С помощью пилотного проекта «Облачная поликлиника», разработанного Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия), теперь у пациентов появится возможность получать телемедицинские консультации в режиме реального времени по вопросам, относящимся к общей медицинской практике. Данный проект разрабатывается впервые для внедрения и апробации в условиях нашего региона, впоследствии данный опыт будет распространен на аналогичных территориях Российской Федерации.
Цифровые приложения и технологии, созданные для телемедицины, должны решать проблемы доступности и удобства оказания медицинских услуг не только для жителей отдаленных районов, но и городских поселений. Такая консультация сэкономит время как врача, так и пациента, позволит ему осуществить консультацию в реальном времени, не отрываясь от основной деятельности. Необходимо также отметить, что в такой консультации особенно нуждаются незащищенные маломобильные группы населения (пенсионеры, инвалиды, матери с грудными детьми и др.).
Чтобы дистанционно получить консультацию врача, пациент должен быть зарегистрирован через ЕСИА на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Это делается для соблюдения информационной безопасности, как со стороны врача, так и со стороны пациента. Отметим, что телемедицинские консультации проводятся только после очного приема врачом (осмотра, консультации) и установления диагноза заболевания.
Телемедицинские консультации осуществляются в форме дистанционного диспансерного наблюдения, после первичного очного приема врачом, проведенного не позднее 2 месяцев до телемедицинской консультации и в рамках «обращения по поводу заболевания» после первичного очного приема врачом и проведения необходимых обследований. Консультация может быть проведена либо в виде чата, либо в виде видеосвязи. После завершения все консультации протоколируются и автоматически вносятся в электронную медицинскую карту, а также распечатываются и вклеиваются в медицинскую карту пациента.
В настоящее время в медицинских организациях производится тестирование программного продукта и одновременная интеграция в региональную информационную систему здравоохранения республики. Разработка проводится в 4-х направлениях: оператор-пациент, врач-врач (консилиум), врач-пациент (консультация), страховые представители (медорганизация и пациент).
Инновационные решения в области цифрового здравоохранения следует рассматривать как современный инструмент для улучшения качества оказания медицинских услуг и вовлечения пациента в процесс его лечения. В перспективе будут внедрены такие технологии, как «чат ботов», искусственный интеллект, модуль непрерывного медицинского образования. Одним из новшеств будет телемедицинский прием пациента мультидисциплинарной бригадой.
Пресс-служба Министерства здравоохранения РС(Я)