В связи с возникновением на территории ряда районов республики чрезвычайных ситуаций вследствие весеннего половодья, прокуратура республики разъясняет основные положения законодательства в сфере возмещения пострадавшим гражданам причиненного ущерба, а также выплаты материальной помощи.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона РС(Я) от 16.06.2005 252-З № 511-III «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства РС(Я) от 30.08.2017 № 297 утвержден порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РС(Я) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, который, в частности, определяет механизм финансового обеспечения мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера, возникших на территории Республики Саха (Якутия) из резервного фонда Правительства РС(Я).
Подпунктами «г, д, е» пункта 1.4 Порядка определено, что бюджетные ассигнования резервного фонда выделяются и используются для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера следующих непредвиденных мероприятий:
г) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 5 тыс. рублей на человека;
д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество — 10 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество — 20 тыс. рублей на человека);
е) выплата единовременного пособия:
— членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 500 тыс. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
— гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 100 тыс. рублей на человека, легкий вред — 50 тыс. рублей на человека).
В соответствии с подп. «б» п. 2 Положения о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РС(Я) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом Минприроды РС(Я) от 29.11.2017 № 01-05/1-642, Министерство охраны природы РС(Я) рассматривает вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в части финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных подп. «г – е» п. 1.4 Порядка — в срок, установленный в поручении и не превышающий 10 рабочих дней, или в течение 10 рабочих дней со дня подписания поручения, если в поручении срок не указан.
Согласно п. 6 Положения гражданин, пострадавший в результате чрезвычайной ситуации, обращается с заявлением в адрес главы органа местного самоуправления поселения на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации. Все поступившие заявления со дня поступления должны регистрироваться в специальном журнале регистрации заявлений пострадавших от негативного воздействия водных объектов. По истечении одного месяца после введения режима чрезвычайной ситуации заявления не принимаются, списки не рассматриваются.
Комиссияоргана местного самоуправления поселения, рассмотрев заявления в течение пяти календарных дней, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого иного документа, удостоверяющего личность гражданина, подготавливает списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости),составляет соответствующий акт обследования.
Акты обследования жилого помещения и утраченного имущества составляются комиссией в целях определения степени повреждения жилого помещения и степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами-собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается главойоргана местного самоуправления поселения с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
На основании списков граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) подготавливаются основные сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях (далее — сводные данные для выплаты помощи гражданам) и подписываются руководителем финансового органа муниципального района (городского округа), который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
В силу п.п. 7-9 Положения на основании заявлений о выплате единовременного пособия членов семьи погибшего (умершего) гражданина, составленных по форме согласно приложению № 8 к Положению, органы местного самоуправления поселений формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации.
На основании заявлений граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены надлежащим образом оформленной доверенностью, о выплате единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью в результате чрезвычайной ситуации, органы местного самоуправления поселений формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью.
Списки на указанные единовременные пособия согласовываются с руководителями органа социальной защиты населения и органа здравоохранения (судебно-медицинской экспертизы) муниципального района (городского округа), утверждаются министром здравоохранения РС(Я) и согласовываются министром охраны природы РС(Я) не позднее 7 дней со дня подписания поручения.
Анализ вышеперечисленных норм законодательства свидетельствует о том, что основным критерием получения мер государственной поддержки является признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и регистрация по месту жительства в пострадавшем жилом помещении.
Из смысла п. 6 Положения следует, что под понятие имущества первой необходимости подпадает недвижимое имущество, а также предметы первой необходимости(одежда, обувь, постельные принадлежности, простейшая бытовая посуда, моющие средства в зоне чрезвычайной ситуации) в соответствии с положениями ГОСТ Р 22.3.05-96. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 13.06.1996 № 370.
Таким образом, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, но не имеющим в собственности жилых помещений, не может быть отказано в получении единовременной материальной помощи и (или) получении финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (при подтверждении соответствующих обстоятельств).
В связи с этим, в случае отказа в предоставлении единовременной материальной помощи и (или) получении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации по причине отсутствия в собственности жилого помещения или регистрации по месту жительства граждане вправе обратиться в органы прокуратуры республики (по территориальной расположенности или в прокуратуру республики) для защиты своих прав.
В указанных случаях, а также в случае отсутствия регистрации в жилом помещении, подвергшемся негативному воздействию вод, защиту прав граждане также могут осуществлять самостоятельно путем обращения в судебные органы с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания в подтопленном жилом помещении, права на получение выплат с указанием их конкретного вида (единовременная помощь, финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости и другое). Заявление подается по месту жительства гражданина,в нем должны быть приведены доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания (справки, договоры, почтовая корреспонденция, показания соседей, родственников, работников медицинских организаций и др.).
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. 39 КАС РФ заявление в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» предусмотрена государственная мера поддержки в виде выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из 2 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия следующих условий:
— постоянное проживание в утраченном жилом помещении;
— регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Выдача государственных жилищных сертификатов осуществляется независимо от сумм страховых выплат, причитающихся или полученных по договорам страхования жилого помещения, которое было утрачено в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденные МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10.07.1995 регламентируют, что в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта РФ, составляются списки пострадавших граждан РФ, имеющих право на получение этого сертификата.
Для включения в списки пострадавших эти граждане должны представить в ГКУ РС(Я) «Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в РС(Я)» следующие документы:
— заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
— справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Прокуратура Республики Саха (Якутия)