Навеки в Хиллингдоне
В эти дни в Великобритании находится делегация из Якутии. Земляки приехали с благородной миссией. Они поставили памятник Кэт Марсден. 3 сентября состоялось освящение памятника в честь выдающейся женщины, филантропа международного масштаба, которая на склоне лет жила в районе Хиллингдон Лондона и была похоронена в безымянной до сего дня могиле.
Средства на памятник были собраны по инициативе жителей Вилюйского улуса, где Кэт Марсден помнят с благодарностью. Невероятная сложность ее путешествия в конце XIX века – непреклонное и неукротимое стремление облегчить страдания больных, разбросанных по глухим лесам Крайнего Севера – делают память о ней дорогой для всех живущих в республике по сегодняшний день.
Освящение памятника с надписью на трех языках – якутском, английском и русском – стало первой почестью, возданной Кэт Марсден в Англии за более чем вековой период. А вчера прошел вечер памяти посвященный английской сестре милосердия, путешественнице и филантропу, члену Российского Общества Красного Креста и одной из первых женщин Королевского географического общества. Отважная и смелая, она выбрала путь служения больным с надеждой облегчить участь прокаженных.
В 1895 году Кэт Марсден основала Общество борьбы с проказой св. Франциска. В 1914 году она стала одной из основательниц Музея естественной истории в Бексхилле-он-Си.
На вечере, сюжет о котором был снят одним из английских каналов и российским НТВ, прозвучали воспоминания о Кэт Марсден, артисты Саха академического театра имени Платона Ойунского показали фрагменты из спектакля о героической женщине, был показан документальный фильм по книге А.И.Гоголевой, который окончательно еще не закончен.
«Данный проект – дань памяти, благодарности и почитания выдающейся личности на службе милосердия, - сказала одна из организаторов акции Светлана Егорова-Джонстон. – Документальный фильм будет посвящен великой силе сострадания, единения, о тех, кто несмотря на невзгоды стойко шли по дороге сердца – Веры, Надежды и Любви. Пусть ее подвиг вдохновляет людей, как вдохновляет жителей Якутии, ведь добро порождает добро».
В мероприятиях, посвященных памяти Кэт Марсден, приняли участие временный поверенный в делах посольства РФ в Великобритании советник-посланник Иван Володин, архиерей Русской православной церкви Московского патриархата, епископ Сурожский Матфей.
***
Согласитесь, часто приходится сожалеть о том, что в прошлом люди не имели таких средств сохранения аудиовизуальной информации, которыми располагают сейчас. Мы не можем услышать звуки старинных городов и сел, увидеть движение на их улицах и подлинные цвета, которые вдохновляли художников…
Но вот последнее отчасти стало возможным благодаря изобретательности и энтузиазму неизвестного нам фотографа Шульца – участника экспедиции в Вилюйский округ в конце XIX века.
Воспроизводимые сегодня в Sakhaday.ru гравюры Шюблера были выполнены с уникальных снимков Шульца и напечатаны в петербургском журнале «Нива» в 1892 году. А как фотомастер оказался в столь удаленном уголке Земли? Что его заставило предпринять такое опасное и сложное путешествие?
«Дейли телеграф» о якутской глуши
В 1891 году в Якутск прибыла английская сестра милосердия мисс Кэт Марсден для исследования на месте положения больных проказой и оказания им возможной помощи. Мисс Марсден выехала в Вилюйский округ 9 июня в сопровождении чиновника особых поручений областного правления Петрова в качестве переводчика, помощника вилюйского окружного исправника Слепцова и казаков. В Вилюйске к ним присоединились для объезда прокаженных исправник и фельдшер. Начав объезд с 15 июля, в течение трех недель Марсден посетила все известные пункты с жителями-прокаженными, оказывая при этом посильную помощь...
[caption id="attachment_73491" align="aligncenter" width="616"]...13 (по некоторым архивным данным, 15-го – Г.С.) мая 1859 года в предместье Лондона появилась на свет девочка, которой было суждено войти навечно в историю Якутии и не только. Скоро республика отметит 130-летие со дня приезда легендарной сестры милосердия Кэт Марсден в Вилюйский улус, благодаря которой был открыт лепрозорий для прокаженных, и теперь ее имя является синонимом самоотверженности, служения людям.
Примечательно, что о своей соотечественнице не так давно вспомнила лондонская «Дейли телеграф» в статье «Путешествие в сибирскую якутскую глушь». Вот что пишет на своем Интернет-сайте газета: «Она лично посетила места, где были поселены якутские прокаженные, и на собственном опыте убедилась, насколько ужасна окружающая их обстановка и насколько необходима им безотлагательная помощь… Ее трудное путешествие в Якутскую область возбудило живой интерес в российском обществе и вызвало величайшее сочувствие к ее желанию облегчить участь сибирских прокаженных устройством для них особого приюта – колонии с надлежащим лечением и уходом».
«Вы меня совсем не знаете»
Кто же такая Кэт Марсден? Что ее побудило отправиться в столь далекую для нее Якутию?
О ее детских годах известно немного. Сама она скупо писала о себе, ее родные и близкие не оставили обстоятельных воспоминаний. Когда в конце XIX века российское общество стало проявлять растущий интерес к личности этой замечательной сестры милосердия, было уже чрезвычайно трудно собрать о ней подробные биографические сведения.
Известно, что она родилась последним, восьмым ребенком в богатой семье адвоката, училась в пансионе благородных девиц. Но в отличие от четырех братьев и сестер, которые вели светский образ жизни, шумным компаниям предпочитала одиночество. Ценила больше всего независимость, но не была эгоисткой. Отвечая на одно из писем, где ее упрекали в равнодушии, возмущается: «Удивительно, как вы не заметили, что эта фраза «все мне безразлично» является полной противоположностью моей натуры. Это мне все безразлично?! Это я всем довольна?!.. Я могу лишь сказать на это, что вы меня совсем не знаете. Я всегда испытываю большую симпатию к бедным и тем, кто находится в плохих социальных условиях...».
Желание быть чем-нибудь полезной своему ближнему, в особенности бедному, несчастному, больному человеку, являлось отличительной чертой ее характера. Если кто-нибудь в семье заболевал, то маленькая Кэт становилась сиделкой. Лучше ее никто не ухаживал за больными. Это были первые значительные победы ее воли, целеустремленности. В 16 лет она поступила на службу сестрой милосердия в один из лондонских госпиталей и с тех пор не изменяла своему однажды избранному пути.
По благословению королевы Виктории
С началом русско-турецкой войны в 1877 г. она вместе с тремя другими сестрами милосердия была отправлена от Красного Креста на театр военных действий. Там, в Болгарии, она впервые увидела прокаженных, вызвавших ее глубокую жалость и желание облегчить их положение.
«Вскоре после войны Марсден оказалась в Константинополе, где прокаженные жили колонией на территории старинного кладбища, - рассказывает кандидат исторических наук Любовь Михайлова. - В Турции ей рассказали, что в Сибири есть некая трава, обладающая целебными свойствами против проказы. Зная, что эта болезнь до тех пор являлась неизлечимой, Кэт решила любым способом достать ту траву, изучить ее свойства и способ употребления. Подтолкнула ее к такой поездке и статья «Проказа в Вилюйском округе» епископа Якутского и Ленского Мелетия в газете «Якутские епархиальные ведомости». Публикация нашла широчайший отклик не только в России, но и в Англии, Германии, США».
Летом 1891 года английская сестра милосердия Кэт Марсден по благословению королевы Виктории и императрицы Марии Александровны совершила поездку в Якутию для изучения поселений прокаженных и оказания им возможной помощи.
В пути ее сопровождали вышеназванный нами господин Шульц. Целью экспедиции был сбор средств на строительство постоянного приюта, в котором несчастные больные могли бы иметь необходимые условия для проживания и получать медицинскую помощь. В то время Якутская область была самым крупным очагом проказы в Российской империи. Когда у человека проявлялись симптомы ужасной болезни, его выгоняли из дома. Сотни изгоев, обезображенных проказой, скитались по тайге. Здоровые люди боялись их, как огня.
Коммуной жили, коммуной работали
Марсден лично собрала деньги на устройство церкви и бараков для прокаженных Вилюйского улуса, благодаря поступку этой самоотверженной женщины была создана специальная колония для больных, известная как Вилюйский лепрозорий. У несчастных больных появился шанс на новую жизнь, они могли уйти от одиночества.
Жили коммуной – работали, рыбачили (местные жители до сих пор называют то озеро Прокаженным), влюблялись, рожали детей. И все это благодаря мужественному поступку Кэт Марсден, совершившей долгое и утомительное путешествие из Великобритании в Якутию. В годы советской власти коммунисты хотели сжечь церковь.
После ее отъезда в лепрозорий приехали три сестры милосердия из Москвы, летом 1892 года прибыл опытный врач Дмитрий Гимер. Со всей Якутской области на правах губернии свозились под Вилюйск больные. Позднее в приюте работали врачи Мицкевич и Мухин. Они, по сути, и ликвидировали в этом регионе страшную болезнь, закончив начатое английской сестрой милосердия великое дело.
В Петербурге мисс Марсден встретила полное сочувствие своему предприятию и в короткий срок ею было собрано пожертвований на устройство колонии еще 10 тысяч рублей, которые были направлены ею в хозяйственное отделение Священного Синода.
Колония просуществовала вплоть до 30-х годов ХХ века, после чего была переведена в Иркутскую область. В настоящее время Дом престарелых и инвалидов, располагающийся на месте бывшего лепрозория, носит имя своей основательницы Кэт Марсден.
Алмаз ее имени
Интересный факт. В годы советской власти коммунисты хотели сжечь церковь. Но прокаженные взяли построенное Мелетием и Марсден здание церкви в кольцо, сцепив руки. Милиционеры побоялись их оттаскивать, никто не хотел к ним прикасаться руками. Так удалось отстоять храм.
В 1991 году, к столетию миссии милосердия самоотверженной женщины, алмазу весом 55,6 карат было присвоено имя «Кэт Марсден». В Вилюйске работает музей ее имени, а в Якутске к 150-летию со дня рождения Кэт был заложен первый камень в фундамент памятнику Марсден, который будет называться «Милосердие». Он должен был быть открыт возле здания Якутского медицинского колледжа, но до сих пор не установлен…
Что касается волшебной травы – «кучукта», то она не излечивала, а лишь облегчала страдания больных…
Георгий СПИРИДОНОВ, Sakhaday.ru
На снимке: «Мисс Кэт Марсден, сестра милосердия» (фоторепродукция из журнала «Нива», 1892 г.)