.Д. Стрелова за 1923 год.

«К августу все дела, сосредоточенные в бывшей Богородской церкви, были разобраны по учреждениям и годам, увязаны в пачки и расставлены по полкам в хронологическом порядке. Так, разобраны дела Якутского областного правления, якутского прокурора, исправника Якутского округа, Якутской окружной полиции и участковых заседателей и т.д.».

Из бывшей церкви архив переехал в мужской монастырь

В 1923 году ЯЦИК решил отдать помещения Богородской церкви под размещение артиллерийских складов, а архиву передать каменное здание бывшего Спасского мужского монастыря (сейчас терр. Якутского музея им. Ярославского).

Вот, что писал об этом Стрелов. «…явилась неизбежная потребность в другой работе: произвести в новом помещении капитальный ремонт печей, побелку стен и потолков, перестилку части полов, установить новые печки. А также организовать перевозку архивного имущества из бывшей Богородской церкви, старого казначейства, что в соборной ограде, и из амбара в ограде бывшей консистории». При этом дела о политических ссыльных за период революции составили особый отдел и самим заведующим заключены были в папки по годам.

До революции Стрелов работал в архиве при Якутском областном правлении

Когда Ефима Дмитриевича Стрелова решили назначить первым заведующим якутским архивом, он был знаком с архивным делом и работал в архиве Якутского областного правления с 1912 года.

Ефим Стрелов родился 31 марта 1887 года в Верхоленском уезде Иркутской губернии в семье мещанина Дмитрия Аполлоновича Стрелова, впоследствии известного в Якутии владельца торгового дома «Стрелов и К.». В 8-летнем возрасте, в 1895 году, его определили в Знаменское приходское училище, а в 12-летнем, в 1899 году, он поступил в Иркутское промышленное училище. Завершить здесь обучение не удалось, поскольку родители переехали в Якутск.

С 1901 года Стрелов учился в Якутском реальном училище, по окончании которого в 1907 году стал вольнослушателем Московского археологического института. В следующем году он женился на дочери якутского исправника Марии Богачевской. Вскоре в семье родились дочери Татьяна, Елена и Надежда.

В 1912 году он с отличиями выдержал государственные экзамены и защитил диссертацию на тему «Историко-археологический очерк Якутской области». Ему была присвоена квалификация ученого-археолога.

В мае 1912 года Ефим Стрелов был принят в архив Якутского областного правления на должность архивариуса. Одновременно он был консерватором при Якутском музее.

Принимал активное участие в работе Архивной комиссии, учрежденной губернатором Иваном Крафтом. Из улусов мешками присылали старинные документы для хранения в архиве Якутского областного правления.

«Найдены мною среди дел, предназначенных к уничтожению»

В 1916 году в Якутске напечатали первый сборник архивных документов (66 актов) за 1663–1799 годы, отражающие освоение территории Якутии русскими казаками, обращение коренных народов в православную веру, восстание чукчей и коряков, злоупотребления воевод и служилых людей, земельные тяжбы между инородцами, и хранящихся ныне в Национальном архиве РС (Я). Как и полагается архивному делу, все документы сопровождались именным и географическим указателями.

Из статьи Е.Д. Стрелова к сборнику 1916 г.: «Печатаемые в настоящем сборнике исторические документы – это почти все, что осталось в архиве Якутского областного управления от 18 века. Они найдены мною среди разбитых дел, предназначенных к уничтожению, извлечены из старых переплетов, служили подкладками под бечевки…»

Оклеветан по доносу и уволен

В октябре 1928 году на Стрелова и сотрудников якутского архива в Москву ушла служебная записка. Ее подготовил секретарь Истпарта Якутского окружкома ВКП(б) В.И. Бик. По сути, это был донос.

«Целый ряд отдельных фактов, сопоставлений, наблюдений за время работы в Якутском Центрархиве привели меня к твердому убеждению, что в Центрархиве свила себе гнездо теплая компания бывших людей во главе с зав[едующим] Е.Д. Стреловым. Подтверждением сказанному служат данные о прошлом как самого Стрелова, так и подобранного им штата служащих. Начну со Стрелова».

Далее перечисляются «данные» на него в духе доносов тех лет: «сын крупного кулака-подрядчика», «домовладелец», «женат на дочери бывшего якутского исправника» т.д. и т.п.

Уже через месяц в ноябре 1928 года Стрелов был уволен как «социально чуждый и примазавшийся элемент без права поступления в другие учреждения.

После увольнения из Центрархива Якутской АССР Ефим Дмитриевич долго не мог трудоустроиться. В 1933 году он переехал с семьей в Новосибирск. Работал с декабря 1935 по 1939 годы методистом, затем инспектором подготовительных групп в Западно-Сибирском филиале Всесоюзного заочного института народного образования. В 1939 году Стрелов стал директором Новосибирского областного краеведческого музея, в 1942 году – заместителем директора. 19 февраля 1949 года Стрелов умер от туберкулеза легких, похоронен в Новосибирске. В Национальном архиве РС(Я) признают, что только благодаря усилиям губернатора И.И. Крафта и архивариуса Е.Д. Стрелова были сохранены уникальные документы конца XVIII–XIX веков по истории Якутии, которые сегодня являются предметом гордости Национального архива РС (Я).

Фото Национального архива РС(Я): Е.Д. Стрелов; Здание Спасского мужского монастыря, где с 1923 по 1970-е гг. размещался Центральный государственный архив ЯАССР.

Аркадий Лебедев, Sakhaday.ru