В наших школах еще не существует отработанного механизма по профилактике и борьбе с травлей. Исключение составляют единицы российских школ. Например, в школе Летово, о которой ранее писал SakhaDay, буллинг – главное табу. Для лучшего раскрытия проблемы мы решили сделать разбор конфликта в одной из лучших школ Якутска вместе с детским психологом Туйарой Лепчиковой.
"Издевательства в школе были всегда, просто раньше не было телефонов с камерами и соцсетей, поэтому нам кажется, что буллинга стало больше. Раньше конфликты оставались внутри школы".
Агрессор и жертва похожи
В ситуации с буллингом нужно помогать и агрессору, и жертве. В статье правильно написано, что агрессор таким образом «кричит о помощи». Он чувствует безнаказанность, путем подавления других детей учится успокаивать свои негативные эмоции. Возможно подросток не знает откуда у него эти эмоции, но он чувствует злость и не знает куда правильно направить свою агрессию. Мы «человеки» – это социализированные животные и, руководствуясь животным инстинктом самосохранения, агрессор находит себе жертву.
А жертва тоже не осознает и не может говорить о своих переживаниях. В этом они похожи с агрессором. Мы не можем сказать, что жертва – это обязательно хороший ребенок. В психологии нет понятия «хороший» и «плохой». Но чаще всего это бывает тихие, послушные дети, с более авторитарными родителями. Жертвой может стать и отличник – любимчик учителя, и двоечник, которого чаще ругают.
В статье указано, что действия происходили в одной из лучших школ Якутска. Сейчас в престижных школах могут учится вместе дети влиятельных родителей и те, кто попал по прописке. Подросток может почувствовать власть и начать манипулировать другими, потому что осознает возможности своей семьи.
В любом коллективе есть формальный или неформальный лидер. Формальный лидер тянет за собой людей добрыми поступками, своим примером. Неформальный – это лидер буллинга, демонстрирующий свое превосходство запугиванием.
Треть класса пошла за неформальным лидером – это называется коллективное бессознательное. Например, если бы мы все надели маски и разбили витрину, то никто бы не узнал, значит никто бы не понес ответственность. Отдельно взятый ребенок чувствовал злость и обиду после издевательства, а ответить более сильному агрессору не мог. Поэтому он выбирает присоединиться к обидчикам и вместе с ними обижать другого более слабого одноклассника. «Пусть лучше я буду в группе и безопасности», – думали обидчики. Они даже не агрессоры, а влекомые.
Детям нужна реализация в хобби
Что касается постановочных видео с сексуальным подтекстом, 8 класс – это переходный возраст. В 13-14 лет у подростков интерес больше направлен на собственное физическое развитие, нежели на учебу. В интернете есть доступ ко всему, возможно подростки видели контент 18+, а как дальше понимать его не знают, так как психика еще не созрела. И тут подростки начинают показывать имитацию полового акта друг на друге, но никто об этом открыто не говорит. Нужно говорить с подростками на тему полового созревания, дать советы как пережить пубертат.
Как правило, подростки становятся агрессивными и зацикливаются на теме секса, если они предоставлены сами себе. Родителям несмотря на загруженный график нужно стараться больше времени проводить с ребенком. Также у школьника не должно быть много свободного времени. Отправляйте детей на кружки и секции. Например, активным детям нужно выпускать лишнюю энергию в танцах или спорте.
Агрессорам нужно найти себя и реализоваться в любимом деле, чтобы у него не было необходимости доказывать свою значимость через буллинг. Я не в коем случае не поощряю насилие, но если ребенок стремится к лидерству, то нужно помочь ему направить его организаторские способности во благо.
Жертве, в первую очередь, нужно проработать свои обиды с психологом, чтобы они не мешали ему идти вперед. Затем этому ребенку тоже нужно искать себя на кружках. Успехи в любимом занятии поднимут самооценку школьника. Он должен осознать, что больше не позволит издеваться над собой.
Мамы должны сотрудничать
Так как набор велся в 5 классе, туда пришли дети с уже сформированным поведением в школе. 6, 7 классы пришлись на пандемию, коллектив не успел сформироваться. Классному руководителю и педагогу-психологу нужно провести перечень мероприятий на сплочение класса. Для этого дети должны общаться и во внеурочное время. Совместный поход в кино, дни рождения, веревочные курсы – помогут детям почувствовать себя одной командой. У каждого в классе должна сформироваться своя роль: лидер, «мозг», художник, математик, спортсмен, музыкант и т.д. Дети должны понять, что в коллектив – это единый организм, в котором все друг друга должны взаимодополнять и поддерживать.
Также родители школьников тоже должны понять, что у них общая цель – наладить микроклимат в классе, чтобы детям было комфортно учиться. Для этого мамы должны сотрудничать, а не конфликтовать. А классный руководитель не должна занимать чью-либо позицию, а должна одинаково относиться ко всем ученикам и их родителям.