К такому выводу пришли члены Высшего инженерного Совета Республики Саха (Якутия) на очередном заседании, где в числе прочих был рассмотрен вопрос технико-экономического обоснования обеспечения республики моторным топливом на ближайшую перспективу.
С основным докладом о перспективах организации производства собственного моторного топлива из природного газа по технологии GTL выступил Владимир Романов, директор ГПЗ АО «Сахатранснефтегаз».
Эксперт описал технологию GTL, которая включает в себя три стадии. «На первой стадии природный газ преобразуется в так называемый синтез газ, это смесь окиси углерода и водорода. Далее синтез газ превращается в синтетическую нефть. Третья стадия процесса – это вторичная переработка, когда синтетическая нефть может быть преобразована в дизельное топливо, нафту и масло. То есть для того, чтобы получить то топливо, которое можно использовать для двигателей, необходимы либо глубокая вторичная переработка, либо использование добавок и соединений», -- рассказал Владимир Романов. Кроме того, он пояснил, что существует технология производства топлива через метанол.
По его словам, в 1998 году Якутскому научному центру, «Якутгазпрому» и другим предприятиям было поручено провести исследования по вопросу производства синтетических топлив. «Использовалась технология Syntroleum. Несмотря на то, что мы закладывали небольшие объемы капитальных вложений, срок окупаемости получился порядка девяти лет. Мы отработали с иностранной компанией, которая в свое время была лидером по производству моторных топлив из природного газа. В 2005 году сделали бизнес-план, срок окупаемости получился семь лет. А в 2007 году из «Сахатранснефтегаза» была выделена «Восточно-сибирская газохимическая компания», которая непосредственно занялась этим направлением – разработкой синтетических моторных топлив. Через некоторое время выяснилось, что в мире произошли некоторые изменения, резко возросли объемы капитальных вложений в это производство. Поэтому компания переориентировалась на производство метанола», -- пояснил эксперт.
Всего, по словам Владимира Романова, заводов по крупнотоннажному производству синтетических моторных топлив из природного газа в мире насчитывается шесть, при строительстве которых сметная стоимость увеличивалась кратно. Например, компания «Shell» изначально планировала потратить на строительство такого завода 6 млрд долларов, а построила за 19 млрд.
Опытно-промышленных, демонстрационных установок в мире около тридцати. В России был Новочеркасский завод, который работал на трофейном оборудовании для нужд Минобороны, однако в 1983 году он был закрыт. В 2003 году компания «Роснефть» приняла решение построить пилотный проект по производству синтетических моторных топлив, сделали проект, экспертизу, посчитали и отказались от него.
Кроме того, отметили эксперты, очень многое зависит от того, где находится завод. По предварительным расчетам, строительство завода в Якутии будет стоить в два раза дороже, чем в других местах планеты.
Следовательно, считают эксперты, при нынешнем состоянии технологии GTL без государственно-частного партнерства в виде прямых инвестиций производство синтетических моторных топлив в зонах Якутии имеет низкую возможность реализации по причине риска высоких капительных вложений и объемах использования получаемой продукции. В этой связи есть смысл развивать производство газомоторного топлива и сжиженного природного газа.
Кроме того, эксперты отметили, что в обсуждаемых проектах по производству синтетических топлив по технологии GTL нет четкой привязки к тому или иному месторождению газа, с которого можно его брать для переработки. Задачи Средневилюйского газоконденсатного месторождения – обеспечивать топливом центральную часть Якутии и брать газ для других нужд нельзя. А все другие месторождения распределены и находятся в пользовании недропользователей.
Подводя итоги при рассмотрении данного вопроса, Высший инженерный совет Республики Саха (Якутия) принял решение рекомендовать правительству Якутии не вкладывать бюджетные средства в проект производства синтетического моторного топлива по технологии GTL.
Ольга Фомина